Период. 16 – 17 века (начало 18).

История философии музыки (источники, периодизация) и её теоретические проблемы

Источники:

1. прямые – трактаты, диссертации;

2. косвенные – фольклор, литературное наследие, эпистолярный жанр.

Периодизация

Период. Древняя Греция и Средневековье.

Музыка выполняет прикладную функцию (рассматривается с точки зрения общественной полезности), находится в синтезе с другими видами искусства. Носит обслуживающий характер. Так же музыка имеет врачующее свойство, что обусловило этос музыки.

Понятие музыка включало в себя нечто относящееся к музам, мусическое – то есть, прекрасное, высокое, духовное. Мусическое представляет сбой единство пения, танца и стиха. В понимании древних греков музыка не должна представлть объект незаинтересованного эстетического наслаждения, не должна погружаться в глубины психологии, внутреннего мира, выражать чувстваи какие-либо идеи в звуках. Музыка ценится пластичностью линий, ясностью форм, конкретность звуко-слова, скульптурно-телесная объективность мелодии музыки, мелодии-стиха, мелодии-танца. Двоякая сущность музыки - духовно-художественная и природно-физическая - была своеобразно осознана греками: с одной стороны, она представала как дар богов (согласно мифу - подарок Аполлона и Муз людям ). С другой – как теоретическое осмысление числовых первоначал музыкальной гармонии Пифагором (рассказ об  услышанных им молотках в кузнице). Сочетание божественного и земного, духовного и звукового, вдохновения и технической работы можно усмотреть и в самом выражении «мусическое умение», «мусическое искусство».

Этос. Тот факт, что музыка способна не только оказывать глубокое воздействие на внутреннее психологическое состояние человека, но и в определённой степени формировать его идеологию и мировоззрение, было замечено уже в древности.

Так, например, Пифагор был уверен в том, что «земная» музыка является проявлением Космической Гармонии Сфер, и по этой причине звучание возвышенной «человеческой» музыки способно создавать такой же гармонический порядок во внутреннем мире человека, какой «мировая музыка» («musica mundana») создаёт в Космосе. Аналогичного взгляда на глубинную природу музыки придерживались и другие известные мыслители античности: от Платона и Аристотеля до неоплатоников и неопифагорейцев.

С точки зрения учёных древности, сущностно-идеологическое воздействие музыки проявляется прежде всего в формировании у человека тех или иных этических установок. Конфуцию приписывают следующий знаменитый афоризм: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли её нравы, то прислушайся к её музыке».

Феномен этического воздействия музыки Аристотель объяснял тем обстоятельством, что в сущностной основе музыки лежат некие «зародыши нравственных состояний», которые, по Аристотелю, придают музыке статус обязательной педагогической дисциплины.

О чрезвычайно важном (не только сугубо воспитательном, но и о «душеспасительном») значении музыки пишет в своей энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» позднеантичный адепт «религии культуры» Марциан Капелла, у которого среди семи свободных искусств , аллегорических спасительниц человеческой души, представлена и музыка.

Все эти основополагающие идеи философии музыки получили своё дальнейшее развитие также и в трудах мыслителей более позднего времени, которые неизменно подтверждали тот факт, что «музыка выступает как уравнение мира в целом» (Новалис), поскольку она «способна вобрать в себя любое содержание» (Гегель).

Представление об этосе музыки — важная составляющая часть античного мировоззрения. Рассматривая различные цели использования музыки, Аристотель предписывал, в том числе, и «воспитательную» цель. Греческие и римские философы и теоретики музыки приписывали важнейшим категориям гармонии (родам мелоса, видам октавы и ладам), ритмам и тембрам (конкретных музыкальных инструментов) этические характеристики.

Диатонический род мелоса стандартно описывался как строгий и естественный, в то время как хроматика — род изнеженный, развращающий душу человека. Чаще всего дорийский лад описывался как мужественный и серьезный, фригийский как экстатический и возбуждающий, лидийский как грустный и жалобный. Платон в «Государстве» призывая исключить все сложные музыкальные инструменты из города, считал полезными только лиру и кифару, «а в полях у пастухов пусть будет сиринга».

При том, что античность не знала единой классификации средств музыкальной выразительности, по этическому признаку едина тенденция рекомендовать одни роды мелоса, ритмы, лады, музыкальные инструменты и т.д. и запрещать другие, поскольку общим в античности было рассмотрение музыки с точки зрения её общественной полезности (или, соответственно, вредности). Характерно, что один из самых знаменитых музыкальных трактатов всех времён, «Основы музыки» Боэция, открывается главой «О том, что музыка нам естественно присуща, и о её способности возвышать или портить нравы».

Начиная с эпохи (позднего) Возрождения и в Новое время этические характеристики получили две основные разновидности трезвучия — трезвучие большое («мажорное») и трезвучие малое («минорное»). Историю этических характеристик обоих трезвучий обычно возводят к труду «Основы гармоники» Дж. Царлино (1558):

период. 16 – 17 века (начало 18).

Рассматриваются более самостоятельные сугубо музыкальные вопросы,музыкально-теоретические. Музыка уже не врачебную функцию выполняет или служебную – а гедонистическую. Происходит обособление форм музыкальной практики.

Великие географические открытия эпохи Возрождения, духовные движения, охватившие Европу, увлечение античной культурой и искусством, пробудившее попытки подражать ей, - эти и другие события коренным образом изменили картину европейской культурной жизни к началу  XVII века. С одной стороны, постепенно расширяющаяся секуляризация западноевропейской культуры, развитие естествознания и череда научных открытий  были следствием предыдущей ренессансной эпохи, а с другой -  представляли собой нечто принципиально новое. Примерно с середины XVI века «в течение 150-200 лет меняется картина мира,  и, соответственно, меняются принципы познания этого  мира.

Происходят новации и в музыкальной практике, меняется понятие музыки. Одним из философских оснований искусства становится рационализм - направление мысли, утвердившееся в  философии Рене Декарта.  Рационализм (от лат. ratio - разум) это метод объяснения явлений  согласно общим закономерностям человеческого разума, опирающийся на положительные  данные и стремящийся связать их в единую непротиворечивую картину.

Если  ранее общепринятой основой мировоззрения были божественные установления, то теперь в большинстве случаев – человеческий разум выступает как исходная категория мировоззрения. Новация  рационализма состоит в попытке объяснить мироздание, минуя божественное начало, что фактически дает почву для атеизма, который особенно распространился в 18  веке под влиянием идеологии  Просвещения. Становится актуальной идея научного объяснения законов природы, общества. Во Франции: Руссо, Вольтер,  Монтескье; в России с этим движением связаны Новиков и Радищев.

Понятие музыки утрачивает свой универсальный смысл и сводится к искусству звуков.

Музыкально-теоретические трактаты Нового времени группируются по своей общей направленности и назначению следующим образом :

1. «Суммы  музыки» или «Компендиумы музыки» - то есть своды энциклопедических знаний обо всей музыке или определенной ее области. Это: «Гармония мира» Иоганна Кеплера (1619), «Всеобщая  гармония» Марена Мерсенна (1636-1638), «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера (1650).  В них изложен комплекс знаний, относящихся к современной теории музыки. Музыка – как универсальное философско-эстетическое понятие, подразумевающее связность всего в мире – синоним гармонии. Это старое понимание, которое ещё сохраняется в трактатах.

2. Практические учебники композиции: «Мusiса poetica» Бурмайстера, (1606), «Правила композицию» Свелинка  (l-я половина 17 в.), «Расширенный трактат по композиции» Бернхарда (1657),«Наставление в музыкальной композиции» Вальтера (1708) , и  др.

3.  Практические  пособия по игре цифрованного баса: «Новый трактат об аккомпанементе на клавесине, органе и других инструментах» М. Сен.Ламбера, «Правила аккомпанемента» Ф. Куперена.

Новизна барочной музыкальной мысли обнаруживается в новой трактовке понятия природы.  Начиная с 17 века  материальный мир понимается как источник жизненных сил, как новая природа вещей – источник их движения и покоя. Открытие  «музыкальной природы» в теории музыки Нового времени выражается в постепенной переориентации объекта внимания исследователей, в появлении научной рефлексии над музыкой звучащей, приводящей к полному разделению между теорией  и музыкальной практикой: теория стремится приобрести статус новоевропейской опытной науки, а практика целиком становится искусством. 

 

Период.           19 век.

Музыка – как подражание / выражение. Появляется понятие «композиторская эстетика», предполагающее высказывания о музыке самих композиторов, создание ими концепций.

Происходит «омузыкаливание» культурологии, философии, знания. Музыка рассматриваетс как гносеологический фактор природы. Появляется музыкальная критика. Это время характеризуется определенным единством эстетических идеалов, жанровой системы и творческой практики.

Композиторы этого периода обращаются к внутреннему миру человека! Музыка – как способ выражения конликта, психологических перипетий, в том числе мысли. Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Выдвигается проблема личности (романтического героя, одинокого, стремящегося, уходящего). 

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

 

Период. 20 век.

На первый план выходит социологическая проблематика. Адорно, Сохор. Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, марксистской социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе».

А. Н. Сохор явился инициатором проведения в СССР целого ряда всесоюзных и международных конференций по актуальным проблемам социологии музыки. Именно благодаря творческим и организационным усилиям А. Н. Сохора, социология музыки, в качестве серьёзной и весьма перспективной научной дисциплины, была реабилитирована в СССР после проведённых там в 20—30 гг. вульгарно-социологических опытов.

Русская музыкальная эстетика получила своё развитие в трудах Лосева, Асафьева, в высказываниях композиторов о музыке.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!