Философские истоки бунта Родиона Раскольникова

Конспект урока литературы

Дата 20.11.2020.

Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова; раскрыть суть теории Раскольникова; дать ей оценку

Используемая литература:
Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видео. Урок. Литература 10 класс (Урок№32 - Роман «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова https://youtu.be/nhD5cKD0fr8 Дата обращения 17.11.2020

2.Художественный фильм по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2007, Режиссер Дмитрий Светозаров. https://youtu.be/RXwXF68TRZM Дата обращения 17.11.2020

Презентации:

Презентация по теме: « Теория Родиона Раскоольникова»

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

Прочитав роман, мы приходим к выводу о том, что Раскольников стал жертвой собственной идеи. Что это за идея? Как она возникла? Какие причины привели Раскольникова к созданию негуманной теории? Как вы оцениваете эту теорию? Какую оценку дает ей Достоевский?

На эти вопросы предстоит найти ответ на занятии.

 

 

Цель нашего урока:   ребята, сегодня на уроке мы с вами проанализируем причины возникновения теории Раскольникова; раскроем суть теории Раскольникова.

 

2.Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

Социальные истоки бунта Родиона Раскольникова

Философские истоки бунта Родиона Раскольникова

Теория Родиона Раскольникова

Какую причину можно назвать основной в создании Раскольниковым теории, приведшей его к преступлению?

Та, которая рождена социальной средой, и в первую очередь нищетой.

Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?

Она унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия.

Примеры из романа:

Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление.

Но не каждый человек и не обязательно совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Что, помимо нужды, может подтолкнуть человека к преступлению? - Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека.

Каково социальное положение главного героя?

Главная черта социального портрета Раскольникова - крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось это неблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в "лохмотника".

Означает ли это, что Раскольников оказался в безвыходном положении? И безвыходно ли оно? Он, хоть и изможден и физически ослаблен постоянным недоеданием, мог бы зарабатывать интеллектуальным трудом, например, переводами, как Разумихин, или переписыванием бумаг.

 Почему бездействует? Самолюбив мешает, или есть иные причины?

Каковы черты личности Раскольникова?

Разумихин характеризует его как доброго человека; ему раскрывает трагедию своей жизни Мармеладов; дети не сторонятся его; он бескорыстно, в ущерб себе, по первому душевному порыву помогает беднякам Мармеладовым, девочке на бульваре, своему университетскому товарищу, его больному отцу; спасает на пожаре детей; разрушает свадьбу своей сестры с негодяем Лужиным; уважительно относится к Соне; его теория тоже создана из сострадания к обездоленным людям.

В нем словно два человека, противоположных друг другу; недаром он носит говорящую фамилию - Раскольников. Доброта, сострадание к обездоленным, способность бескорыстно помочь, обостренное чувство справедливости и индивидуализм, надменность, сознание превосходства над людьми, болезненное страдание из-за бедности, от которой у него развивается комплекс неполноценности. Отсюда у героя замкнутость, и желание самоутвердиться, и повышенное самомнение.

Что происходит с Раскольниковым под влиянием нищеты?

Не только собственная нищета, но и всеобщая нужда и страдания бедняков заставляет Раскольникова задуматься над устройством мира, он наблюдает окружающую жизнь людей, сочувствуя всем страдающим от жестокой действительности.

Размышляя о причинах несправедливого устройства общества, он мучительно ищет ответ на вопрос, способен ли человек разрушить привычные законы жизни или вынужден бессильно им подчиняться?

Оценивая происходящее, он делает вывод о необходимости переделать мир. Но кто способен на это? Мучающийся, страдающий обыватель не в состоянии это сделать в силу своей слабости и привычки подчиняться чужим законам. Но есть - их немного - особые люди, "владыки мира", "право имеющие", способные творить законы и преобразовать жизнь, построить её по своим, справедливым, законам и заставить им подчиняться всех. А сопротивляющихся и мешающих - уничтожить ради великой идеи преобразования мира. Так родилась его теория, суть которой в предоставлении права избранным людям творить историю, оправдывая жертвы именем прогресса. Идея о сильной личности побудила Раскольникова отнести себя к необыкновенным и проверить это, совершив убийство, которое привело его к личной трагедии, к разладу со всем миром и жизнью.

.

Философские истоки бунта Родиона Раскольникова

Читая роман, сначала мы узнаём о социальных причинах преступления Раскольникова. В герое Достоевского зреет бунт против несправедливости общества. Бесчеловечные законы которого порождают нищету. Заставляют Соню продавать себя ради семьи. И сестра Раскольникова Дуня точно так же продаёт себя ради матери и брата, когда собирается выйти замуж за Лужина, к которому даже симпатии не испытывает.

К преступлению подталкивают и собственная нищета, и судьба пьяной девочки на бульваре, и рассказ Мармеладова. Даже случайно услышанный разговор о старухе-процентщице. В этом разговоре студент высказывает мысли, которые созвучны мыслям самого Раскольникова. Если убить злобную скупую старуху, то на её деньги можно спасти тысячи жизней. «Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

Ключ к философским причинам преступления Раскольникова находится в его статье. За полгода до убийства Раскольников отнёс в газету «Еженедельная речь» статью. Называлась она «О преступлении».

В ней Раскольников изложил свою теорию. Согласно его взглядам, всех людей можно поделить на 2 разряда.

Теория Родиона Раскольникова

Первый разряд Раскольников назвал низшими или обыкновенными людьми. «Низшие люди» – обычные законопослушные граждане. «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», ‒ пишет о них Раскольников.

Второй разряд людей Раскольников назвал «собственно люди». К этому разряду относятся выдающиеся личности, которые создают историю и двигают человечество вперёд. Поэтому имеют право совершать преступления во имя идеи и высоких целей. «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям», ‒ утверждает Раскольников.

«Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».

Убийство Алёны Ивановны для Раскольникова было пробой. Он проверял свою теорию, примерял её на себя. Хотел понять, к какому разряду принадлежит он сам.

Раскольников честно признаётся Соне, что убил не ради денег.

«Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного».

«Мне другое надо было узнать… Смогу ли переступить или не смогу!… Тварь ли я дрожащая, или право имею».

У Сони эта теория вызывает негодование. Разумихин приходит от неё в ужас. «Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...»

Порфирий Петрович считает статью Раскольникова нелепой и фантастичной. Интересно, что следователь замечает в ней «смелость отчаяния». Для него Раскольников не плохой человек, а заплутавший. Именно статья Раскольникова «О преступлении» стала для Порфирия Петровича главной косвенной уликой.

В разговоре со следователем Раскольников упоминает, что свою статью он писал «по поводу одной книги». Исследователи пытались догадаться, какую книгу имел в виду Достоевский. Одни той самой книгой считали, например, «Историю Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Другие ссылались на труды модного философа Макса Штирнера. Достоевский познакомился с ними ещё в кружке петрашевцев.

Все эти книги вызвали большой резонанс в русской общественности. Но скорее всего, писатель спорит не с каким-то одним автором и его идеей, а с модными теориями в целом. Идеями, которые ставили во главу угла не нравственный закон, а человеческое эго. Теория Раскольникова терпит крах. И только после этого начинается его путь к духовному возрождению.

Философ Николай Бердяев называл Достоевского самым большим вкладом России в духовную жизнь всего мира. «Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь – откровение сердца бытия человеческого, сердца Иисусова...», ‒ писал он.

 

Оценка теории. Она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам достижения.

Домашнее задание.

1.Используя материал урока и презентации, составить конспект

!!!!Ребята, конспект урока и отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!