Техника и технология создания фотографических коллажей



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 Теоретические аспекты фотоискусства. 5

1.1 История развития фотографии.. 5

1.2 Портрет как жанр фотографии.. 11

Техника и технология создания фотографических коллажей   

Разработка концепции коллажей

Процесс съемки портретов для коллажей

Обработка и создание коллажей


ВВЕДЕНИЕ

Тема является актуальной на данный момент, так как развитие фотографии и тренды обработки их не стоят на месте, коллажи развивают не только умения и навыки, но и формируют образное мышление и восприятие, заставляют по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ, развивать творческие способности. Образ в коллажах создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, предметов или их фрагментов, именно поэтому многие коллажи кажутся столь уникальными и неожиданными. Конечно, многие прибегают сегодня к компьютерным программам для создания изображений, но большинство коллажистов и в наш цифровой век предпочитают использовать для коллажа найденные или заготовленные материалы, такие как бумага всех видов, акриловые и акварельные краски, фотографии, вырезки из журналов, любые некрупные предметы или их фрагменты - словом, все, что можно приклеить к жесткой основе. Мало того, иногда коллажисты используют в своих работах и мусор, красота и ценность которого как по волшебству проявляется в произведении искусства. Итак, очевидно, что современный коллаж бесконечно многогранен и неисчерпаем как вид искусства. Причем коллаж настолько универсален и прост в исполнении, что, как известно, даже маленькие дети любят это занятие, - что и говорить о известных художниках.

Целью данной курсовой работы является создание серии цифровых коллажей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Изучить историю развития фотографии

· Рассмотреть портрет, как жанр фотографии

· Изучить особенности композиции и технику коллаж.

· Проанализировать работы фотографов, которые работают в этой технике

· Создание концепции для коллажа

· Выполнить серию цифровых коллажей

Объектом является Академия маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ

Предмет исследования – цифровой коллаж.

 

 

Теоретические аспекты фотоискусства

История развития фотографии

Предыстория фотографии начинается в глубокойдревности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческаякожа, искрятся опалы и аметисты. Развитие оптической фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем» [1]. Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнценевооруженным глазом.

Первым устройством, используемым для проецирования и копирования изображений, была камера-обскура. Она представляла собой тёмную комнату с отверстием в одной из стен. Изображения находящихся вне комнаты, проецировались через противоположную стену, а человек, находящийся в комнате, мог наблюдать эти изображения и при необходимости переносить их на бумагу. Одна из первых камер-обскура, представленная на рисунке 1, изображение которой хранится в Международном музее фотографии Дж. Истмена.

 

Рисунок 1 Камера-Обскура

Время изобретения камеры-обскуры точно неизвестно, но уже в XI веке она использовалась для наблюдения за солнечным затмением и о ней знал Леонардо да Винчи. Приблизительно в XVI веке камера-обскура изготовлялась в виде светонепроницаемого ящика. Итальянский математик и физик Джироламо Кардано установил в неё линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластину. Полученное изображение можно было обвести на бумаге. Создание рисунка таким методом изображено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 Создание рисунка с помощью камеры-обскуры.

 

 Известно, что одним из основных узлов фотографических систем является объектив, устройство которого состоит из набора оптических линз, которые соединены между собой специальными клеевыми составами. Люди стали использовать стеклянную линзу очень давно. Впервые она была обнаружена в руинах Ниневии, разрушенной Вавилоном в 612 году до н. э.

Существует предположение, что стеклянные линзы впервые использовались для улучшения зрения ещё до начала XIV века. Джордано Пиза пропагандировал их применение в проповеди в 1306 г. и указывал на значение открытия стеклянных линз двадцатью годами раньше. Используя камеру-обскуру, изображения можно было фиксировать на бумаге или наблюдать. Однако возникает потребность в более простом способе регистрации изображений.

В 1826 г. французский изобретатель Нисефор Ньепс применил асфальт для регистрации высококонтрастных изображений. Асфальт, обычно растворимый в лавандовом масле, становится нерастворимым после воздействия света. В одном из своих экспериментов Ньепс наносил раствор асфальта в лавандовом масле на полированную оловянную пластинку, которую выставлял на солнечный свет полупрозрачным штриховым рисунком. В местах пластинки, находившихся под непрозрачным участком рисунка, асфальтовый лак практически не подвергался воздействию солнечного света и после экспозиции растворялся в лавандовом масле. После дальнейшего травления и гравирования пластинку покрывали краской. Свет задубливал лак в освещённых местах, а лавандовое масло вымывало незадубившиеся участки лака, в результате чего возникало рельефное изображение, которое использовалось как клише для получения копий с оригинала. Покрытые лаком пластинки также применялись вместе с камерой-обскурой для формирования прочных светописных изображений. Этот способ получения изображений назван гелиографией.

Один из первых снимков, полученный в 1826 г. Н. Ньепсом методом гелиографии представлен на рисунке 3. Он хранится в коллекции Гернхейма в Центре гуманитарных наук в Остинском университете штата Техас.

 

Рисунок 3 «Вид из окна», один из первых снимков Нисефора Ньепса.

В 1727 г. немецкий физик Иоганн Шульце обнаружил, что некоторые соли серебра темнеют под действием солнечного света. Англичанин Томас Уэджвуд использовал нитраты серебра для получения копий рисунков на стекле после экспонирования солнечным светом, но он не знал способа закрепления изображения. Для получения фотоизображения, Ньепс также проводил опыты с солями серебра. В 1829 г. вместе с французским художником Дагером он начал работу по усовершенствованию гелиографии.

К 1837 г., после смерти Ньепса, Дагер настолько усовершенствовал методику Ньепса, что мог получать изображения значительно большей яркости. Поскольку новый метод существенно отличался от гелиографии, его назвали дагерротипией. Первые дагерротипы были сделаны с неподвижных объектов, так как даже при ярком солнечном свете для получения изображения требовалось 15-30 минут экспозиции. В 1839 г. этот способ был впервые описан и публично продемонстрирован. В 1840 г. Йозеф Петцваль разработал многолинзовый объектив для фотосъёмки портретов, который позволял увеличить яркость изображения на пластинке в 16 раз. Время экспозиции удалось довести до значения меньше 1 минуты, что дало возможность применять данный метод для портретной съёмки. Обработанная пластинка тонировалась в пурпурно-коричневый тон хлоридом золота. Кроме изменения цвета такой процесс позволил сделать пластинку более долговечной.

В 1850 г. Луи Бланкар-Эврар, используя метод Талбота, изобрёл новый тип фотобумаги «альбуминовую фотобумагу», которая использовалась в качестве типовой до конца столетия. Бумагу покрывали яичным белком с растворённым в нём бромидом и иодидом калия. Затем её сенсибилизировали раствором нитрата серебра. Он же в 1852 г. основал вблизи Лилля во Франции большую коммерческую фирму по изготовлению фотоотпечатков с помощью этого метода. К 1857 г. фирмой были изготовлены по меньшей мере 100 000 фотоотпечатков. Несмотря на то что их качество было прекрасным, этот метод не стал общепринятым и к концу ХIX века почти полностью вышел из употребления. В 1847 г. Клод Ньепс, родственник Нисефора Ньепса, изобрёл альбуминовую фотопластинку стеклянная пластинка, покрытая яичным белком, содержащим иодид калия. Однако для образования скрытого изображения на пластинке требовалось время экспонирования 5-15 минут. Следовательно, требовались пластинки с более большей светочувствительностью.

В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной.

В 1873 году Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 году Д. Истмен (основатель фирмы «Кодак») наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер».

Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы А. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие другие. Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение, на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно.

Первая прозрачная гибкая основа для фотоплёнки была создана в 1889 году, и изготавливалась она из целлулоида, известного до этого уже более 20 лет. Возможность его использования в качестве подложки появилась благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году. Появление гибкой фотоплёнки тесно связано с изобретением кинематографа: первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа» была изготовлена Эдисоном разрезанием рулона семидесятимиллиметровой фотоплёнки вдоль. Фотоплёнка долго считалась принадлежностью любительской фотографии из-за необходимости выравнивания в кадровом окне. Кроме склонности к скручиванию, для первых фотоплёнок была характерна более быстрая потеря светочувствительности, чем у фотопластинок.

Преимущества нового носителя начали проявляться одновременно с уменьшением форматов камер в конце 1920-х годов, когда появилась малоформатная и среднеформатная аппаратура профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, нечувствительного к ударам и более удобного: быстрота перемотки фотоплёнки не шла ни в какое сравнение с длительностью замены фотопластинки при репортажной съёмке.

Самый ранний способ цветной фотографии, основанный на автохромном процессе, предполагал использование жёсткой подложки фотопластинок. Тем не менее, первые попытки создания цветных фотоплёнок также основаны на растровых технологиях, впервые реализованных в 1928 году компанией Eastman Kodak. Цветоделение происходило при помощи лентикулярного растра, изготовленного на стороне основы, обращённой к объективу с встроенными цветными светофильтрами. Однако необходимость специального оптического устройства для просмотра цветного изображения и невозможность его тиражирования ограничивали область применения лентикулярных плёнок. Первая многослойная цветная фотоплёнка Kodachrome с диффундирующими цветообразующими компонентами появилась на американском рынке в 1935 году, дожив до 2010 года почти без изменений. Технология съёмки на такую плёнку ничем не отличается от съёмки на чёрно-белую, а цветной позитив виден невооружённым глазом.

Постепенно фотоплёнка почти полностью вытеснила фотопластинки, в том числе из крупноформатной фотографии. Подавляющую часть рынка с большим размером кадра заняла листовая фотоплёнка тех же форматов. К концу 1990-х годов более 90 процентов фотографий, за исключением снимков одноступенного процесса, выполнялись на фотоплёнке. Ситуация начала меняться с начала 2000-х годов, когда стали появляться доступные для широкого круга потребителей цифровые фотоаппараты. Отсутствие накладных расходов на дорогостоящие фотоматериалы и скорость получения готового изображения быстро сделали цифровую фотографию более конкурентоспособной, а к середине десятилетия доминирующей на рынке. В 2006 году большинство производителей отказались от выпуска фотоаппаратов, рассчитанных на фотоплёнку, которая по-прежнему доступна в продаже, но всё более дорогостоящая.

 

Портрет как жанр фотографии

 

Жанр – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.

Портрет – это изображение человека. Будь то крупный кадр, по пояс или в полный рост. Будь то пейзаж, в глубине которого четко распознается человек – все это является портретом. Самое главное в портретной фотографии – это возможность зрителя сопоставить увиденных персонажей с себе подобными, наделить их человеческими чертами и развить возможный сюжет. Главное в портрете это умение отразить индивидуальные черты конкретного человека, показать его характер. Модель может фотографироваться в естественной или бытовой обстановке, тогда будет являться жанровым портретом. Либо на фото может происходить какое–то событие, это уже будет репортажный портрет. Во всех этих случаях обстановка вокруг модели не будет являться главной целью снимка или его сюжетным центром. Все это лишь дополняет представление о человеке.

Главной особенностью портрета является раскрытие внутреннего мира человека, передать его эмоции и рассказать историю. Портретная фотография должна подчеркивай особенности и достоинства лица, в то же время скрывая или показывая в правильном свете недостатки. Можно выделить три основных типа портретной фотографии:

–  крупный план, где в кадре только лицо;

–  средний план или полуростовой по грудь;

–  общий план, в котором человек запечатлен в полный рост.

    Свет – это одно из важнейших условий хорошего портрета. Неправильный свет может испортить портрет, сделав его плоским и неинтересным, и, наоборот, правильный свет может придать портрету объем и живительную привлекательность.

     Простой и эффективный способ сделать хорошие портретные снимки – использовать дневной натуральный свет. Снимать лучше утром или ранним вечером. Лучше всего снимать в пасмурную погода, чтобы избежать пересветов. С таким освещением легче найти точку, в которой фотографии получатся с необходимым объемом. В такой фотографии можно пробовать разные тени, как жесткие, так и мягкие. Единственным недостатком можно назвать то, что фотографу приходится подстраиваться под условия естественной освещенности, а это не всегда легко сделать особенно если снимать в обед, когда солнце находится на самом пике.

      С искусственным светом нет необходимости постоянно следить за изменениями в погодных условиях и степени освещенности. Ни фотограф, ни модель не будут отвлекаться на внешние факторы и смогут спокойно продолжать работу, не обращая внимание на то, что происходит за окном.

В портрете так же есть вещь, за которой необходимо следить и думать о том, как сделать наиболее лучший портрет. Это, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Светотеневой рисунок это–игра света и тени на лице, создающую различные формы. Это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы:

– боковое освещение,

– петлевое освещение или схема «петля»,

– схема рембрандтовского света,

– схема «бабочка».

В портретной съемке так же действует классическое композиционное правило третей, которое подразумевает деление кадра на 9 одинаковых квадратов, где взгляд падает на четыре центральные точки. Объект нужно размещать на сетке таким образом, чтобы важные элементы находились на выигрышных точках.

Композицию можно разделить на следующие виды:

1. Линейная (отвечает за видимые направляющие линий, а также за расположение всех объектов на снимке).

2. Цветовая (отвечает за сочетание цветов и насыщенности в кадре).

     Так как фотография развивается и не стоит на месте, и в современном мире существует множество вариаций портретов, и один из них – это коллаж.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж – это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи – причем для каждого свои.

   Среди коллажей существует множество трендов. Вот некоторые:

1. Аппликация – наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу.

2. Ассамбляж – компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости.

3. Бриколаж – создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора).

4. Фотоколлаж – использование фотографий как исходников для творчества.

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.  Что касается жанров коллажа, то их очень много. Конечно же, любой коллаж может быть как абстрактным, так и фигуративным. Он может быть, как двухмерным, так трехмерным.

Гюнтер Рисс, создавая коллаж «Городской ландшафт», внес в свою работу третье измерение, чем вовлек зрителя в пространство воссозданного на бумаге города. Интересно, что некоторые коллажи имеют своим назначением создание затейливой тени, как, например, коллаж Джима Брэя «Большая вечеринка в Оксфорде» рисунок 1 или «Без названия» Дональда Альстрома.

            Рисунок 1 –«Большая вечеринка в Оксфорде»

 

 

   

Анализ творчества

Один из представителей искусства коллажа – это Кристина Золотарева. Она создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов. Её коллажи зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Кристине интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела, быть своеобразным Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Первым этапом в её работе является поиск материала. Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете она сразу мысленно раскладывает картинку на элементы, воспринимая ее как сырой материал. Как вариант, коллажистка качестве источников может использовать собственные фотографии. Отобрав несколько изображений, Кристина начинает работу в Photoshop и переносит их туда слоями. Пересматривая найденный материал, она вырезает нужные части изображений и начинает их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop – и переношу их туда, слоями. Все эти этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Автор часто добавляет новые изображения уже в процессе и отказывается от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа. На рисунке 1 представлены примеры работ Кристины Золотаревой.

 

Рисунок 1 – Коллажи Кристины Золотаревой.

 

Ещё одним ярким представителем современного искусства фотоколлажа является краснодарский фотограф Дарья Бойкова, выпускница Академии ИМСИТ. Материалы для своих коллажей Дарья снимает сама, фотографирует на Sony с китовым объективом. В своих работах почти не пользуется Photoshop. Любит экспериментировать с цветом в Lightroom, уводя в черно-белое и накладывая потом тон. После работы с цветом дело доходит до печати.

Чаще всего печатает на обычной бумаге, но иногда может использовать полуглянцевую, цветную крафтовую бумагу. Или, как говорит сама Дарья, что она печатает на всем, что «можно засунуть в принтер». После печати фото начинаются эксперименты с материалом. Каждый материал реагирует по–-разному на воду, огонь, заломы, клей и всё, что может прийти в голову. Именно такие способы использует Дарья. После всех экспериментов она сканирует свою работу, а дальше на повторную обработку в Lightroom, так как по словам фотографа, принтер и сканер не дают тех цветов, что ты планировал изначально. На рисунке 2 можно наблюдать работу с огнём и водой, а также скотч, который скрепляет кусочки бумаги, собранные как пазл.

 

Рисунок 2 – Работа Дарьи Бойковой.

 

Аналогичная работа проделана на фотографии, представленной на рисунке 3.

 

Рисунок 4 – Коллаж Дарьи Бойковой.

 

Техника и технология создания фотографических коллажей


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!