Интерпретация бетховенских сочинений

Бетховен. Черты стиля и его отличие от ранних венских классиков. Жанры фортепианного творчества

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) – величайший представитель венской школы XIX века.

Бетховен – ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

В клавирной музыке отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об исполнительском искусстве того времени с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом..

Людвига ван Бетховена называли "Титаном". Художник - титан и человек - титан, который в искусстве и в жизни противостоял ударам судьбы, выступал против косности и посредственности, поддерживал идею свободы и равенства. В юности, горячо воспринявший идеи французской революции, Бетховен в своих сочинениях отразил героику революционной борьбы, мощное дыхание пробудившихся масс.

Бетховен считал искусство делом огромной человеческой значимости. "Свобода и прогресс – вот цель искусства как и всей жизни", – говорил Бетховен.

Бетховен продолжатель традиций Моцарта. Но его музыка приобретает совершенно новые выражения: драматизм в музыке доходит до трагизма, юмор – до иронии, а лирика становится откровением страдающей души, философским размышлением о судьбе и мире. Фортепианная музыка Бетховена - образец художественного вкуса. Современники часто сравнивали эмоциональный настрой сонат Бетховена с патетикой трагедий Шиллера. Для фортепиано у Бетховена написано 32 сонаты. Широкой известностью пользуются: "Патетическая", "Лунная", "Аврора", "Аппассионата".

В творчестве Людвига ван Бетховена, которое стоит на гребне двух веков, фортепианный классицизм обретает свое высшее выражение. Его искусство уже ничем не расплачивалось с «галантным» веком, и все было обращено в будущее, воплощая бунтарские идеи революционной эпохи. Исполнители и музыковеды находят в его сочинениях прозрения будущих музыкальных стилей всех последующих веков, даже шопеновского (напр., в Адажио из сонаты соч.106), даже импрессионистского (Анданте с вариациями из сонаты соч.109), даже стиля музыки Прокофьева и Шостаковича (напр. в поздних квартетах).

Всеобъемлющий гений Бетховена словно аккумулировал всю энергию развивающейся европейской музыкальной цивилизации. Бетховен-композитор неотделим от Бетховена-пианиста. Прометей в музыке, он был гигантом-ниспровергателем в исполнительском искусстве. Он создал пианизм нового героического стиля , сближающего музыку фортепианных сонат с музыкой его великих симфоний. Он первым из композиторов открыл оркестровую мощь нового клавишного инструмента, расчистив дорогу Листу и Антону Рубинштейну. Он дал образцы фортепианной игры неслыханного ранее динамического напора, резких «черно-белых» контрастов, выразительно-речевых драматических эффектов. «Дух его,– по рассказам современников,– рвал все сдерживающие оковы, сбрасывал иго рабства... Его игра шумела, подобно дико пенящемуся вулкану».

Размышляя о фортепианном искусстве Бетховена, пианист-педагог Леонид Николаев писал: «Думаю, что пианизм Бетховена сложился не без влияния драматического искусства начала XIX века. Тогда артист в порыве страсти должен был кататься по земле, рвать на себе волосы, скрежетать зубами, кричать... Нужно отрешиться от ошибочного убеждения, будто как раз Х1Х век отличался сдержанностью. Нет, в бетховенскую эпоху играли с чувством, с пафосом, декламационно».

Бетховен был выдающимся виртуозом. Его игра мало походила на искусство модных венских пианистов. В ней не было галантного изящества и филигранной отточенности. Не блистал Бетховен и мастерством «жемчужной игры». Он относился к этой модной манере скептически, считая, что в музыке «подчас бывают желательны и другие ценности». Его исполнение отличалось широтой и размахом, было проникнуто мужественной энергией и стихийной силой.

По-видимому, в бетховенском исполнении больше поражало не частное, а общее, образ произведения в целом. Карл Черни вспоминал, что игра Бетховена «была одухотворенной, величественной, ввысшей степени полна чувства, романтики, особенно в Адажио. Его исполнение, как
и его произведения, были звуковыми картинами внешнего рода, рассчитанными только на воздействие в целом».

Бетховен проявлял характерный для композиторов классиков деспотизм по отношению к исполнителям. Категорически запрещал даже малейшие отклонения от авторского текста и поэтому не одобрял игры наизусть (то есть не глядя в ноты), которая в ту пору начинала входить
в концертную практику. Он с самоотверженной точностью и редким проникновением исполнял произведения Генделя, Глюка, Баха. Собственные же фортепианные творения играть не очень любил, предпочитая импровизировать.

Гениальные импровизации Бетховена славились во
всей Европе
. По словам ученика Бетховена Фердинанда Риса, эти импровизации «были самым замечательным из всего, что можно было вообще услышать». Они доводили до слез, до восторженного потрясения массы людей. Сам же Бетховен, потрясенный не менее напором вдохновенных идей, порой разражался... смехом. «Художники пламенны, они не плачут»,— говорил этот бунтарь-республиканец, бросавший вызов всему свету, покидавший дворцы князей и скитавшийся по закоулкам старой Вены.

«Выражением бетховенского лица стала судорога,– писал о своем великом предшественнике композитор Рихард Вагнер,– судорога упорства, которая никогда не может разрешиться в улыбку, а только в громкий хохот...»

Пианизм Бетховена не мог не стать антиподом всякой светскости и утонченности. В его открытом пафосе и страстных интонациях протеста звучал голос народных масс. Композитор сделал материальную стихию фортепианного звука не предметом «ушеугодных» наслаждений, но орудием идеи, мысли, борьбы. А главной мыслью его было – восславить радость из бездны скорби, «вдохнуть мужество в несчастное человечество», воспеть счастье свободы. «Бетховен только и думал об истории и всем человечестве, – писал Владимир Васильевич Стасов. – Это Шекспир масс».

Творчество венского классика занимает одно из самых почетных мест в современных методических программах музыкальных школ, училищ и консерваторий. Достаточно сказать, что самая капитальная исполнительская редакция, созданная в советский период, посвящена Бетховену, его 32 фортепианным сонатам. Этому труду отдал большую часть жизни профессор Московской консерватории Александр Борисович Гольденвейзер.

«Судьбу должно хватать за горло. Ей не удастся согнуть меня» – это высказывание раскрывает существо личности Бетховена и его музыки – дух борьбы, утверждение несокрушимости воли человека, его бесстрашия и стойкости.

Интерес композитора к образу судьбы вызван не только личной трагедией. Этот образ приобретает более обобщенный смысл и воспринимается как воплощение стихийных сил, стоящих преградой на пути достижения человеком его цели.

Музыка Бетховена насыщена замечательными лирическими образами. Они выделяются глубиной, значительностью художественной мысли (медленные части симфоний и сонат) и воспринимаются как раздумья человека о сложных вопросах жизни, о судьбах человеческого бытия.

Бетховенская лирика открыла путь новому восприятию природы, по которому пошли многие музыканты XIX столетия. Бетховен одухотворяет природу, очеловечивает ее. Влюбленность в природу, ощущение ее облагораживающего, целительного воздействия на человека композитор передал и своей музыкой.

Бетховенским сочинениям присуща большая внутренняя динамика.

Одним из важнейших средств динамизации музыки для Бетховенаметроритм . Ранние классики использовали ритмическую пульсацию для повышения «жизненного тонуса» своих сочинений. В музыке Бетховена ритмический пульс становится более напряженным, его биение взволнованного, драматического характера.

Бетховен усиливает роль ритмического пульса и в лирической музыке, повышая тем самым ее внутреннее напряжение.

Ромен Ролан образно сказал об «Аппассионате»: «пламенный поток в гранитном русле». Этим «гранитным руслом» в сочинениях композитора нередко становится именно метроритм.

Динамика бетховенской музыки обостряется и рельефнее выявляется авторскими оттенками исполнения. Постепенные нарастания звучности Бетховен часто заменял акцентами. В его сочинениях встречаются многочисленные и весьма разные по характеру акценты.

Наряду со ступенчатой динамикой Бетховен применял постепенные усиления и ослабления звучности.

Бетховен – замечательный мастер в области фортепианной фактуры. Используя традиционные фактурные формулы, он существенно их переосмысливает в связи с новым содержанием по линии динамизации. По- новому звучат «альбертиевы басы» – перемещает фигурации вверх и вниз по клавиатуре (это уже не мягкий, спокойный фон для лирических мелодий, как у Моцарта), увеличивает позицию руки в пределах разложенного аккорда (расширяет диапазон охватываемых ими звуков до октавы и большие интервалы), нередко придает им массивность, раскладывая аккорд не полностью.

«Барабанные басы» приобретают характер взволнованной пульсации .

Бетховен разрабатывает концертный фортепианный стиль. Доминируют насыщенные, полнозвучные виды изложения. Значительное место отводится крупной технике, применяет октавы терции и др. двойные ноты в виде последований, иногда довольно протяженных.

Для дальнейшей эволюции концертного пианизма важно развитие техники martellato(распределение пассажей и октав между двумя руками можно считать истоком листовских приемов).

В области пальцевой техники новым было введение массивных, насыщенных пассажей, вызывающих представление о лавине звучностей. Обычно эти построения имеют позиционно-ступенчатое строение, основой которого служат звуки трезвучий.

Бетховен один из первых композиторов оценил богатейшие возможности правой педали. Он применяет ее для создания лирических образов, насыщенных «воздухом» и охватывающих почти весь диапазон инструмента.

Фортепианные сочинения Бетховена обладают своеобразной красочностью, которая достигается и педальными эффектами, и использованием оркестровых приемов письма (воспроизводит различные оркестровые тембры, особенно духовых инструментов: валторны, фагота и др.).

Бетховен – величайший строитель крупной формы, мастерски использует фортепианное изложение для создания монументальных циклических композиций («Аппассионата»).

Важнейшую часть фортепианного наследия составляют 32 сонаты. Композитор много писал в циклической сонатной форме, интенсивно разрабатывал приемы сквозного развития, что придавало сочинениям большую динамичность и цельность.

В некоторых сонатах Бетховен сокращает количество частей, в некоторых сохраняет многочастную структуру, вводит необычные для сонаты жанры: ариозо, марш, фуга, изменяет порядок частей и т.д.

Примеры:

Соната №12 ор. 26 необычна по форме. 1ч. – в форме темы с вариациями. Уже в самой теме элементы вариационности. 2ч. – скерцо, а после скерцо Бетховен вводит похоронный марш «На смерть героя» (отличается суровостью, нет лирического начала, мужественное непреклонное отношение к смерти без расслабленности и слез). Звучание должно быть тяжелым. Между финалом бетховенской сонаты и финалом сонаты Шопена есть общность художественного замысла (в самом типе контраста – изложен триолями).

В обеих сонатах ор. 27 Бетховен ищет новые пути развития сонатной формы. Построение 1ч. 13-ой сонаты предваряет 2-ую балладу Шопена (смена Andante врывающимся Allegro. Sonata quasi una Fantasia исполняется целиком attacca.

Соната №14 (Лунная) ближе к обычной форме сонаты, чем соната №13. В ней лишь отсутствует сонатное аллегро. Allegretto менуэтного характера и финал Presto agitato – в форме сонатного аллегро. Безукоризненная ясность и лаконичность формы сочетаются с исключительной глубиной содержания. Неслыханное проявление в музыке кипучей страстной индивидуальности, приближающей эту сонату по духу к произведениям грядущего романтизма.

1ч. – редкий у Бетховена пример произведения, проникнутого чувством безнадежной обреченности и безысходной скорби. 2ч. – «цветок между двумя безднами» (по меткому выражению Листа). 3ч. – сонатное аллегро (характер страстного возбуждения во всех темах).

Сонату №15 называют «Пасторальной». Она возвращает нас к классической 4-х частной форме первых фортепианных сонат. Соната носит ясный, светлый жизнерадостный характер, отличается стройностью формы. В ней Бетховен провел единство тематического материала во всех частях (хотя в Анданте есть в «барабанном» ля элемент драматизма, звучащий неумолимо). Для гл. партии 1 ч. характерна широкая напевность, выдержанный органный пункт на тонике.

В трех сонатах ор. 31 фортепианный стиль Бетховена становится еще более самостоятельным и разнообразным. В 16-ой сонате близость к стилю Клементи не подлежит сомнению. Он использует здесь также виртуозно-салонный стиль, что не мешает ее высокой художественной ценности. Соната носит светлый, радостный характер.

В 17-ой сонате наиболее ярко выражен дух романтизма.

18-ая соната отличается от предыдущих 4-х частных сонат тем, что в ней отсутствует медленная часть. 1-ая и 4-ая – сонаты, 2-ая и 3-я – менуэт и скерцо.

В двух сонатах ор. 49(19 и 20) Бетховен заинтересовался проблемой создания двухчастной фортепианной сонаты. 1 ч. 19 сонаты близка к фортепианному стилю Моцарта.

21 соната (ор. 53)написана в духе романтизма.

23 соната ор. 57 – вершина творчества зрелого периода, воплощает титанический образ мужественного героя-борца. Ему противопоставлена враждебная человеку стихия «судьбы». В сонате есть и другой, внутренний конфликт, заключающийся в раздвоенности образа самого героя (решительность, волевое самоутверждение – в первом элементе гл. партии в котором мелодия основана на разложенном трезвучии, звучащем в унисоне на расстоянии двух октав, и ощущение трепетности, колебания, нерешительности – использование орнамента в виде трели на фоне диссонирующей гармонии). Мрачно, зловеще звучит в большой октаве «мотив судьбы».

С именем Бетховена связана разработка в фортепианной сонате принципа программности («Аврора», «Патетическая», «Аппассионата» и т.д.), что оказало сильнейшее влияние на развитие программной романтической сонаты. Одно из лучших сочинений Шопена – соната b-moll – имеет своим прообразом бетховенскую сонату с похоронным маршем.

Бетховен написал 5 фортепианных концертов и, следуя по пути Моцарта, еще более, чем его предшественник, симфонизировал концертный жанр и резко выявил ведущую роль солиста.

Музыка Бетховена поражала современников своей смелостью в передаче эмоциональных состояний, вулканом страстей и величественным спокойствием философских раздумий.

М.И. Глинка считал Бетховена вершиной Венского классицизма, художником, наиболее глубоко проникнувшим в глубины человеческой души и в совершенстве выразившим её в звуках. Бетховен же говорил: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой!".

Прекрасное у Бетховена прорывает оболочку классицистского аффекта, оно созидается и созидает, не заботясь о соразмерности конструкций. Впервые музыка выходит на рубежи социальной драмы, в которой индивидуальное чувство подчинено грандиозной общественной "сверхзадаче". Весьма примечательно, что стиль Бетховена не был до конца воспринят ни Гете, ни Гегелем: Гете находил у него "чрезмерное обилие прекрасных деталей", противоречащее натурфилософскому духу Просветительства; абстрактные тождества гегелевского "абсолютного духа" казались бледными и схематичными в плебейски-полнокровной жизненности бетховенского симфонизма.

Между тем века классицизма уже отступали; в беспрецедентной полистилистике "Дон Жуана", в бунтующем духе "Эгмонта" угадывалось столетие романтизма с его трагической иронией, неустроенностью художественного сознания, свободой лирической интимности.

 

Интерпретация бетховенских сочинений

Исполнение сочинений Бетховена требует убедительного воплощения динамизма его музыки. Для этого необходимо выявлять внутренние закономерности музыкального развития.

Громадное значение при исполнении бетховенской музыки имеет метроритм. Его организующую роль нужно осознать в произведениях не только мужественного, волевого характера, но и в лирических, скерцозных.

Существенная задача исполнителя – выявление богатой красочности сочинений Бетховена, используя оркестровые и специфически фортепианные тембры. Тембровая окраска способствует раскрытию драматургического замысла, рельефному выявлению тем в их развитии.

Огромное внимание уделяют пианисты самому значительному и «загадочному» в бетховенском наследии – его последним фортепианным сонатам. Еще памятны гипнотические интерпретации этих сонат Марией Юдиной (существующие также в грамзаписях), исповедальность и философичность ее манеры, своеобразный властный метроритм. Дмитрий Дмитриевич Шостакович, учившийся вместе с Юдиной в Петроградской консерватории, рассказывал, как на всю жизнь запомнилось ему юдинское исполнение Тридцать второй сонаты Бетховена, особенно ее второй части.

Трактовке поздних сонат Бетховена Святославом Рихтером посвящены десятки страниц критических и исследовательских статей. Здесь хочется сказать о главном. Уникальна способность Рихтера полностью погружаться в огромный, неохватный по духовным далям мир глухого гения. В конгениальности его исполнения поздних сонат Бетховена решающее значение имеет та «страстная объективность» и совершенное чувство формы, о котором любил говорить Нейгауз, размышляя о своем любимом ученике.

Еще сравнительно недавно принято было думать, что интерпретация поздних сонат Бетховена – непосильное дело для молодых пианистов, не обладающих еще достаточной артистической и человеческой зрелостью. Что жемы наблюдаем в наши дни? Одной из лучших интерпретаций 21-летнего Михаила Плетнева в программах его выступлений на VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и во многих последующих концертах была Тридцать вторая соната Бетховена.

В одном из интервью на вопрос «Близок ли вам бетховенский титанический пианизм сверхконтрастов?» Михаил Плетнев ответил: «Искусство Бетховена не знает середины. Сверхконтрасты – грани души великого композитора. Что же касается до-минорной сонаты, то это одна из самых возвышенных бетховенских сонат. Играя ее, каждый раз надо подниматься до каких-то новых необозримых высот».

Выдающиеся интерпретаторы музыки Б. – Ф. Лист, Ф. Ламонд, А.Шнабель, С. Рихтер, Э. Гилельс.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте главные черты героического стиля Л. Бетховена. В чем их отличие от стиля ранних венских классиков?

2. Каковы самые существенные задачи интерпретатора музыки Бетховена?

3. Роль исполнительской школы советского периода в исполнение и изучение произведений Бетховена.

Прослушивание и просмотр:

1. Л. Бетховен Аппасионата 3ч.фрагмент – А. Султанов (видео);

https://www.youtube.com/watch?v=xI4qFLfVmR8&ab_channel=pcobl

2. Л. Бетховен Аппасионата Д. Мацуев (видео);

3. Л. Бетховен Соната №8 (Патетическмя)в 3-х частях – Фредди Кемпф (видео);

4. Соната №7 для скрипки и ф-но (В. Репин, Н. Луганский);

5. Л. Бетховен Соната №32 – Вильгельм Кемпф (аудио);

6. Л. Бетховен Соната №1 фа минор – С. Рихтер (видео);

7. Л. Бетховен Концерт №2 Си бемоль мажор соч.19 – М. Плетнев видео).

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 859; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!