Рекомендации по использованию игровых технологий на уроках истории



Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желание размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в школьном историческом образовании.

Формы игр достаточно разнообразны. В настоящее время, когда прилавки книжных магазинов переполнены различной методической литературой, учитель по-прежнему остается натурой творческой. Найдя что-то "новенькое", тут же начинает фантазировать, дополнять, изменять, "подгонять" под свою тему, свой класс и т.д. Хочется остановиться на главных из форм игры на уроках истории:

1)Методика организации и проведения ролевых игр на уроках истории

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем ролевую игру как процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.[7]

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры. Однако в любом случае он должен быть целостным. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков возможностей самореализоваться в нём.

 Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить условия и законы существования игрового мира. Схема описания такова: место действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение, важные события, предшествующие игровому периоду времени, ситуация, сложившаяся до начала игры.

При этом основное внимание нужно уделить следующим моментам:

Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и допускать множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем полнее и больше задуманный мир, тем лучше. Однако здесь следует делать поправку на опыт игроков.

Во-вторых, определяется продолжительность игры. Мир для однодневной игры существенно отличается от мира для многодневной и тем более для повторяющейся игры. Слишком широко задуманный мир, создать практически невозможно, а слишком узко задуманный будет исчерпан до заданного лимита игрового времени. И то, и другое одинаково плохо.

В-третьих, определяется форма проведения игры: кабинетная или полигонная[8].

Следующий этап организации игры – разработка правил игры. При этом следует учесть следующий момент: во избежание разногласий в процессе игры правила должны быть зафиксированы в письменном виде. Все участники игры должны быть ознакомлены с правилами до начала игры, и каждая команда должна иметь хотя бы один экземпляр.

В настоящее время при составлении правил проведения ролевых игр наблюдается два абсолютно противоположных подхода: «Одни предпочитают максимально короткие правила, содержащие только самую необходимую информацию. Главный принцип при этом — разрешено всё, что не запрещено. В этом случае, игровые ситуации, отсутствующие в правилах, разрешаются мастером игры по своей воле, что может вызвать нарекание игроков и накладывает на мастера дополнительную ответственность. Второй подход предполагает детальное описание игрового мира и всех возможных игровых ситуаций. Это уменьшает произвол мастера, но создаёт другую проблему: слишком объёмные правила плохо запоминаются игроками, да и мастеру очень трудно запомнить все возможные нюансы»[9].

Динамика игры построена на достижении каждым игроком каких-то своих интересов и целей, это значит — в каждой игре присутствует интрига. Динамика игровой интриги строится на соперничестве игроков[10].

Динамика ролевой игры в целом обеспечивается следующими факторами:

Фактор подготовки участников. Для ролевых игр очень важно, чтобы игрок осознал свою цель. Осознание цели происходит в результате личной работы мастера игры с игроком, когда первый рассказывает игроку все, что он должен знать. Очень важно, чтобы потенциал игрока соответствовал поставленной цели. Кроме этого, поставленная цель не должна вызывать у игрока явного неприятия.

Фактор проработки цели. Это определяющий фактор для успешного проведения ролевой игры. Цель должна соответствовать потенциалу участника. Это значит, что мастер должен знать возможности игрока, а также и то, что игрок предпримет для достижения поставленной задачи. Кроме того, каждый игрок должен представлять, какие ходы он будет предпринимать для достижения своей цели. При этом вполне вероятно, что он может ошибаться. Кроме понимания игроком своих ходов, мастер должен обеспечить постоянное напоминание игроку о тех задачах, которые перед ним поставлены. При заметной разнице в потенциалах игроков для более сильных рекомендуется вводить определённые ограничения (низкое социальное положение, невозможность убивать соперников).

Фактор поддержания цели. Цель должна светить участнику всю игру так как она является пружиной толкающей ученика к действию. В процессе игры под влиянием окружающих событий он может на время забыть свою цель, а потом в быстро меняющемся игровом мире очень сложно будет найти концы, по которым можно будет узнать необходимую информацию. Например, на игрока напали бандиты, он от них убежал, потом его обвинили в чем-либо, игрок начинает распутывать это обвинение и т.д.

Фактор соблюдения приличий. Под приличиями здесь подразумевается некий кодекс, который должен соблюдаться игроками, а трудности возникают именно из-за того, что кодекс необходимо соблюдать. В частности, игроку, которому в вводной говориться, что он должен кому-то отдать долг, гораздо проще пристрелить своего кредитора, чем долго и упорно копить деньги. Чтобы такого не случилось, необходимо либо запретить убийства, либо сделать это технически очень сложным.

Фактор хождения в игре «грязных» историй и наличия «компромата» на каждого игрока. Под «грязными» историями и «компроматом» здесь подразумевается информация, которую собирают игроки о своих соперниках для достижения своих целей.

Этап проведения игры является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для мастера игры. Какой бы полной и всеобъемлющей ни была картина моделируемого мира, как бы ни были хороши правила и подготовка игроков — все равно проведение игры требует от её организатора большого физического и интеллектуального напряжения.

При проведении игры учитель должен регулировать ее ход, контролировать соблюдение правил и выполнять роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. Авторитет мастера должен быть непререкаем.

В зависимости от требований игры, учитель может иметь индивидуальную роль или находиться вне игры. Его основная задача - поддерживать динамичность событий. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы отдельная команда или игрок устраивали сильный прессинг, когда основная масса игроков не выдерживает жесткого темпа игры. В этих случаях необходимо установить причину накладок и восстановить нормальный ход событий, введя новые игровые факторы или организовав силовое вмешательство.

Необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. За особо грубые или систематические нарушения возможно удаление игрока из игры. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

Последним этапом проведения ролевой игры является её анализ. Учитель остро чувствует настроение класса и понимает, насколько успешно прошла игра. Однако, это не может представить полноценной картины, поскольку в большинстве случаев игра - это коллективное настроение. Учителю, однако, необходимо понять настроение каждого отдельно взятого ученика, чтобы сделать выводы для проведения последующих игр, с учётом индивидуальных способностей каждого. А потому очень важно, несмотря на вечную нехватку времени, провести этот этап — он залог эффективности всей игровой деятельности на уроках и развития методического мастерства учителя[11].

Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда утихнут эмоции. Организаторы игры должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые координаторами и мастерами, дать свою оценку прошедшей игры.

Игроки в свою очередь должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.

После этого можно детально проработать ключевые моменты игры, найти ответы на вопрос: «Почему возникла та или иная ситуация, к чему она привела?». Вот тут как раз важно получить информацию от возможно большего количества игроков, чтобы воссоздать как можно более полную картину. Если ведущие обладают достаточным опытом, они должны аргументировано объяснить объективные причины возникновения той или иной ситуации.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих. Необходим спокойный и детальный разбор организации и проведения игры с учетом всех факторов.

2) Методика организации и проведения деловых игр на уроках истории

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории: игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру. Итак, деловая игра — это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний «Я» по отношению к этому предмету.

Учебные деловые игры, как и все другие виды игр, имеют свою структуру. Эту структуру можно описать следующими понятиями:

Проспект деловой игры — в нём раскрывается концепция игры, её общее содержание, условия применения, т.е. говорится о том, зачем необходимо её проведение, какие отношения и люди моделируются в данной игре, на какую аудиторию она рассчитана и т.п. Сюда входят: сценарий игровая обстановка регламент

Для проведения игры назначается (выбирается) руководитель игры. В учебных деловых играх им может быть учитель.

Затем формируются игровые команды и распределяются роли между игроками. Число команд и игроков зависит как от характера и содержания игры (соответственно сценарию), так и от возможностей обеспечения каждой команды необходимыми материалами игры.

Важное значение при проведении деловых игр имеет определение начального уровня подготовки игроков, а также допустимость участия в конкретной игре учеников с разным уровнем знаний, умений и навыков. Это особенно важно при создании малых групп в соответствии со сценарием игры, поэтому особое значение приобретает исследование уровня компетентности игроков во владении игровым предметом.

В деловых играх в обязательном порядке должна существовать группа экспертов — людей наиболее компетентных в предмете игры. При необходимости проводится предварительное обучение экспертной группы с учётом вида и объёма предстоящей игры (чаще всего, учащимся рекомендуют дополнительные литературные источники, обеспечивающие при их использовании необходимую компетентность экспертов). Кроме этого, для проведения деловых игр, желательно создание счётной группы (поскольку большинство деловых игр носят соревновательный характер). В большинстве случаев, счётные группы создаются из числа наблюдающих игру.

Игровые мотивы участников в принятии игровых решений и осуществлении игровых действий являются очень важными для успешного проведения всей игры в целом. Создание игровых мотивов — одна из важнейших задач руководителя игры.

Игровая роль — чаще всего отражение какой-то реальной социальной роли или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений. Время пребывания каждого участника игры в определённой роли определяется задачами обучения, которые решаются в данной игре и регулируются руководителем игры в зависимости от её результатов.

Вход в деловую игру обеспечивается определёнными исходными данными о предмете игры, причём их реалистичность для учебной деловой игры совсем не обязательна. В исторических деловых играх достаточна правдоподобность исходных данных и сведений по предмету игры, при этом участники игры или её руководитель могут менять исходные данные по ходу действия.

Выходом учебной деловой игры являются те результаты, которые преследовались при её проведении: для учащихся — это новый опыт переживания возможностей своего «Я»; для руководителя игры — накопленный опыт организации игровой деятельности и материалы, которые могут стать основой следующего тура игры или для разработки новой.

Катализатором деловых игр обычно выступает руководитель, который определяет время, следит за соблюдением регламента и темпа игры. Стимулы к игре должны иметь все её участники, для учащихся такой стимул общеизвестен — отметки по учебному предмету.

Вывод по второй главе:

1. На уроках истории целесообразно применение игровых технологий; как правило, наиболее эффективно используются ролевые и деловые игры.

2. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

3. Игра должна быть доступной; цели игры - достижимыми; а оформление красочным, разнообразным.

4. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность (игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение).

5. Конец игры должен быть результативным, четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным (в таких играх завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности).

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре осваиваются игровые роли, школьники обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Кроме того, игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями

Таким образом, цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий и выработать рекомендации по методике организации и проведения игр на уроках истории – достигнута; задачи реализованы.

 


Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург, 1999

2. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1994. - № 4

3. Ананьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. – М., 1996

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989

5. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 220 с. 152

6. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. – М., 2001

7. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения: В 2 т. Т.2. – М., 1992

8. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001

9. Куприянов Б.В., Рожков М.И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2000

10. Озеркова И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания// Школьные технологии. – 2000. - № 1

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996

12. Селевко Г.К. Великая иллюзия. Игра как метод обучения// Учительская газета. – 2005. - № 40

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998

 


ПРОВЕРЕНО: 17.07.2020 03:45:16

ЗАИМСТВОВАНИЯ

37,8%

ЦИТИРОВАНИЯ

0%

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

62,2%

ИСТОЧНИКОВ:

9

ЕЩЕ НАЙДЕНО ИСТОЧНИКОВ:

3

ЗАИМСТВОВАНИЯ:

37,8%

 


[1] Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения: В 2 т. Т.2. – М., 1992

1. [2] Борзова Л.П. Игры на уроках истории. – М., 2001

 

2. [3] Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996

 

1. [4] Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 220 с. 152

 

2. [5] Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 220 с. 152

 

1. [6] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998

 

2. [7] Алексеева Н.М. Игры на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1994. - № 4

 

1. [8] Куприянов Б.В., Рожков М.И. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2000

 

1. [9] Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург, 1999

2. [10] Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения: В 2 т. Т.2. – М., 1992

1. [11] Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!