Итак, при написании эссе важно

Тарасова О.В.

 

Б1.Б.01 «Философия»

 

Методические рекомендации по подготовке к написанию эссе

 

для направления подготовки

Менеджмент»

 

 

Форма обучения – очная

 

 

Екатеринбург

2018
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

 

Некоторые признаки эссе

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

 

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить

то, что стоит писать в эссе:

1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

o отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

o в чем проявилось это качество?

2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

o что заставило меня заняться этим видом деятельности?

o почему я продолжал(ю) заниматься этим?

3. О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

o почему мне запомнилось именно это событие?

o изменило ли оно меня как личность?

o как я на это отреагировал?

o было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

4. О каждом человеке, которого вы упомянули:

o почему я назвал именно этого человека?

o стремлюсь ли я стать таким как он?

o какими его качествами я восхищаюсь?

o было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

o пересмотрел ли я свои взгляды?

5. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

o почему мне это нравится или не нравится?

o повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

6. О каждой вашей неудаче:

o чему я в результате научился?

o что полезного я вынес из этой ситуации?

 

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,
  • литературно-критическими,
  • историческими,
  • художественными,
  • художественно-публицистическими,
  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии,
  • лирической миниатюры,
  • заметки,
  • странички из дневника,
  • письма и др.

Различают также эссе:

  • описательные,
  • повествовательные,
  • рефлексивные,
  • критические,
  • аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

  • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
  • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

 

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно

определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

 

Правила написания эссе

  • Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
  • Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
  • В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

 

Темы эссе по философии

Вариант №1

1. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» – Фридрих Ницше.

2. «Тот, кто становится пресмыкающимся, червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?» – Иммануил Кант.

3. «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков» – Джордж Бернард Шоу.

4. «Техника убийственно действует на душу» – Николай Александрович Бердяев.

5. «Кто не карает зла, тот способствует его свершению» – Леонардо да Винчи.

6. «Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом» – Владимир Иванович Вернадский.

7. «Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя» – Альбер Камю.

8. «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» – Альбер Камю.

9. «Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни» – Альбер Камю.

10. «На что ты рассчитываешь, то и обретёшь» – Аристотель.

11. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» – Аристотель.

12. «Корни образования горькие, но плоды сладкие» – Аристотель.

13. «Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит» – Бенедикт Спиноза.

14. «Великими людьми я называю только тех, кто оказал великие услуги человечеству» – Вольтер.

15. «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни» – Вольтер.

16. «Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять» – Вольтер.

17. «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека» – Людвиг Фейербах.

18. «У победителя много друзей, и лишь у побежденного они настоящие» – Никколо Макиавелли.

19. «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни» – Николай Александрович Бердяев.

20 «Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада» – Николай Александрович Бердяев.

21. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» – Сократ.

22. «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов» – Федор Иванович Тютчев.

23. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» – Федор Михайлович Достоевский.

24. «Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены» – Плиний Старший.

25. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» – Дени Дидро.

26. «Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству» – Иммануил Кант.

27. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» – Конфуций.

28. «Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей» – Серен Кьеркегор.

29. «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – Виссарион Григорьевич Белинский.

30. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» – Александр Сергеевич Пушкин.

Вариант № 2

1. В чем состоит значение философии сегодня?

2. В чем состоит отличие философского мировоззрения от религиозного?

3. Каково соотношение философии с наукой и религией?

4. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?

5. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено». Гераклит.

6. «Самое страшное, что может случиться с человеком, - это если боги лишат его наказания». Сократ

7. «Любовь - это стремление к бессмертному». Платон.

8. «Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии». Платон.

9. «Человек вне общества — или бог, или зверь». Аристотель.

10. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». Эпикур. «Логика оттолкнула от меня мир». Пьер Абеляр.

11. «Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Фома Аквинский.

12. «Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими». Никколо Макиавелли.

13. «Истина была единственной дочерью времени». Леонардо да Винчи.

14. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим». Джордано Бруно.

15. «Всякий человек, желающий подняться до познания чего либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться». Николай Кузанский.

16. "Все разумное действительно, и все действительное - разумно". Г.В.Ф.Гегель.

17. Согласны ли Вы с Юмом, что мы не можем быть уверены в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

18. Согласны ли Вы с Кантом, что существуют априорные знания, которые определяют наше знание о мире?

19. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

20. "Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» Ф.Ницше.

21. Является ли человеческое познание отражением (репрезентацией) объективного мира или конструированием собственного «жизненного мира»?

22. Что есть истина?

23. Существует ли универсальная природа человека?

24. Согласны ли вы с Гальпериным в том, что у человека отсутствуют инстинкты?

25. Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?

26. Благодаря каким факторам человек выделился из мира животных?

27. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?

28. Является ли альтруизм результатом естественного отбора?

29. Является ли психоанализ научной теорией?

30. Может ли человек управлять своими бессознательными процессами?

31. "Человек - это прежде всего замысел, который живет своей собственной жизнью, вместо того, чтобы быть мхом, плесенью или цветной капустой". Ж.-П.Сартр.

32. Согласны ли вы с Сартром, что человек сам устанавливает для себя ценности?

33. Согласны ли вы с Сартром, что человек абсолютно свободен?

34. Существует ли смысл жизни?

35. Согласны ли вы с Б.Уильямсом, что бессмертие бессмысленно?

36. Противоречия морального сознания.

37. Практична ли мораль?

38. Соотношение долга и пользы в морали.

39. Любовь к ближнему как этический идеал.

40. Абсолютное и относительное в морали.

41. Нравственный идеал и жизненные реалии.

42. По ту сторону добра и зла.

43. Существует ли нравственная свобода?

44. Мистический и религиозный опыт.

45. Будущее религии.

46. Критерии произведения искусства.

47. Русская идея: миф или реальность?

48. Место теории относительности на фоне проблемы выражения возможных свойств Мегавселенной

49. Возможность зарождения Вселенной в Вечности

50. Разум человека, по выражению Р.Тагора, подобен лампе: «Чем ярче свет, тем гуще тень сомнений». О какой ступени познания идёт речь, и о какой форме этой ступени?

51. Существует ли абсолютный способ обоснования знания? Дайте анализ специфики обоснования знаний в различных науках.

52. "Сомневаться во всем, верить всему - два решения одинаково удобные: и то, и другое избавляет нас от необходимости размышлять". А.Пуанкаре.

53. В романе И.С.Тургенева «Рудин» есть реплика одного из героев (Пигасов), обращённая к женщине: «Да, уж я думаю, Дарья Михайловна, что Вам легче было бы жить без истины, чем без Вашего повара Степана, который такой мастер варить бульоны! И на что Вам истина? Ведь чепчика из неё не сошьёшь»… Прав ли Пигасов? Нужна ли истина Дарье Михайловне?

54. Как конкретизируется классическая концепция истины в философии ХХ века?

55. Какую роль играют философские идеи в становлении нового знания.

56. Восток и Запад: различия в традиционном понимании человека, его взаимоотношениях с природой и обществом.

57. Индивидуальность и коллективизм: извечная дилемма

58. Человек: путь к гибели природы!?

59. Человек - мера всех вещей?

60. Почему человеку так трудно познать самого себя? И какие опасности подстерегают его на пути к самопознанию?

61. Человек приближается к свободе?

62. Воздействие условий пребывания в месте обучения на свободу личности (средовой подход в педагогике).

63. Смертная казнь и свобода

64. Надо ли бороться за свободу?

65. Несвободному живётся проще и легче?

66. Оправдано ли принуждение, если оно осуществляется от имени общества?

67. Свобода – это осознанная необходимость?

68. В какой степени мы ответственны за себя и других?

69. Казнить нельзя помиловать.

70. Глобальные проблемы, порождённые противоречиями общественного развития.

71. Глобальные проблемы, связанные с противостоянием общества и природы.

72. «Жизнь, – писал Ксавье де Местр, – представляет собой вечную борьбу того, что я хочу, с тем, чего хочет животное, в котором я живу». Какое противоречие человеческой природы имел в виду французский мыслитель?

73. Кто, на Ваш взгляд, – славянофилы или западники – оказались исторически более правы в св

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!