Общие требования к выполнению графических заданий

Контрольная работа № 2

Введение

 

В процессе освоения дисциплины «Основы графического дизайна» студенты изучают теорию (самостоятельно) и выполняют задания по темам «Дизайн как средство коммуникации ; Трансформация изобразительного образа в знаковой системе ; Иконический знак ; знак – индекс ; интерпретация знака индекса ».

 

Результатом является выполнение альбома графических работ и, завершающий этап, – экзамен.

 

Цель: освоение приемов создания художественно-композиционной структуры знака, выражающей доминирующее свойство объекта-прототипа и отвечающей требованиям, предъявляемым к визуальной организации знаковой формы графического изображения.

Учебные задачи:

- овладеть принципами и методами формально-композиционной и художественно-образной организации графического изображения знаковых систем на основе категории соразмерности.

- приобрести навыки организации знаковых систем на примере создания иконического знака и знака-индекса как специфической формы графического воплощения смыслов и коннотаций, вложенных в данные знаки;

- проработать категорию соразмерности в виде формально-художественного выражения основных принципов визуальной организации знаково-информационных систем;

- сформировать формально-композиционные структуры иконического знака и знака-индекса с геометрической и скульптурной пластикой в соответствии с общими требованиями визуальной организации знаковой формы графических изображений;

- на основе доминирующих образных характеристик полученных знаков методом стилизации перенести данные свойства знаков на элементы шрифтовых групп «иконический знак» и «знак индекс»»

- выявить и использовать фундаментальные требования: автономность, запоминаемость, различимость, активность к знаковым системам.

Теоретический экскурс

«Знак. Семиотика Изобразительный знак»

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение полного соответствия создаваемых объектов и среды эстетическим и утилитарным потребностям человека. Это – проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал, и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы.

Графический дизайн – проектно-художественная деятельность, направленная на создание или изменение визуально-коммуникативной среды, в соответствии с определёнными задачами и требованиями. Графический дизайн, как термин на первых порах означал художественный монтаж текста и изображения на напечатанной странице для формирования зрительно-словесного образа с целью информирования, развлечения читателя.

Семиотика, или семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον – «знак, признак»), – наука о знаках и знаковых системах, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Эта наука подразумевает под знаками любые возможные средства для коммуникации: звуки, слова и изображения. В искусственных языках, как правило, каждому знаку всегда соответствует один смысл, а смыслу, в свою очередь, − один денотат.В естественных языках знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Это явление называется омонимией. Еще одно явление, часто встречающееся как в естественных, так и в искусственных языках, носит название синонимия – когда два различных знака соотнесены с одним и тем же денотатом (фактом, объектом).

Семиотикаизучает знаки и знаковую систему как средство хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе, в самом человеке. Все, что люди сообщают друг другу намеренно или произвольно – это информация. Она всегда имеет знаковую природу и передается с помощью знаков. Понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. Семиотика как наука имеет свою внутреннюю структуру и включает следующие разделы: синтактика, или синтаксис, семантика, прагматика.

 

Семиотика разделяется на три основных области:

1. Синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику: синтаксис (синтактика) изучает внутренние структурные свойства систем знаков, правильность построения знаков;

2. Безотносительно к интерпретации; семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков);

3. Прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора знака.

Предмет семиотики– это знаки, знаковые аспекты всех видов коммуникации. Предметом общей семиотики является сравнение, сопоставление и обобщение результатов частных семиотик; рассмотрение того, как абстрактные языковые отношения проявляются в различных знаковых системах; формулирование выясняющихся при этом общих семиотических законов.

Объектами исследования семиотики являются коммуникативные процессы.

Назначение семиотики:

- увидеть семиотическое единство информационных процессов;

- понять своеобразие конкретных семиотик;

- «взвесить» семиотическую компоненту индивида или общества;

- улучшить логику и расширить кругозор.

Задачи семиотики:

- сравнение, сопоставление и обобщение результатов частных семиотик;

- рассмотрение того, как абстрактные языковые отношения проявляются в различных знаковых системах;

- формирование общих семиологических законов.

Синтаксис изучает внутреннюю структуру знаковых систем, то есть правила, порядок отношения знака к другому знаку, закономерности построения целостных фраз и текстов из единичных знаков.

Знак – материальный объект, которому соответствует некое значение, могущее быть чем угодно – реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием. Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, то есть фактически должен являться материальным объектом.

Код (язык) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования.

Структура состоит из самих знаков и отношений между ними.

Денотат – это совокупность обозначаемых знаком объектов

Концепт – это совокупность сведений (знаний) об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами.

Сигнификат – это смысл знака, понятие, которое соответствует знаку, способ, которым знак указывает место обозначаемого в системе явлений.

Семиозис – это процесс интерпретации знака, процесс порождения значения, то есть это знаковое представление информации и использование знаков. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А – отправитель сообщения, лицо Б – его получатель, или адресат. Отправитель выбирает среду Г (канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д задает соответствие означаемых и означающих, то есть задает набор знаков. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение. Частным случаем семиозиса является речевое общение (речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель – это говорящий, получатель – слушающий, или также адресат, а знаки – языковые знаки. По Чарльзу Сандерсу Пирсу (основатель современной семиотики) считается, что знак имеет три характеристики:

1) материальная оболочка;

2) обозначаемый объект;

3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Знаковая система – это множество знаков, отличающихся между собой по одному какому-нибудь признаку, вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений (информации). Знаковая система, упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образует язык– систему коммуникационных знаков.

Все знаки условно делят на конвенциональные, образные и натуральные.

Натуральные (естественные) знаки – это знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе

Образные знаки не являются частью того, что они обозначают, но остается внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом. Например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит

Конвенциональные (условные) знаки служат обозначением предмета «по условию», потому что люди условились считать его знаком этого предмета. Данные знаки имеют мало общего с тем, на что указывают, а придание им определенного значения является результатом соглашения или договора. Примером конвенциональных знаков является звезды и полосы на погонах, школьный звонок, «зебра» на пешеходном переходе, эмблема на машине «скорой помощи»

Коммуникация– это обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков. Коммуникация может осуществляться средствами «первичных языков» (система жестов, пантомима) или средствами вторичных семиотических систем (музыкальная нотация, правила игр).

Культурный код – это совокупность значений, присущая символической системе, то есть это совокупность знаков (символов), которые заключены в предмете деятельности человека.

Иконичность – свойство языкового знака, проявляющееся в наличии между его двумя сторонами, означающим и означаемым, материального (изобразительного, звукового) или структурного подобия

Иконический знак – изображение, создающееся по образцу самого объекта и являющееся знаком этого объекта. Примером знака-индекса является дым – знак огня, а знаками-символами являются, например, цвета светофора, в которых связь между цветом (красный, желтый, зеленый) и его значением определяется соглашением

Иконические знаки (знаки-копии) – знаки, представляющие собой в той или иной степени достоверности изображения объектов, которые они замещают, то есть отображают непосредственно сам предмет потребления. Знаки такого типа не несут двойственных значений, они просты и понятны, легко считываются и воспринимаются потребителем. Они изобразительны и схожи с замещаемым объектом, то есть образ объекта иконического знака остается узнаваемым.

Связь между означающим и означаемым знака произвольна и условна. Внутреннее строение знака заключается в том, что любое содержание кодируется в языке произвольным образом, поэтому по содержанию ничего нельзя сказать о его форме, и наоборот, форма не дает никаких намеков на то, каково ее содержание.

Пиктограмма – условные знаки и изображения, передающие визуальную информацию.

Логотип из букв / слов(знак) способен вместить несколько букв, то есть это лигатура – две и более буквы, объединенные вместе в один знак. В графическом дизайне лигатуры используются тогда, когда трудно собрать какой-то целостный, отдельный, но в то же время, множественный образ.

Каллиграфия – это искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере [https://ru.wikipedia.org/wiki/Каллиграфия]. Таким образом, под каллиграфией понимается искусство красивого письма или логотипы, написанные одним росчерком. Такие знаки говорят о своей элитарности и неповторимости.

Инверсия в графическом дизайне – это изменение цвета или тона на дополнительный цвет или противоположный тон, например, черного цвета на белый.

Шрифтовая композиция – это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Графические знаки с применением шрифтовой композиции делятся на:

- знаки-логотипы;

- монограмму / вензель.

Знак-логотип – это художественно разработанный текст, слово, сокращенное обозначение, представляющее символ фирмы, «обыгранный», трансформированный в виде инвариантов для различного использования (но сохраняющий узнаваемость).

Монограмма (греч. μόνος один, γραμμα буква) – это знак, образованный при помощи соединения между собой букв. Буквы могут переплетаться между собой или просто стоять рядом.

Вензель – это усложненная монограмма, с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким – сложным. Может быть украшен короною, венком.

Практическая часть

Общие требования к выполнению графических заданий

 

Методика формирования иконического знака и знака-индекса основана на специфике формообразования графической структуры знаковых форм, используя известные методы, принципы и средства профессионального творчества: выделение и формализация свойств, их визуальное совмещение, перенос и структурная активизация, трансформация, стилизация, комбинаторика.

На основе доминирующих образных характеристик зооформы полученных методом стилизации перенести данные свойства знаков на элементы шрифтовых групп. В общей структуре композиционной работы эти шрифтовые группы выступают в качестве названия: «иконический знак», «знак-индекс».

Чистовые варианты подачи композиционного построения знаков должны выполняться на листах бумаги одинакового формата (18х18 см) и включать в себя стилизованное начертание слов «иконический знак» и «знак-индекс».

Основное внимание при разработке знаков необходимо обращать на обеспечение соразмерности в соотношении образных и логических начал при художественно-композиционном воплощении смыслового содержания в форму графического построения знаков различных видов.

Допуск к экзамену обеспечивает сформированный альбом графических работ. Минимальный объем выполнения лабораторных заданий – 6 графических листов формата А-3.

Состав альбома графических работ:

Титульный лист (Формат А-4) Приложение 1.

1-й лист – зарисовки выбранной зооформы (А3);

2-й лист – поисковые варианты стилизации зооформы (А3);

3-й лист – поисковые варианты шрифтовой композиции (карандаш) (А3);

4-й лист – итоговая работа: два изображения иконического знака с включённой шрифтовой композицией (А3);

5-й лист – поисковые варианты знака-индекса и шрифтовой композиции со скульптурной и с геометрической пластикой (карандаш) (А3);

6-й лист – итоговая работа: два изображения знка-индекса с включённой шрифтовой композицией (А3).

Материалы: ватман А3; простые карандаши; ластик; рапидограф/перо/линер; тушь черная.

Приложение 1

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра дизайна интерьера

 

Альбом работ по ДИСЦИПЛИНе

«основы графического дизайна»

 

Выполнил   обучающийся гр. ____ Иванов И.И.
   
Проверил к.п.н., доцент кафедры ИД Фалько В.П.
   

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2020

Примеры выполнения работы

Зарисовки выбранной зооформы

Лист 1. Иконический знак: зарисовки выбранной зооформы А-3 (карандаш);

 

 

 

 

Варианты стилизации зооформы

Лист 2. Поисковые варианты стилизации зооформы А-3 (карандаш, тушь).

 

 

 

 

Поиски шрифтовой композиции

Лист 3. Поисковые варианты шрифтовой композиции (карандаш, тушь) А-3

Итоговая работа

Лист 4. Иконический знака с включённой шрифтовой композицией (А-3 тушь

На листе формата А-3 разместить два квадрата 180х180 мм, в которых выполнить два изображения иконического знака и шрифтовую композицию (второе изображение – инверсия).

 

 

Лист 5. Поисковые варианты знака-индекса и шрифтовой композиции со скульптурной и с геометрической пластикой (карандаш, тушь);

 

Лист 6. Итоговая работа: два изображения знака-индекса

с включённой шрифтовой композицией (тушь).

На листе формата А-3 разместить два квадрата 180х180 мм, в которых выполнить два изображения знака-индекса и шрифтовую композицию, соответственно пластике знака

 

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!