Профилактика нарушений голоса



Составитель : педагог дополнительного образования

Марковникова Л.В.

 

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.

 

Строение голосового аппарата

 

Анатомия органов голосообразования

     Генератором звука является гортань. Гортань расположена в передней области шеи, в её средней части. Вверху она сообщается с полостью гортанной части глотки, а внизу переходит в трахею. Основа гортани, её скелет, состоит из трёх непарных и трёх парных хрящей, которые соединены между собой связками и суставами .Мышцы гортани подразделяются на наружные и внутренние. Наружные мышцы поднимают и опускают гортань. Внутренние мышцы гортани приводят в движение хрящи гортани, изменяют ширину голосовой щели.

 

Голосовой аппарат. Дыхание во время речи

 

    Голос - это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата. Голос образуется во время выдоха, при смыкании голосовых складок. Голосовые складки периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга. Однако в голосообразовании принимает участие целый комплекс органов: диафрагма, лёгкие с плеврой, бронхи и трахея, гортань и глотка, полости рта и носа, околоносовые пазухи. Основными факторами голосообразования является давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани Голос может быть певческим, речевым, шёпотным. В вокальной педагогике существует термин «озвученное дыхание», которое рекомендуют направлять в тот или иной отдел ротовой полости, к губам, носу .

    Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать, поддерживая достаточное подскладочное давление. Недостаточное количество воздуха для речи в дыхательных путях негативно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость потока выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.

    Важно учитывать способ подачи звука, который на вокальном языке именуется атакой. Атака – это скорость с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Зарождающийся при этом звук с самого начала должен иметь правильную форму (тембр, вибрацию, резонирование). Опытный вокалист или оратор для большей выразительности голоса использует мягкую и твёрдую атаки. Так при одномоментном выдохе и смыкании голосовых складок имеет место мягкая атака. При всех динамических изменениях звука во время фонации мягкая атака считается самой физиологичной. Способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох именуется «жёсткой атакой». Злоупотребление этим способом может послужить причиной всевозможных нарушений голоса.

     Необходимо также уточнить и понятие «опора звука». Под «опорой» понимают правильное соотношение между натяжением голосовых складок и величиной подскладочного давления, т.е. ощущение сопротивления голосовых складок выдоху. Для нормализации ритма дыхания, увеличения жизненной ёмкости лёгких, удлинения задержек на вдохе и после выдоха разработана дыхательная гимнастика. Фонационный выдох на «опоре» позволяет добиться увеличения силы голоса без перенапряжения голосовых складок.

 

Дыхательная гимнастика включает курс упражнений

 

Исходное положение сидя прямо на стуле или стоя:

 

1)вдох и выдох через нос;

2)вдох через нос, выдох через рот;

3)вдох через рот, выдох через нос;

4)вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Комплекс дыхательной гимнастики необходимо повторять два раза в день.

 

 Через 7-10 дней добавляют упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:

1) исходное положение – руки в замок на затылке; отклонение головы назад с сопротивлением рук;

2) исходное положение – сжатые в кулак кисти подпирают подбородок; наклоны головы вперёд с сопротивлением рук;

3) исходное положение – ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук; 4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперёд, сжимание челюстей;

5) надувание щёк;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднимание мягкого нёба при зевке.

 

 

Профилактика нарушений голоса

Учащиеся вокального объединения должны соблюдать правила гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата.

     К первым относятся закаливание организма, физические упражнения, занятия спортом, укрепляющие органы дыхания, ограничение приёма острой и солёной пищи.

    Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустима повышенная голосовая нагрузка в период катаров верхних дыхательных путей .Так как в это время нередко возникает охриплость, голосовые складки смыкаются недостаточно,

    Что касается правил санационного характера, то особенно важны своевременные врачебные консультации по поводу восстановления носового дыхания, удаления очагов инфекции в полости рта, в области верхних дыхательных путей и уха.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!