Как русский пейзаж фиксирует русскую жизнь
Живопись венециановцев в общем поле российского искусства занимала скромное место и в мейнстрим не попадала. Вплоть до начала 1870-х годов пейзаж развивался в русле романтической традиции, наращивающей эффекты и пышность; в нем преобладали итальянские памятники и руины, виды моря на закате и лунные ночи (такие пейзажи можно найти, например, у Айвазовского, а позже — у Куинджи). А на рубеже 1860–70-х случается резкий перелом. Во-первых, он связан с выходом на сцену отечественной натуры, а во-вторых, с тем, что эта натура декларативно лишена всех признаков романтической красоты. В 1871 году Федор Васильев написал «Оттепель», которую Павел Михайлович Третьяков немедленно приобрел для коллекции; в том же году Алексей Саврасов показал на первой передвижнической выставке своих впоследствии знаменитых «Грачей» (тогда картина называлась «Вот прилетели грачи»).
Оттепель. Картина Федора Васильева. 1871 годГосударственная Третьяковская галерея
И в «Оттепели», и в «Грачах» время года не определено: уже не зима, еще не весна. Критик Стасов восторгался тем, как у Саврасова «зиму слышишь», другие же зрители «слышали» как раз весну. Переходное, колеблющееся состояние природы давало возможность насытить живопись тонкими атмосферными рефлексами, сделать ее динамичной. Но в остальном эти ландшафты — о разном.
Грачи прилетели. Картина Алексея Саврасова. 1871 годГосударственная Третьяковская галерея
|
|
У Васильева распутица концептуализируется — проецируется на современную социальную жизнь: то же безвременье, унылое и безнадежное. Вся отечественная литература, от революционно-демократических сочинений Василия Слепцова до антинигилистических романов Николая Лескова (название одного из этих романов — «Некуда» — могло бы стать названием картины), фиксировала невозможность пути — ту тупиковую ситуацию, в которой оказываются затерянные в пейзаже мужчина и мальчик. Да и в пейзаже ли? Пространство лишено пейзажных координат, если не считать таковыми убогие заснеженные избы, древесный хлам, увязающий в слякоти, да покосившиеся деревья на горизонте. Оно панорамное, но придавленное серым небом, не заслуживающее света и цвета, — простор, в котором нет порядка. Иное у Саврасова. Он вроде бы тоже подчеркивает прозаизм мотива: церковь, которая могла бы стать объектом «видописи», уступила авансцену кривым березам, ноздреватому снегу и лужам талой воды. «Русское» означает «бедное», неказистое: «скудная природа», как у Тютчева. Но тот же Тютчев, воспевая «край родной долготерпенья», писал: «Не поймет и не заметит / Гордый взор иноплеменный, / Что сквозит и тайно светит /В наготе твоей смиренной», — и в «Грачах» этот тайный свет есть. Небо занимает половину холста, и отсюда идет на землю вполне романтический «небесный луч», освещая стену храма, забор, воду пруда, — он знаменует первые шаги весны и дарит пейзажу его эмоционально-лирическую окраску. Впрочем, и у Васильева оттепель обещает весну, и этот оттенок смысла тоже возможно здесь при желании увидеть — или сюда вчитать.
|
|
Как развивалась русская пейзажная школа
Previous
Next
1 / 2
Проселок. Картина Алексея Саврасова. 1873 годГосударственная Третьяковская галерея
2 / 2
Вечер. Перелет птиц. Картина Алексея Саврасова. 1874 годОдеський художній музей
Саврасов — один из лучших русских колористов и один из самых «многоязычных»: он равно умел написать интенсивным и праздничным цветом дорожную грязь («Проселок») или выстроить тончайшую минималистскую гармонию в ландшафте, состоящем только из земли и неба («Вечер. Перелет птиц»). Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он повлиял на многих; его виртуозная и открытая живописная манера продолжится у Поленова и Левитана, а мотивы отзовутся у Серова, Коровина и даже у Шишкина (большие дубы). Но как раз Шишкин воплощает другую идеологию отечественного пейзажа. Это представление о богатырстве (слегка былинного толка), о торжественном величии, силе и славе «национального» и «народного». В своем роде патриотический пафос: могучие сосны, одинаковые в любое время года (пленэрная изменчивость была Шишкину решительно чужда, и он предпочитал писать хвойные деревья), собираются в лесное множество, и травы, выписанные со всей тщательностью, тоже образуют множество похожих трав, не представляющих ботанического разнообразия. Характерно, что, например, в картине «Рожь» деревья заднего плана, уменьшаясь в размерах согласно линейной перспективе, не теряют отчетливости контуров, что было бы неизбежно при учете перспективы воздушной, но художнику важна незыблемость форм. Не удивительно, что его первая попытка изобразить световоздушную среду в картине «Утро в сосновом лесу» (написанной в соавторстве с Константином Савицким — медведи его кисти) вызвала газетную эпиграмму: «Иван Иваныч, это вы ли? Какого, батюшка, тумана напустили».
|
|
Previous
Next
1 / 2
Рожь. Картина Ивана Шишкина. 1878 годГосударственная Третьяковская галерея
2 / 2
Утро в сосновом лесу. Картина Ивана Шишкина и Константина Савицкого. 1889 годГосударственная Третьяковская галерея
|
|
У Шишкина не было последователей, и в целом русская пейзажная школа развивалась, условно говоря, по саврасовской линии. То есть испытывая интерес к атмосферной динамике и культивируя этюдную свежесть и открытую манеру письма. На это накладывалось еще и увлечение импрессионизмом, почти всеобщее в 1890-е годы, и в целом жажда раскрепощенности — хотя бы раскрепощенности цвета и кистевой техники. Например, у Поленова — и не у него одного — разница между этюдом и картиной почти отсутствует. Ученики Саврасова, а затем и Левитана, сменившего Саврасова в руководстве пейзажным классом Московского училища, по-импрессионистически остро реагировали на моментальные состояния природы, на случайный свет и внезапную перемену погоды — и эта острота и скорость реакции выражались в обнажении приемов, в том, как сквозь мотив и поверх мотива становился внятен сам процесс создания картины и воля художника, выбирающего те или иные выразительные средства. Пейзаж переставал быть вполне объективным, личность автора претендовала на утверждение своей самостоятельной позиции — пока что в равновесии с видовой данностью. Обозначить эту позицию в полноте предстояло Левитану.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!