В чем специфика композиторского подхода Прокофьева по сравнению со Стравинским?

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891–1953

Прокофьева часто называли «классиком советской музыки». Не только потому, что он стал одним из столпов советской композиторской школы, создавшим ее классические музыкальные образцы. Но и потому, что, во-первых, в его творчестве ярко проявилась неоклассическая эстетика, и, во-вторых, для него было характерно классическое равновесие и стройность формы, строгий отбор средств, стремление к упорядоченности, ясности и разумному сочетанию доходчивости со сложностью.

Сергей Прокофьев родился 11 (или 15) апреля 1891 года в станице Сонцовка (Екатеринославская губерния, ныне Донецкая область). Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев (1846–1910), происходил из купеческой семьи и был ученым-агрономом. Мать, Мария Григорьевна (урожденная Житкова, 1855–1924) была дочерью бывшего крепостного Шереметевых, переехавшего в Петербург. Сына воспитывала в основном мать. Она же привила мальчику любовь к музыке. Она довольно хорошо играла на фортепиано и часто музицировала, исполняя произведения Бетховена, Шопена, Чайковского, Рубинштейна.

Мария Григорьевна начала учить Сережу играть, когда тому было 5 лет. Вскоре мальчик начал сам сочинять пьески. Эти сочинения мать записывала в тетрадку, сохранив их таким образом для потомства. Когда Прокофьеву исполнилось 10 лет, он был уже автором большого количества произведений, среди которых было две оперы!

Отличавшегося выдающимися музыкальными способностями мальчика в 1902 году представили композитору Сергею Танееву. Впечатленный Танеев попросил композитора Р. Глиэра начать с мальчиком занятия по теории композиции.

В 1904 г. 13-летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где среди его педагогов были такие мастера как Н. Римский-Корсаков (инструментовка) и А. Лядов (композиция).

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию как композитор, а затем, спустя пять лет – как пианист. Кроме того, он продолжал заниматься до 1917 года по классу органа.

В консерваторские годы Прокофьев сдружился с выдающимся композитором Николаем Мясковским, с композитором и крупнейшим теоретиком Борисом Асафьевым. Он также познакомился с Рахманиновым и Стравинским. Последовавшее многолетнее соперничество с последним всегда сопровождалось взаимной высокой оценкой и уважением. При этом стоит отметить, что если Стравинский постоянно нарушал традиционные принципы развертывания музыкального процесса, заменяя его «монтажным» наложением и сочленением материала, то Прокофьев всегда опирался на принципы, выработанные в XVIII - XIX веках, сочетая их с поисками новых средств выразительности — гармонии, ритмики, мелодики, фактуры и т. д.

С 1908 года Прокофьев стал концертировать, исполняя собственные произведения. После первых же концертов он приобрел репутацию смелого новатора и «модерниста». В 1911 году он впервые в России сыграл три фортепианные пьесы А. Шёнберга, op. 11 — одно из первых чисто атональных произведений в истории.

Скандал вызвала премьера Второго фортепианного концерта Прокофьева в 1913 году. В прессе композитор был назван «фортепианным кубистом и футуристом»; публика и рецензенты разделились на почитателей и хулителей.

В 1914 году в Лондоне Прокофьев познакомился с Сергеем Дягилевым, с которым он дружил и сотрудничал до самой его смерти в 1929 году. Для дягилевской антрепризы «Русские балеты» Прокофьев написал четыре балета: «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын». Первый из них не был поставлен, и композитор переработал его в оркестровую «Скифскую сюиту».

В 1917 году Прокофьев, будучи аполитичным, старался остаться в стороне от революционных событий и в конце концов решил покинуть Россию, чтобы иметь возможность беспрепятственно работать и давать концерты на крупных площадках. 7 мая 1918 года он Сибирским экспрессом направился в Японию, где дал несколько концертов (без особого успеха), в августе же, получив американскую визу, отплыл в США.

Вплоть до середины 30-х годов Прокофьев жил за границей: сначала в США, а затем, с 1921 года — в Европе (Франции, Германии и др.). Эти годы отмечены многочисленными концертными поездками по разным странам и интенсивным творчеством. Прокофьев писал оперы, балеты, симфонии, концерты, а также много фортепианных произведений. В его концертных программах в основном фигурировали его собственные сочинения.

В 1923 году Прокофьев женился на испанской певице Каролине Коди́на (псевдоним Лина Любе́ра).

Несмотря на успех его выступлений, ему не удавалось достичь той стабильности в карьере и «звездности», которой добился, например, Рахманинов, или некоторые крупнейшие музыканты, занимавшиеся чисто исполнительской деятельностью. При этом, в начале 1927 г. и в конце 1929 г. Прокофьева пригласили выступать в СССР, где он был встречен с колоссальным энтузиазмом. Его концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе неизменно завершались грандиозными овациями.

Поскольку срок действия командировочного удостоверения, выданного Прокофьеву А. В. Луначарским в 1918 году, истек, композитор автоматически лишился советского гражданства и считался представителем русской эмиграции первой волны. Хотя он никогда не сближался с Белым движением и декларировал свою аполитичность. Для первой поездки по СССР в 1927 году чете Прокофьевых выдали советские паспорта.

Власти и оставшиеся в России друзья активно агитировали композитора вернуться. В итоге в 1932 г. композитор решил переехать в Советский Союз. Окончательно обосноваться на родине, вместе с женой и двумя сыновьями, ему удалось в 1936 году.

В СССР Прокофьев сразу оказался в необыкновенно благоприятной для творчества среде. Перед ним открылись огромные возможности; негласно он был признан главой советской композиторской школы. Его произведения пропагандировались и исполнялись лучшими музыкантами. Среди его первых работ, законченных в СССР — балет «Ромео и Джульетта» и симфоническая сказка «Петя и волк».

Уже в 1934 году Прокофьев стал получать заказы на создание музыки к кинофильмам. Эта работа увенчалась такими шедеврами, как музыка к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944–1945).

К середине 30-х годов стиль Прокофьева эволюционировал от «модернистской» резкости, свойственной ему в молодости, к большей умеренности. Кроме того, композитор очень серьезно и внимательно отнесся к советской действительности и направил свои творческие искания в сторону большей доступности музыкального языка (особенно в киномузыке и в симфонических жанрах), стремясь не упрощенчеству, а к ясности и органичности.

В 1938 году, в процессе подготовки либретто оперы «Обручение в монастыре», Прокофьев познакомился со студенткой Литературного института Мирой Мендельсон, с которой три года спустя стал жить отдельно от семьи. В начале 1948 года Прокофьев женился на Мире Мендельсон, так и не получив развода от Лины (в 1947 советское правительство объявило браки, заключённые за границей без заверения в советских консульствах, недействительными).

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много сочинял, создав целый ряд произведений первостепенного значения: оперу «Война и мир», три последние сонаты для фортепиано (№ 7, 8, 9), музыку к фильму «Иван Грозный», 5-ю симфонию (задуманную, по словам композитора, как «симфония величия человеческого духа»).

С 1943 по 1951 год Прокофьев получил шесть Сталинских премий. Однако это не уберегло его от неприятностей, связанных с пресловутым постановлением ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» 1948 года. Это постановление подвергло резкой критике за «формализм» крупнейших советских композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Попова, Шебалина, Хачатуряна и мн. др. Исполнение некоторых произведений Прокофьева было запрещено секретным приказом Комитета по делам искусств. Хотя в 1949 г. этот приказ был отменен личным распоряжением Сталина (при этом в газетах появились оценки постановления 1948 года как «перегиба»).

В том же 1948 году бывшая супруга Прокофьева Лина Кодина была арестована и осуждена на 20 лет лагерей по статье 58-1а с конфискацией имущества. Ее освободили в 1956 году. В 1974 году ей было позволено уехать в Англию к сыну Олегу. Затем она переебралась в Париж и дожила до глубокой старости (91 год), работая над архивами и наследием мужа. Интересно, что при этом она не отказалась от советского гражданства.

Сам же Прокофьев, чье здоровье ослабло еще в годы войны, умер в 1953 году от гипертонического криза. Смерть его случилась в один день со смертью Сталина, поэтому страна его кончину почти не заметила. Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересно, что Сергей Прокофьев обладал также большим литературным дарованием, которое проявилось в его рассказах, оперных либретто, «Автобиографии», «Дневнике». Литературные тексты Прокофьева несут яркий отпечаток оптимизма и остроумия, свойственных его творческой натуре. Кроме того, Прокофьев был незаурядным шахматистом и в молодости даже обыгрывал Хосе Рауля Капабланку (позже ставшего чемпионом мира) в сеансе одновременной игры.

Симфония №1 «Классическая» (1916–1917) была произведением, совершенно неожиданным для знавших музыку Прокофьева слушателей. Ко времени завершения Симфонии Прокофьев имел уже стойкую репутацию эпатажного композитора-«хулигана». И вдруг он явил свету сочинение, написанное по модели классической гайдновско-моцартовской симфонии.

«Мне казалось», — писал Прокофьев, — «что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового». Симфония как раз соответствует этой идее: ясная, прозрачная гармония и оркестровка, напоминающая стиль Гайдна и Моцарта, в ней сочетается с тонко дозированными более современными гармоническими и мелодическими элементами.

Симфония, как и положено, состоит из 4 частей, расположенных в каноническом порядке. Лишь менуэт в ней заменен другим старинным танцем — гавотом.

Симфония №1 https://youtu.be/gOXI8jSp358(дир. Юрий Темирканов)

Первая комическая опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» была создана в 1919 году, в период его пребывания в США. Но замысел оперы связан с театральными впечатлениями дореволюционной России, где в поисках новых ярких форм спектакля делались попытки возродить искусство старинной итальянской комедии масок.

В 1914–1915 годах Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его название было заимствовано из широко известной сказки Карло Гоцци (1720–1806), созданной в традициях народного театра масок. В первом номере журнала К. Вогак, Вс. Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки.

Прокофьев сам разработал либретто оперы по сказке Гоцци. Премьера состоялась 30 декабря 1921 года в Чикаго на французском языке.

«Любовь к трем апельсинам» — одна из самых веселых и жизнерадостных опер XX века. Марш из этой оперы приобрел огромную популярность. Когда в 1926 году Прокофьев приезжал в Москву, в Большом зале консерватории оркестр приветствовал композитора этим маршем, в качестве туша.

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»  https://youtu.be/7Q0toEhKRWk (дир. Михаил Юровский)

 

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей на собственный текст композитора была написана в 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в Центральном детском театре. Произведение предназначено для чтеца и оркестра и задумано как своего рода детский путеводитель по симфоническому оркестру.

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

Петя ― скрипки и др. смычковые ― мелодия открывающая произведение;

Птичка ― флейта в высоком регистре ― быстрые пассажи;

Утка ― гобой ― «крякающая» мелодия;

Кошка ― кларнет ― тема, изображающая грацию и мягкую поступь кошки;

Дедушка ― фагот ― ритм, имитирующий ворчание;

Волк ― три валторны ― тема, похожая на завывание;

Охотники ― литавры и большой барабан ― изображение выстрелов, духовые ― финальный марш.

Сюжет сказки таков.

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Фильм-концерт «Сергей Прокофьев. Петя и волк» (1976): https://youtu.be/BKi8JZh444w?t=848 (дир. Геннадий Рождественский, чтец Наталья Сац)

 

Судьба балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» складывалась сложно. Ранняя его версия была создана в 1935 году. Но первое прослушивание в Большом театре, в фортепианном переложении, прошло неудачно. Большинство артистов балета посчитали музыку не сценичной и не подходящей для танца. Продвижению балета помогли две оркестровые сюиты из его музыки (позже была написана и третья), которые исполнялись на концертах, тем самым способствуя слуховому освоению музыки.

Премьера в Советском Союзе состоялась лишь в 1940 году в постановке Леонида Лавровского. До того, от балета отказался сначала Кировский театр, который его и заказывал, затем Большой, отменивший постановку после осуждения «Правдой» в 1936 году произведений Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь»; в 1937 году договор о постановке нарушило Ленинградское хореографическое училище. В конце концов первая постановка была осуществлена в 1938 в Брно, в Чехословакии, в сокращенной версии. Прокофьев на премьере не присутствовал. Балет имел огромный успех, проложивший путь советской премьере. В 1947 году спектакль Лавровского 1940 года был награжден Сталинской премией.

Музыка балета имеет более симфонический, чем традиционно танцевальный характер. В области хореографии она наводит скорее на пантомимические, чем танцевальные решения. Хотя, во многих постановках хореографам удавалось вводить достаточное количество танцевальных сцен. Важно отметить рельефность музыкальных характеристик персонажей и активность действенно-драматического начала. Совокупность этих элементов позволяет назвать «Ромео и Джульетту» подлинно реформаторским произведением в области балета.

«Монтекки и Капулетти» (или «Танец рыцарей»): https://youtu.be/mScCRUBui2I

 

В 1938 году Сергей Эйзенштейн решил привлечь Прокофьева, с которым был знаком еще с 20-х годов, для создания музыки к задуманному им большому звуковому фильму «Александр Невский». Прокофьев с радостью согласился. Работа над музыкой протекала в тесном содружестве с режиссером: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему свободу в поиске музыкального решения, либо Прокофьев заранее писал музыкальный эпизод, а Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на музыке. Некоторые эпизоды Эйзенштейн рассказывал Прокофьеву с помощью карандашных рисунков, а съемки делались после сочинения соответствующих музыкальных номеров. Такое сотворчество двух художников можно назвать уникальным в истории кино.

В качестве авторов текста к вокальным фрагментам выступили частью сам Прокофьев, частью поэт Вл. Луговской (1901—1957).

После огромного успеха фильма композитор написал одноименную кантату по материалам музыки к фильму. Для этого музыка подверглась значительной переработке. Кантата «Александр Невский» состоит из семи частей: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков».

Кантата « Александр Невский » , дир. Евгений Светланов: https://youtu.be/yr_Yaau09ak

 

 

ВОПРОСЫ

 

Годы жизни Сергея Прокофьева

1891–1953

 

В чем специфика композиторского подхода Прокофьева по сравнению со Стравинским?

Если Стравинский постоянно нарушал традиционные принципы развертывания музыкального процесса, заменяя его «монтажным» наложением и сочленением материала, то Прокофьев всегда опирался на принципы, выработанные в XVIII-XIX веках, сочетая их с поисками новых средств выразительности — гармонии, ритмики, мелодики, фактуры и т. д.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!