Дополнительная информация      



Музыка Древней Руси

В середине 1 тысячелетия н.э. в европейской части России расселились славянские племена, прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают византийские и германские источники. В 591г аварийский хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с гуслями.

Древнерусская музыкуальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие обряды поминовения усопших, похороны или свадьбы, песи при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

В Древней Руси существовало 2 изначальных понятия – мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах называлась гудением; на духовых – сопением. Игра нередко сопровождала пение. Инструментальная музыка звучала на руси с языческих времен и на протяжении всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке и по сей день.

О музыке Древней Руси (9-12вв) рассказывают памятники литературы и искусства – летиписи, фрески, иконы. В Житии новгородского епископа Нифонта (13в), в Поучении Мономаха Георгия (13в) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников – Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (День летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно прибольшом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступление скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках…

Музыка звучала и во время торжественных церемоний при дворе князей. Перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былинной

Былины – торжественные эпические песни-сказы о подвигах богатырей и исторических события Древней Руси 9-16вв. В центре былины – образы богатырей, наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе небывалой силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема сформировалась еще в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю – Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слитыав былины с темой народной жизни и труда. Так первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления – это карчевка пней и расчистка поля под пашню. В билине о Вольге и Микуле Селяниновиче отразиласт извечная мечта о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Музыкальные инструменты применялись в Древней Руси в различных сферах – в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был разнообразен и богат. Особенно здесь выделялись гусли – как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них – сказителе Бояне – повествуется в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Боян, слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор «Слова о полку Игореве» рисует вдохновенный образ сказителя: персты свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами, сами рокотали славу князьям Ярославу и Мстиславу.

Гусли – самый распространенный щипковый инструмент в Древней Руси. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Крыловидные имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн. Шлемовидные – 10-30 струн. На крыловидных гуслях (их еще называют звончатыми) играют, бряцая по всем струнам, глуша ненужные звуки пальцами левой руки. На шлемовидных струны защипывают обеими руками.

Гудок – древнерусский музыкальный инструмент. Самые ранние упоминания датируются 11-12 веками н.э. Игра на гудке предписывалась только мужчинам. Этот инструмент делали исключительно мужчины. Гудок похож на скрипку, но по размеру больше ее. У него 3 струны, на которых играли при помощи смычка. Верхняя струна является основоной. Две нижние являются басовыми струнами.

Вопросы и задания учащимся

1. Какие ассоциации вызывает у вас название музыкального инструмента «гудок»?

2. В чём может быть заключена (выражена) особенность, специфика данного музыкального инструмента?

3. Из представленных разрозненных элементов соберите его изображение.

4. К какой группе народных инструментов он относится? По каким признакам вы это определили? (Струнный смычковый инструмент)

5. Познакомьтесь с дополнительной информацией об инструменте.

6. Исходя из полученной информации и внешнего вида инструмента, опишите тембр звучания инструмента.

7. Посмотрите видеофрагменты, рассказывающие историю инструмента и демонстрирующие тембр его голоса. Сравните своё предположение с услышанным.

8. Запишите характеристику голоса инструмента. Сравните его внешний облик и тембр с предыдущими инструментами.

Дополнительная информация

Одним из исконно русских инструментов является гудок. Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе – фидула (лат.), фидель (нем.).

Гудок – это древнерусский смычковый инструмент наиболее популярный в XVII–XIX вв. среди скоморохов. Именно скоморохи «помогли» распространению этого инструмента, поскольку оказывали огромное влияние на всю культуру в целом. Бытует мнение, что скоморохи – это, своего рода, шуты. Однако это не так. Скоморохи – русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Расцвет скоморошества пришёлся на XV–XVII вв. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир, исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна.

Описание гудка можно встретить в сочинениях Гютри и Разумовского. При Екатерине II гудок был довольно распространен в южной России, Малороссии и низовых губерниях.

Инструмент имеет деревянный выдолбленный кузов овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30–80 сантиметров. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую три–четыре струны. Две струны строились в унисон, а одна на квинту вверх. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.

Первые исторические свидетельства о бытовании древнерусского музыкального инструмента гудка относятся к XI–XII вв. Традиция игры на гудке занимает важное место в истории древнерусской музыки. «Гудошная традиция» привлекла внимание исследователей достаточно давно – во 2-й половине XVIII–XIX в. Источниками для её изучения стали различные культурные памятники. Так, представление о подлинном гудке, стало возможным благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода в 1951–1962 годах. Здесь были найдены два почти целых гудка конца XII и второй половины XIV вв. Именно благодаря этим и многим другим раскопкам гудок получил распространение и в современной музыкальной жизни.

Издревле гудок считался аккомпанирующим инструментом. Особенно значительную роль инструмент играл в системе престольных праздников и гуляний. Никакое гулянье, а соответственно и праздничные уличные шествия, пляски (а позднее – танцы), не обходились без участия гудка.

Древнерусские литературные памятники содержат множество свидетельств, подтверждающих архаичность и поразительную устойчивость подобных форм участия музыкантов в традиционной русской культуре. Это позволяет значительным образом обогатить информацию и гудке, как старинном инструменте. Гудок отличается мягким завораживающим звуком, не похожим на традиционные музыкальные инструменты. Хотя считается, что гудок стал довольно редок, его можно услышать в составе народных оркестров. Именно гудок придаёт русской музыке неповторимый колорит и незабываемые нотки русской души, такой непонятной прагматичным европейцам.

КУГИКЛЫ

Некоторые из народных инструментов известны ещё со времен древних славян. Позднее, когда славянские племена разделились, часть их продолжила жить у всех народов, получив разные названия. Так, например, один из древнейших инструментов – кугиклы, которые могут называться кувиклы или кувычки. А часть сохранилась только в отдельных странах, например, жалейка, ложки, трещотки.

Попробуем разобраться, какие из этих инструментов существуют и сейчас, как они выглядят и, самое главное, как они звучат.

 

Задание учащимся

1. Из представленных разрозненных элементов соберите изображение музыкального инструмента.

Если не будет возможности собрать пазл, можно открыть изображение кугиклов, скрытое белым экраном

2. Рассмотрите внимательно изображение инструмента, определите, к какой группе инструментов он относится. (Духовые инструменты)

3. Знаком ли вам этот инструмент? Познакомьтесь с дополнительной информацией об инструменте.

4. Исходя из полученной информации и внешнего вида инструмента, опишите тембр звучания инструмента.

5. Послушайте музыкальную запись. Сравните своё предположение о тембровой окраске голоса инструмента с услышанным звучанием.

Звучит плясовой наигрыш Курской области

6. Запишите характеристику голоса инструмента.

7. Определите и назовите жанр прозвучавшего произведения. (Плясовой наигрыш)

8. Придумайте ритмическое сопровождение представленному наигрышу. Исполните его, используя шумовые инструменты или с помощью хлопков.

Дополнительная информация

Пожалуй, самым древним народным духовым инструментом является многоствольная флейта, присутствующая в музыкальной культуре разных народов Европы, Азии, Америки, тихоокеанских островов. На Руси деревянные многоствольные флейты Пана получили название кугиклы или кувиклы.

Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Инструмент обычно составлен из трёх–пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины – от ста до ста шестидесяти миллиметров. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими из стороны в сторону, музыканты дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами – дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трёх–четырёх исполнительниц, одна–две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.

Играющие на «паре» должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт или чаще приговаривает текст.

Легендарной кугикальницей была Моречка – Марина Алексеевна Бочарова из деревни Будище Курской области. Были сделаны многочисленные записи её игры на кугиклах и, что не менее важно, объяснения игры.

 

Знакомство с калюкой

1. Рассмотрите внимательно изображение инструмента, определите, к какой группе инструментов он относится. (Духовые инструменты)

2. Знаком ли вам этот инструмент? Познакомьтесь с дополнительной информацией о нём.

3. Исходя из полученной информации и внешнего вида инструмента, опишите тембр звучания инструмента.

4. Послушайте музыкальную запись. Сравните своё предположение о тембровой окраске голоса инструмента с услышанным звучанием.

5. Запишите характеристику голоса инструмента. Сравните его внешний облик и тембр голоса с кугиклами.

Дополнительная информация      

Просвистель (калюка) – традиционный русский народный инструмент. Является разновидностью обертоновых флейт. Не имеет отверстий для изменения звуковысотности. Музыка исполняется на нём только силой дыхания и поочерёдным закрыванием игрового отверстия и конца флейты.

Традиционно изготовлением калюк из тростника занимались исключительно мальчики, мужчин, дедушки. Они же и играли на этом инструменте, тембр голоса которого характеризуется радостным, весёлым звучанием.

Подобные инструменты присутствуют в музыкальной культуре многих народов мира.

 

Знакомство с варганом

             

Следующий музыкальный инструмент известен многим своим необычным голосом. Но не всем знакомо его название и, тем более, внешний вид.

Вопросы и задания учащимся

1. Из представленных разрозненных элементов соберите изображение музыкального инструмента.

 

2. К какой группе инструментов он относится? По каким признакам вы это определили? (Язычковый инструмент)

 

3. Знаком ли вам этот инструмент? Познакомьтесь с дополнительной информацией о нём.

 

4. Посмотрите фрагмент исполнения народного мотива юным музыкантом из Якутии. В чём особенность игры на хумусе (варгане)? Как вы думаете, какие сложности могут возникнуть при обучении игре на этом инструменте?

 

5. Запишите характеристику голоса варгана. Сравните его внешний облик и тембр голоса с кугиклами и калюкой.

 

6. Вспомните особенности музыкальной культуры народов Севера. Придумайте движения, которыми можно было бы сопроводить представленный музыкальный фрагмент. Исполните свой танцевально-пластический номер вместе с музыкантом.

Дополнительная информация

Варган – древнейший язычковый музыкальный инструмент.

Предполагается, что русское название «варган» произошло от старославянского «варги» – рот, уста. В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу ксианг – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.

Практически во всех этих странах варган считается народным музыкальным инструментом, отличаясь от других по форме, материалу и технологии изготовления. Получается, что он изобретался везде независимо, благодаря чему инструмент каждой страны обладает набором неповторимых, присущих только ему характеристик.

Неизменным же с древних времён и до сих пор остаётся принцип извлечения звука: неподвижное основание варгана прижимается к губам или зубам, после чего приводится в движение язычок. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменение артикуляции рта (объёма ротовой полости, положения языка, и т.д.) позволяет изменять тон и тембр инструмента.

Варганы делают из металла и дерева, кое-где можно встретить инструменты из кости и других более экзотичных материалов.

По форме варганы разделяют на два вида: дуговые и пластинчатые. У дуговых варганов основание корпуса чаще всего закруглённое, имеет форму окружности или эллипса, переходит в две деки параллельные язычку. Язычок же прикреплён к основанию и как будто делит варган пополам, параллелен двум декам. Пластинчатые варганы представляют собой монолитную пластину (фрейм), с прорезью в центре и закреплённым или вырезанным в прорези язычком.

Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно, – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки.

Чаще всего варган используется сольный инструмент как.

 

 

Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном ее конце свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно6) Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клена, ясеня или черемухи.

Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины, в верхний конец вставлен пищик с язычком из камыша ил гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. На своде есть 3-7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Рожок представляет конической формы прямую трубу с пяьбю игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб. Изготавляют рожок из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали из двух половин, скрепленных берестой. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звкуа на инструменте довольно трудно. Существуют два типа рожка: для сольной и ансамблевой игр

Колёсная лира

Завершит наш сегодняшний разговор о традиционных русских народных музыкальных инструментах встреча с очень необычным инструментом, который до сих пор очень распространён в Белоруссии и на Украине.

Вопросы и задания учащимся

1. Рассмотрите внешний облик инструмента. Как вы думаете, в чём проявляется особенность колёсной лиры по сравнению с другими инструментами, представленными на сегодняшнем уроке?

2. Как бы вы назвали группу народных инструментов, к которой можно отнести колёсную лиру? Почему вы так считаете?

3. Предположите окраску тембрового звучания голоса инструмента.

4. Посмотрите видеофрагмент, демонстрирующий тембр голоса инструмента и специфику игры на нём. Сравните своё предположение с услышанным.

5. Выполните тестовое задание, связанное с произвучавшим произведением.

6. Вспомните название и жанровую характеристику прозвучавшей песни. Исполните её, передавая указанные черты, раскрывая образ.

Дополнительная информация

Колёсная лира – народный музыкальный инструмент, который по праву считается предшественником никельхарпы. Под названием «ограниструм» колёсная лира появилась в Европе около тысячи лет назад. Известны и такие её названия: hurdy-gurdy (харди-гарди) в Англии, vielle a roue во Франции, lira korbowa в Польше, niněra kolovratec в Чехии. У белорусов, украинцев и русских западные названия инструмента не прижились, его стали называть рылей, лирой.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под её аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря её громкому звучанию и весёлому репертуару.

Пору необычайного взлёта инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Сейчас инструмент практически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению. В Белоруссии колёсная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нём играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, группа из Рыбинска «Разнотравие» и др. За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore's Night». Описания колёсной лиры, имеющиеся в нашей отечественной инструментоведческой литературе, дают наиболее полное представление об устройстве этого инструмента и способах звукоизвлечения при игре на нём.

 

Вопрос

Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые соответствуют прозвучавшему произведению.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

Лирником была исполнена песня «Ой, то не вечер» («Казачья притча»).

В исполнении лирника прозвучала русская народная военная песня.

В исполнении лирника прозвучала русская народная плясовая песня.

Лирником была исполнена песня «Чёрный ворон».        

В исполнении лирника прозвучала русская народная лирическая песня.

Ответить                                                                                                  

 

Скоморохи – русские средневековые актреры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшимимся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Они возникли не позде середины 11века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037г. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, бубна. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекая их в своё представление.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!