И. Стравинский балет «Петрушка»



Творчество И.Ф.Стравинского ( 1882 -1971)

Игорь Стравинский – всемирно известный русский композитор и дирижёр, известен как один из величайших модернистов XX века. Он появился на свет 17 июня 1882 в городке Ораниембауме возле Петербурга.

Будущий гений с пелёнок познавал удивительный мир музыки – отец являлся оперным басом, а мать прекрасно играла на рояле. Маленький Игорь с 9 лет брал уроки фортепиано. Но к профессиональной деятельности музыканта Стравинский пришёл не сразу – по советам родителей молодой человек поступил на юридическое отделение Санкт-Петербургского университета.

На последних курсах он вновь берёт уроки фортепиано у самого Николая Римского-Корсакова. В перерывах между учёбой Стравинский самостоятельно изучает всю необходимую теорию музыки. Приблизительно в то же время появляются его первые творения.

Симфония ми-бемоль мажор была написана в 1907 году под непосредственным наблюдением Римского-Корсакова. К 1908 году относятся две оркестровые пьесы «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк».

Затем Стравинский посещает Францию и Швейцарию. Перенимая опыт местных композиторов, он одновременно проявляет огромный интерес к русскому народному творчеству.

Первая слава приходит к маэстро в июне 1910 года, когда в Париже был представлен балет « Жар-птица ». Для театрала и приятеля Сергея Дягилева он пишет множество балетных сочинений («Петрушка», «Весна священная» и др.).

Война и революция заставили и без того незажиточную семью Стравинского испытывать нужду. Мэтр нашёл выход в создании передвижного театра с музыкантами. Была создана мимодрама «История солдата».

С 1920 года Стравинский жил во Франции, и принял французское гражданство. Среди произведений этого времени стоит отметить балет с вокальным сопровождением «Пульчинелла».

После 19 лет жизни во Франции композитор переехал в Соединённые Штаты, где прожил вплоть до своей смерти в 1971 году. В 1939 г. Игорь Фёдорович покинул Европу и переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 г. был создан «Чёрный концерт для кларнета и джаз-банда».

Последний этап творчества Стравинского отличается сдержанностью и консерватизмом. В новых сочинениях заметно влияние плодов добаховского периода. Композитор заимствует истории из Священного Писания.

В 1962 году в возрасте 80-ти летнем возрасте прибыл с концертом в Ленинград. Это было знаменательным событием для отечественной академической музыки. Игорь Фёдорович умер в США 6 апреля 1971, и был похоронен в Италии на русском кладбище.

Творческое наследие Стравинского очень велико: 4 оперы, 12 балетов, кантаты, симфонии, концерты, хоры и др. Он считается одним из самых значительных новаторов в музыке XX в.

И. Стравинский балет «Жар-птица»

«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов». Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным. В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

Действующие лица Описание
Иван-царевич сказочный герой
Жар-птица волшебная птица, персонаж сказок
Царевна Краса Ненаглядная невеста Ивана-царевича
Кощей Бессмертный повелитель царства поганого

 

Краткое содержание

Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.

Дягилев уже весной 1909 года обсудил идею сказочного балета с молодым композитором Игорем Стравинским, который к тому времени еще совсем немного сочинил. Премьера «Жар-птицы» состоялась 25 июня 1910 года на сцене Grand Opera в Париже. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.

Драматургия балета строится на противопоставлении фантастического, сказочного мира Кащея Бессмертного, человеческому миру Ивана Царевича, и формально победа остается за Иваном.

Но в музыкальном плане основная борьба происходит внутри самого сказочного мира между оцепенелыми мертвящими чарами Кощея и огненной, легкой и порывистой стихией Жар-птицы.

Иван Царевич и Царевна — лишь наблюдатели этой борьбы, которая оканчивается кульминацией: Поганым плясом Кощеева царства, а главная героиня балета Чудесная Птица становится центральным художественным образом.

В хореографии «были применены три различных ряда выразительных средств.

-  Жар-птица танцевала на пуантах, в ее танце изобиловали прыжки, создававшие впечатление полетности. В основе партии Жар-птицы лежал классический танец, но он был использован ограниченно, в соответствии с задачами образа.

- Царевны танцевали босыми. Тем самым пластика фантастической Жар-птицы противопоставлялась пластике царевен: они рисовались обыкновенными, хотя и опоэтизированными девушками, земными, но возвышенными.

Персонажи Поганого царства были решены средствами гротеска... Пластика персонажей Поганого царства противопоставлялась и                                                                                                                       поэтичности царевен, и искрящейся в танце Жар-птице».

/Для понимания/ - Гроте́ск — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. Гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл.

Музыка

Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора.

 

И. Стравинский балет «Петрушка»

Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И. Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

Действующие лица Описание
Петрушка смешная кукла балаганного театра
Балерина кукла, в которую влюблен Петрушка
Арап кукла, предмет интереса Балерины
Фокусник хозяин кукол
Шарманщик уличный музыкант

Краткое содержание

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди.

Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным.

Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

История создания

Балет «Петрушка», в отличие от многих гениальных творений, чей замысел долго зреет в голове автора, родился…случайно. После оглушительного успеха балета «Жар-птица», премьера которого прошла в 1910 г., Стравинский решил дать себе некоторую передышку.

Отдыхая в Швейцарии, он для собственного развлечения набросал пьесу для фортепиано с оркестром, причем выстроил музыкальные темы таким образом, что фортепианная партия и оркестровое сопровождение не гармонировали друг с другом, а звучали явным диссонансом, как будто вступая в постоянный и неразрешимый конфликт.

Возможно, «Петрушка» так и существовал бы в виде концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы однажды Стравинский не сыграл ее основателю «Русских сезонов» С. Дягилеву. Интуиция безошибочно подсказала опытному импресарио – это балет, о чем он сразу и заявил Стравинскому. Дальнейшая работа над балетом полностью оправдывала его название – в ней царил полный хаос.

Вместо того, чтобы сочинять музыку к предложенному либретто, как обычно бывает при создании балета, Стравинский сочинял отдельные музыкальные куски, а Дягилев и знаменитый художник Александр Бенуа в перерывах между гастролями придумывали, какой сюжет и события могли бы соответствовать такой музыке. Либреттистом «Петрушки» все же считается Бенуа, хотя к выстраиванию драматургии балета приложили руку все его создатели.

 

Постановки

Для хореографического воплощения «Петрушки» Дягилев пригласил балетмейстера-новатора Михаила Фокина, над декорациями трудился Александр Бенуа. Премьерный показ балета состоялся в 1911 году. В этот вечер на сцене парижского театра Шатле блистали звезды дягилевской антрепризы – Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Александр Орлов.

Искушенный парижский зритель оказался потрясен до глубины души роскошью спектакля. В нем парижане увидели русскую жизнь с ее национальными традициями, удалью, бушующими страстями, способными увлечь в свой водоворот любого.

Однако на Родине «Петрушку» ждал более суровый прием. Зрителям и критикам, привыкшим к благозвучию балетной музыки, партитура Стравинского резала слух. Музыка балета была крикливой, резкой, насыщенной «площадными» мотивами. Понадобилось время, чтобы соотечественники оценили по достоинству ее неповторимый характер, рисунок и образность, позволявшая представлять себе то, что происходит на сцене, даже с закрытыми глазами.

Спустя 100 лет «Петрушка» не потерял своей актуальности. Это балет о свободе и несвободе личности, о борьбе страдающей одинокой души против окружающей всеобщей бездуховности. В нем, как в жизни, сплетаются веселье и грусть, радость и отчаяние, и все эти чувства выражаются в едином хороводе танца.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!