Аксессуары интерьера: основные принципы моделирования



Модерн в декоративно-прикладном искусстве - новый стиль в Европе на рубеже 19-20 веков. Принципы формообразования. Стилевые направления.

Модерн – стиль в европейском искусстве конца 19 – начала 20 вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространённому во второй половине 19 века увлечению воспроизведением стилей прошлого (эклектизм).

В разных странах имел разные названия:

- арнуво – Франция, Бельгия, Англия, США;

- либерти – Италия;

- сецессион – Австрия.

- югендстиль – Германия.

Эстетика модерна акцентировала хрупкость, изящество и вычурность форм, неуловимость переходов, неожиданность ритмов, повышенную декоративность, устанавливала превосходство рисунка (линии) над живописностью (пятном), в целом развивала идеи символизма.

Период становления модерна отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Художники модерна хотели возродить дух стилевого единства художественной среды, присущего средневековому народному искусству.

В архитектуре модерн отказался от симметрии и регулярных норм градостроительства. Здания в стиле модерн и их конструктивные элементы получили декоративное и символически-образное осмысление; архитектурное решение поддерживалось всеми элементами оформления интерьера (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), перетеканием пространственных форм одна в другую, усложнённость пространства при помощи асимметрично расположенных оконных проёмов, декоративных панно, витражей и зеркал. Использовались новые материалы и принципы: каркасные конструкции, железобетон, кованый металл, необработанный камень… Богатейшие возможности формообразования, представленные новой строительной техникой, использовались для создания подчёркнуто индивидуализированных обликов зданий.

Основное средство выражения стиля модерн – орнамент, в котором преобладают изысканные и изящные переплетения растительных мотивов. Здесь соединялись традиции стилизованных растительных узоров Эгейского искусства, линейный строй японской гравюры, элементы орнаментов готического искусства, барокко, рококо, ампира. Большой вклад в разработку стиля внесли Моррис и прерафаэлиты, создавшие в Англии специальные мастерские по изготовлению изделий ДПИ.

Модерн принёс свою стилистику в книжную и печатную графику. Выработаны новые формы шрифтов, оформления страницы, иллюстраций, плакатов и др.

В произведениях сочетались декоративно-орнаментальные фоны с реально вылепленными лицами и фигурами первого плана (Г. Климт). Проявлялся интерес к символике линии и цвета. Художники модерна любили обращаться к темам скорби, смерти, мистики, эротики, сна, мира тайн.

Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри Ван де Вельде (Германия) "Назад к природе". Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар-нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили щедрым материалом для творческих фантазий. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям, хотя и любая другая необычная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живо го узора. Яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы, павлины и ласточки - прекрасно поддавались стилизации, подходили для этого змеи и борзые собаки. Часто использовались восточные мотивы. В моде было изображение женского тела, особенно в сочетании с фантастическими завитками и волнами длинных волос, напоминающими то языки пламени, то океанские волны. Это художественное направление получило название "флорального".

Яркими образцами флорального направления в модерне являются работы бельгийских, французских, немецких, испанских мастеров. Среди них интерьерные работы Виктора Орта и Анри ван де Вельде, скульптуры Франса Хооземанса, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, фантастические постройки в Барселоне Антони Гауди, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Рихарда Римершмидта, Берхарда Панкока.

На ином принципе строили свой поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем (архитектор, Великобритания) и "Венского сецессиона". Они создавали "более сдержанную разновидность ар-нуво". Свободно текущие линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были чистые геометрические формы, во многом предвосхитившие прямоугольную функциональность модернизма двадцатого века.

Чарлз Ренни Макинтош был одной из самых влиятельных фигур в позднем ар-нуво. Вместе с женой он возглавлял объединение шотландских дизайнеров "Группа четырех", которая была частью большого союза ремесленников, работавших в новом стиле. Макинтош разработал особый вид "конструктивного орнамента", посредством которого контур предмета превращался в элемент декора.

Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказала влияние на развитие ар-нуво в Германии и Австрии. Венская группа художников и архитекторов - Сецессион, образованная в 1897 г., уже с самого начала предпочитала структурные прямые линии прихотливым изгибающимся линиям традиционного ар-нуво. Старшее поколение в Сецессионе было представлено Отто Вагнером (1841- 1918). Среди учредителей Сецессиона были его ученики Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман.

Строгость и контролируемый контраст форм в произведениях Сецессиона стало началом превращения "классического" ар-нуво во что-то новое, что легло в основу архитектуры XX века, постепенно отказавшейся от не архитектурного декора и орнаментов, в основу нового стиля - функционализма.

Почти все создатели немецкого и австрийского нового стиля вышли из среды графиков, живописцев, декораторов, осваивали архитектуру и прикладное искусство в процессе проектирования зданий и вещей, становились конструкторами, технологами, детально изучали историю искусства, особенно нетрадиционных его явлений. А когда спустя несколько лет увлечение орнаментальными композициями стало стихать, довольно легко начали переходить к конструктивным, рациональным по своей основе решениям, как бы постепенно вызревавшим внутри их творчества. Именно тогда предметное творчество, делание вещей - через активные поиски нового стиля - было поднято до уровня искусства в целом, что оказалось необычайно важным для формирования теории дизайна.

Мода на модерн в архитектуре Петербурга пришла в конце 19 века. В эту эпоху особое внимание уделяли цвету. От западноевропейских тенденций русский модерн перенял текучесть пространственных архитектурных форм, которые плавно перетекали из одного интерьера в другой, неровные линии при строительстве фасадов и асимметричность композиций. В подражание природе, где нет прямых линий, возникла мода на живописные детали, криволинейные силуэты, иногда включавшие символические орнаменты.

Если раннему русскому модерну свойствен стилизованный рисунок, то зрелый модерн отличается сдержанностью и рационалистичностью. Широко использовались новые по тому времени материалы: широкоформатное стекло, сталь, бетон и железобетон. На фасадах применялась рустика, майолика, мозаика, витражи. Интерьеры отличались обилием скульптур, забежных лестниц, перил и орнаментов.

Особенностью течения «русский модерн» в архитектуре Петербурге можно считать то, что оно акцентируется на традиционных русских мотивах. Фасады часто украшались мозаичным декором или народными изображениями. Приверженцы модерна стремились к обновлению и эстетическому преображению архитектурной среды, к поиску нетрадиционных методов выразительности и внутреннему единству образа и функций. Такие поиски новизны нередко переплетались с романтикой стилизации средневекового зодчества.

В Петербурге первым произведением, которое было построено в духе русского модерна, считается церковь Спаса Нерукотворного, что располагалась в Абрамцеве. За основу взяли храм Спаса Нередицы, построенный близ Новгорода в 7 столетии. Исконная гладкость стен подчеркивалась декоративными деталями, а кубическая форма здания смело сопоставлялась с кривыми линиями купола.

Ещё одним зданием, построенным в стиле «русский модерн» является особняк легендарной балерины Матильды Кшесинской, что возвышается на Кронверкском проспекте. К двухэтажному корпусу примыкает одноэтажное здание с анфиладой комнат: парадными залами, вестибюлем, зимним садом, столовой. Высокие выпуклые окна объединяют особняк с внешней средой.

 

 

Аксессуары интерьера: основные принципы моделирования

Аксессуары всегда были неотъемлемыми спутниками любого интерьера, ведь только они способны вдохнуть индивидуальность и жизнь в декор дома, добавить то самое настроение домашнего уюта, которое мы все стремимся создать.

Когда даже самые маленькие детали в интерьере подобраны правильно, они могут рассказать многое о владельце дома, о его привычках, вкусах, путешествиях, о темпераменте и даже о личной жизни.

- для кого

- для каких нужд

- условия эксплуатации

- надо, чтобы аксессуар выгодно подчеркивал интерьер, в котором он работает

- аксессуар несет информацию, задает настроение

- надо использовать выразительные средства, чтобы передать это настроение - форма, цвет, место расположения, фактура, текстура.

Сейчас большую роль играют светильники, панно, вазы, маски, фоторамки. Иногда и мебель может выступать в роли аксессуара интерьера.

Тенденция к использованию большого количества аи в кафе

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!