Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 2 страница



118


 

Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую воз­можность каждому ученику.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает иопрос: «Ритмический рисунок какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Пое­ме этого ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учи- геля. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке.

Занятие 4

Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.

Ход занятия

Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по ин­струкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учени­ков хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопро­вождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учи­теля.

Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражне­ния, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям ре­комендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полупри­седание).

Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3).

Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослу­шивают два музыкальных отрывка — марш и галоп.

Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по ха­рактеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко подни­мая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате.

Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отры­висто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.

119

 

л!

Занятие 1

Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер му­зыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте.

Ход занятия

Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, кор пус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гим настики.       I;

И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад

На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п.

И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсесть (ок­ругляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад).

И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсесть на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку впра» во; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону.    1|

И.п. — основная стойка. На раз-два полуприсесть на одной ноге, под*| нимая другую, согнутую, вперед (округляя спину), коснуться локтями со­гнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. То­же другой ногой.

Ученики строятся в круг. Прежде всего они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:

Учитель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Можно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Учитель следит за правильным дыханием.

После разучивания песни «Осень» учитель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что высокий голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланеле- граф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к со­ответствующей полоске фланелеграфа силуэт птички или медведя. Затем он проводит игру, как на предыдущих занятиях, и подводит итоги занятия.

Занятия во 2 классе

120

 

Кричу в лесу: «А-у! А-у!» И мне в ответ: «А-у! А-у!»

В горах кричу: «А-у! А-у!» Гора в ответ: «А-у! А-у!» Кричу — резко ударить кулачком левой руки от груди в сторону; в лесу — опустить давящим движением руки от рта вниз; и мне — отвести руки от носа вперед (ладони от себя); в ответ — бросить резко руки вниз, раскрыв сжатые кулачки; в горах — соединить указательный и большой пальцы и повращать ру­ками перед грудью; кричу — см. кричу; гора — см. в горах; в ответ — см. в ответ.

Учитель произносит звуки а,у в первой и третьей строчках низким го­лосом, во второй и четвертой — высоким.

Приступая к работе над пением, учитель предлагает за экраном изо­лированные звуки на разной высоте в диапазоне до'—ля'. Он исполня­ет песню «Во саду ли, в огороде», проводит беседу о характере ее мело­дии и текста, поет ее еще раз.

Учитель проигрывает мелодию к игре «Лови меня» (муз. рус. народ­ная), рассказывает о содержании и проводит ее.

Занятия 2—4

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, пере­страиваться в два-три круга; учить движениям пружинного шага; доби­ваться четкого интонирования мелодии песни. Ход занятия

После входа учеников под марш учитель предлагает им послушать музыкальные отрывки различного характера. Ученики определяют ха­рактер мелодии и выполняют соответствующие движения (марш, по­скок, боковой галоп). Учитель дает за экраном указание: «Идите, взяв­шись за руки, пружинным шагом по кругу». Дети выполняют движения под музыку. Учитель продолжает: «Повернитесь кругом и идите в про- Iивоположном направлении». Он проигрывает любое музыкальное произведение, состоящее из двух частей, и предлагает ученикам на первую часть идти по кругу хороводным шагом, а на вторую — пере- Iтроиться в два круга и идти тем же шагом в двух кругах. После этого ребята строятся в колонну по три для разучивания упражнений ритми­ческой гимнастики (см. занятие 1). (На пятом занятии ученики выпол­няют этот комплекс упражнений по показу одного из учеников.)

Далее ученики перестраиваются в круг и работают над стихотворным шкетом (см. занятие 1). На третьем-четвертом занятии учитель делит их ни две группы. Первая группа проговаривает звуки а, у низкими голоса­ми, а вторая группа — высокими голосами. Потом — наоборот.

Приступив к работе над пением, учитель проигрывает музыкальное м'мупление к песне. После ответов на вопрос о том, к какой песне про- шучало музыкальное вступление, он исполняет его еще раз. Затем все

121

 

ученики поют песню. Учитель раздает музыкальные инструменты, предварительно повторив их названия, и проигрывает мелодию «Во саду ли...» (муз. рус. народная). Ученики определяют ее характер. Да лее они называют инструменты, на которых можно исполнять первую часть (треугольники, металлофоны, колокольчики) и вторую (добавить бубны, маракасы, румбы). Дети вместе с учителем воспроизводят ме лодию. На третьем занятии учитель выбирает солиста, который начи нает самостоятельно играть на металлофоне.

Учитель проводит игру «Чей кружок скорее соберется?» (муз. Т. Ло­мовой). Проигрывая мелодию, учитель просит учеников дать ее харак теристику. Затем знакомит их с движениями и проводит игру.

Занятия 5—7

Цель: учить слышать и передавать в движениях характер музыки, изменять движения в зависимости от динамических оттенков в музыке; передавать динамические оттенки текста голосом; совершенствовать легкий подвижный поскок и пружинящий шаг.

Ход занятия

После входа учеников под марш учитель объясняет им, что сейчас бу­дет звучать музыкальное произведение, состоящее из четырех частей Под первую часть музыки они должны двигаться друг за другом направо по кругу легким поскоком (руки не напряжены); под вторую часть — дви гаться поскоком в левую сторону; под третью часть — свободно расхо диться по классу мягким пружинящим шагом (руки на поясе); под четвер тую часть — строиться в два круга и идти хороводным шагом. Он проигрывает каждую часть музыки отдельно и показывает ученикам, ка кие движения следует выполнять под нее.

На шестом занятии учитель исполняет каждую часть отдельно и спра­шивает учеников, какие нужно выполнять движения под нее. На седьмом занятии он исполняет музыкальное произведение целиком, а ученики са мостоятельно изменяют движения в зависимости от его частей.

Ученики строятся в колонну по три для выполнения упражнений рит мической гимнастики. Сначала бегут на месте, высоко поднимая голен (дыхание равномерное).

И.п. — стойка пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. На раз — присес пятки от пола не отрывать; на два — встать, поднять руки вверх через сторон!

И.п. — стойка пятки вместе, ноги врозь, руки скрещены перед грудью. Н, раз — присесть с выведением рук в стороны вниз; на два — вернуться в и

И.п. — туловище слегка наклонено вперед. Вращать плечами впер* и назад в ритме музыки (двигать только плечами).

Ученики строятся в круг. Учитель проговаривает следующий стихо­творный текст с движениями:

Скажи погромче слово «гром»! Грохочет слово, словно гром!

Скажи потише «шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат.

122

 

Скажи — двигать волнообразно руками, сжатыми в кулачки перед гру­дью, сверху вниз;

погромче — соединить указательный и большой пальцы на уровне груди;

слово — двигать руками давящим движением от рта вниз; гром — отбросить резко руку от груди в сторону, назад; грохочет — ударять резко руками, сжатыми в кулачки, от груди чуть в стороны, вниз; слово — см. слово;

словно — покачивать плавно руками в стороны; гром — см. гро/и; скажи — см. скажи;

потише — опустить резко руки от груди вниз;

шесть — опустить давящим движением руки от рта вниз;

мышат — двигать волнообразно руками перед грудью;

и сразу — поднять руки вверх, чуть в стороны;

мыши — см. мышаг,

зашуршат — ударить кулачками внизу.

На пятом и шестом занятиях учитель разучивает с учениками текст с движениями, обращая внимание на тихое и громкое произношение слов. На седьмом — ученики проговаривают текст небольшими группами.

Приступая к работе над пением, ученики исполняют знакомую по­левку «Я пою, хорошо пою». Учитель объясняет им, что попевку надо исполнять сначала тихо, потом все громче и громче. На шестом заня­тии рекомендуется петь попевку группами (одни поют тихо, другие громко). На седьмом занятии ученики поют ее сначала громко, потом все тише и тише.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок выученной ранее пес- ми. Ученики отвечают на его вопрос о том, к какой песне он прохлопал ритмический рисунок.

Затем они исполняют песню под музыку. На шестом занятии учи­тель знакомит учеников с песней «Бравые солдаты» (муз. А. Филип­пенко, сл. Т. Волгиной). На седьмом — разучивают мелодию этой пес­ни и воспроизводят ее ритм на музыкальных инструментах.

После пения они продолжают работу над танцем (см. занятие 5). Учи­тель знакомит их с движениями с мячами (с шарами, лентами). На шес­том занятии ученики повторяют игру «Чей кружок скорее соберется?».

Особенности обучения позднооглохших детей. Обуче­ние позднооглохших детей на музыкально-ритмических за­мятиях строится с учетом состояния нарушенной слуховой функции, особенностей организации и продолжительности коррекционной работы после потери слуха, опыта музы­кального восприятия и участия в различных видах музы- кально-исполнительской деятельности до потери слуха. Также учитываются причины нарушения слуха, влияние

123

 

последствий заболевания на психофизическое состояние ре­бенка. Первоначальный период специальной педагогиче­ской работы особенно труден. Это связано прежде всего с тя­желым психологическим состоянием ребенка после потери слуха (Э.В. Миронова).

Использование музыки в первоначальный период может оказывать как положительное, так и отрицательное воздей­ствие. Если с помощью музыкально-исполнительской дея­тельности (пения знакомых песен, исполнения танцев, вы­ученных до потери слуха) удается вступить в контакт с ребенком и расположить его к себе, то это — важная победа сурдопедагога. Однако часто слушание музыки вызывает у позднооглохшего ребенка негативные реакции, что обусло­влено памятью о восприятии музыкальных произведений до потери слуха, состоянием «оглушенности», когда даже дос­тупные звуки проходят вне внимания ученика, отмечаются субъективные внутренние шумы, гулы и звоны. Привыкший к нормальному музыкальному звучанию, позднооглохший ребенок при восприятии музыки говорит, что не слышит.

Обучение позднооглохших детей начинается с выработки условной двигательной реакции на звучание музыки, фор­мирования положительного эмоционального отношения к музыкально-ритмическим занятиям. В дальнейшем в ус­ловиях слухопротезирования позднооглохший ребенок уча ствует во всех видах деятельности, связанной с музыкой, с учетом состояния слуха, особенностей общего и слухо-ре чевого развития, опыта музыкально-исполнительской дея тельности до потери слуха.

3.4. Эстетическое воспитание средствами музыки во внеурочное время

Во внеурочное время с детьми проводятся музык-альн: перемены, кружки песни и танца, занятия «танцевальна час», беседы о музыке, занятия по инсценированию музт кальных сказок, общешкольные праздники, смотры испо„ нения песен, танцев, сказок, фестивали и конкурсы.

Музыкальная перемена длится 10 мин (после второг и третьего уроков). Она проводится по группам для уч щихся младших, средних и старших классов. Другие муз

124

 

кальные внеклассные занятия организуются во второй по­ловине дня (по 30—45 мин).

На музыкальных переменах школьники выполняют под руководством учителя движения, объединенные характером одного танца (например, «Русский танец», «Вальс», «Поль­ка», «Мазурка», «Эстрадный танец»), или комплексы рит­мической гимнастики. Музыка звучит в грамзаписи.

На занятиях «танцевальный час» учащиеся исполняют народные и современные танцы, основу которых составля­ют элементарные танцевальные движения. Желательно, чтобы эти занятия посещали все ученики.

В танцевальных кружках занимаются наиболее способ­ные дети. Они разучивают более сложные народные и совре­менные танцы. Занятия танцевального кружка и «танце­вальный час» проводятся по возрастным группам: школьники младших классов, средних и старших.

Разучивая танец, учащиеся упражняются в выразитель­ном и ритмичном его исполнении. Учитель должен учиты­вать возможности детей в восприятии музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов). После показа эле­мента танца или композиции учителем дети слушают музы­кальное сопровождение, определяют характер музыки, ос­новные средства музыкальной выразительности. Это способствует эмоциональному и выразительному танцу. Чтобы достичь ритмичности исполнения танца, целесооб­разно упражнять детей в ритмичном выполнении под музы­кальное сопровождение сначала элементарных движений (хлопков), а затем отрабатывать правильные и ритмичные танцевальные движения. Для музыкального сопровожде­ния следует подбирать несложные пьесы с четко выражен­ным метрическим акцентом. На внеклассных занятиях ре­комендуем использовать музыку в грамзаписи.

Приведем примерные танцевальные композиции для младших школьников .

1 Здесь и далее примеры танцевальных композиций, описание отдельных гим- мистических и танцевальных движений, музыкально-двигательных игр взяты из КН.: Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальные движения. — M., 1972; Бе- h una С.И., Ломова Т.П., Соковнина ЕМ. — Музыка и движение. — М., 1984; Рае- тI Г..Е., Кондрашова Л.Н., Руднева СД. Музыкальные игры и пляски в детском са- 11У - Л., 1963; Конорова Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. — М., 1960; Кинорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. — М., 1973.

125

 

«Русский танец» (музыкальное сопровождение — русская народная песня «Травушка-муравушка»).

Дети стоят попарно по кругу, девочка в направлении танца, мальчик — за ней. Руки на поясе.

Первая фигура

Такты 1—4. Танцующие идут по кругу против часовой стрелки, испол­няя два переменных русских шага, начиная с правой ноги, и четыре про­стых шага вперед. Исполняя простые шаги, девочка поворачивается ли­цом к мальчику и отступает назад, разводя руки в стороны. На последнем такте снова поворачивается лицом по ходу танца и кладет руки на пояс Мальчик исполняет все шаги вперед.

Такты 5—8. Еще раз повторяются движения первых четырех тактов. Заканчивая движение, девочка остается лицом к мальчику.

Вторая фигура.

Такты 9—12. Танцующие делают вправо (девочка к центру круга, мальчик от центра) два боковых шага с приставкой, «ковырялочку» левой ногой и притоп правой, левой, правой ногой.

Такты 13—16. Танцующие поворачиваются лицом друг к другу, берут ся за левые руки, обходят друг друга тремя переменными шагами, начи­ная с левой ноги, и останавливаются в исходном положении, приставив левую ногу к правой.

Танец начинается сначала.

«Веселый танец» (музыкальное сопровождение — танец из сюит! «Балетная музыка» Д. Шостаковича).

Пары становятся по кругу на равных расстояниях одна от другой^ Мальчик стоит к центру спиной, девочка — лицом. Вступление (такты 1-4 4) — дети стоят, взявшись за руки, подняв их в стороны.

Такты 5—8. В направлении против часовой стрелки дети делают шесть движений бокового галопа (мальчики начинают с левой, девоч* ки — с правой ноги). Останавливаются на «раз» такта 8, не приставляй свободной ноги.

Такты 9—12. На «раз» такта 9 делают шаг в сторону на свободную ноп (левую — у девочек, правую — у мальчиков) и на «два» хлопают в ладоши занося руки подальше в сторону шага. На «раз и два» такта 10 делают ша в противоположном направлении, затем тремя шагами поворачивают, на месте — девочки через левое, мальчики — через правое плечо. Ударн ют в ладоши на «два» такта 12.

Такты 13—16, как такты 5—8.

Такты 17—20. Четыре шага назад (друг от друга). Девочки начина: шаги левой ногой и раскрывают руки в стороны, мальчики начина правой ногой и, отходя назад, поднимают вверх правую руку. Затем да лают три шага вперед навстречу друг другу. Хлопают в ладоши на «два такта 20.

Такты 21—28, как такты 9—12.

Такты 29—32, как такты 5—8.

126

 

Такты 33—36. Девочки по направлению танца, мальчики — в противо­положном направлении перебегают восьмыми восемь шагов. Встретив­шись со своей парой, мальчики протягивают вперед обе руки на «раз» та­кта 35, девочки ударяют ладонями по рукам мальчиков на «два» такта 35. На такт 36 они берутся за руки, поднимая их в стороны, и делают на мес­те быстрый притоп в ритме последнего такта.

Полька (музыкальное сопровождение — «Полька» Ю. Слонова).

Дети становятся по кругу парами, держась за руки крест-накрест.

Первая фигура: на первый восьмитакт они, оставаясь на месте, хло­пают в ладоши в следующем порядке: хлопок в ладоши перед грудью, за­тем обеими руками ударяют по рукам товарища (повторяют движения еще раз); делают три быстрых легких хлопка у правого уха, слегка накло­нив голову вправо, и три хлопка у левого, склонив голову влево (повторя­ют хлопки еще раз).


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!