Как продолжало развиваться византийское церковное пение в Руси в



XII-XV ст.?

В течение XII-XV столетий русские мастера пения создали свое, по музыкальному содержанию, национальное искусство. Произведения последнего, в отличие от народного песенного творчества, существовавшего в устной традиции, записывались заимствованными из Византии невмами. Невма – знак или, то же в древнеславянском языке – знамя. Отсюда зафиксированные напевы получили название знаменного распева.

Как было сказано выше, русские мастера пения в своем творчестве руководствовались византийским принципом систематизации ладо-интонационного фонда. Византийская система осмогласия была связана с особенностями византийского календаря. По последнему новый год начинался 1 сентября и в каждом из 12 месяцев были свои праздники, справлявшиеся в твердых числах. Кроме этих праздников, были еще подвижные праздники, т.е. справлявшиеся ежегодно в разные числа – Пасха, Вознесение, Троица. Кроме месяцев, в году исчислялись недели. Счет последних вели от Пасхи. Восемь недель составляли «столп».

Для каждой недели столпа были написаны особые гимны, которые исполнялись в определенном музыкальном ладу. По истечении одного столпа недель следовал другой и, таким образом, гимнографические тексты вместе с соответствующими им музыкальными ладами регулярно повторялись через восемь недель.

Восемь ладов или гласов, соответствующих восьми неделям столпа, представляли собой определенным образом организованную музыкальную систему, в которой первые четыре лада являлись самостоятельными, а четыре следующих производными, так что 5-й глас был связан с 1-м, 4-й со 2-м и т.д.

Песнопения праздников тоже были подчинены системе осмогласия, с той разницей, что в праздник могло быть употреблено несколько гласов, тогда как в воскресные дни полагается только один порядковый глас.

Многообразие музыки византийского осмогласия обогащалось еще и за счет различных приемов композиции в одних и тех же гласах. Песнопения делились на «самоголасны», «самоподобны» и «подобны».

Самогласнами назывались абсолютно оригинальные гимны, метр и напев которых не могли быть использованы в других композициях.

Самоподобнами, наоборот, назывались такие, метр и напев которых, будучи оригинальными, могли служить образцами для исполнения других гимнов.

Подобнами назывались песнопения, не имевшие собственной оригинальной мелодии и исполнявшиеся напевом самоподобна. Если самогласны и самоподобны привлекали внимание слушателей своей оригинальностью, то пение на «подобен» показывало умение певца использовать метр и напев указанного ему самоподобна.

Столь сложная система музыкального оформления византийского богослужения имела свои цели. Постоянная смена ладов с использованием разных приемов композиции вносила в церковную музыку большое разнообразие, удовлетворявшее эстетической потребности византийцев.

Употребление же в праздники, не входившие в состав восьминедельных столпов, не одного, а нескольких гласов, придавало им особую торжественность. Праздники и воскресный день ассоциировались с определенными гимнами и напевами. Тем самым рельефнее выступала в сознании, как религиозная сторона праздника, так и его место в календаре. Киевское государство заимствовало из Византии вместе с христианством и ее календарь. Последнее обстоятельство имело для Руси громадное значение. Календарь унифицировал в государственном масштабе рабочее и праздничное время и уточнил время различных производственных процессов. Крестьянин регулировал последние по Святцам календаря – отсюда произошли своеобразные названия дней года – Иринья Рассадница, Масон Сеногной и т.д.

Праздниками руководствовались в определении астрономических и климатических явлений – отсюда название дней – Спиридон Поворот, Евдокия капельница, Герасим Грачевник и т. п. Наконец, праздниками определялись сроки заключения трудовых договоров. Феодал нанимал крестьянина работать «от Егорья до Егорья», т.е. с конца апреля (23) до конца ноября (26).

Поскольку в Византии календарь доносился до народа через музыкальное оформление праздников осмогласием, естественно, что введение Киевским государством этого же календаря побуждало к сохранению музыкальной системы осмогласия, тем более, что все заимствованные из Византии гимны с различным их названием – стихира, тропарь, кондак, ирмос, антифон и проч. Имели при себе

указание на их гласовую принадлежность, а некоторые из них и на особенные приемы композиции – самогласен, самоподобен, подобен.

Завершился процесс становления русского осмогласия к началу XVI века. К этому времени был распет весь круг песнопений, входящих в богослужение, как воскресных дней «столпа», так и праздников всего года, и мелодика знаменного распева достигла апогея своего развития.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!