АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.



Эпоха Возрождения – это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко де Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляется научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия. Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в эту эпоху систематической наукой. И в – третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества. Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире. К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения. Во-первых, в эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек – это соперник Бога на земле, он титан, т.е. великое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от рождения данное) право на полноту существования и способность устроить свою жизнь именно таким образом (Д.Алигьери, Фр.Петрарка, Э.Роттердамский). Во-вторых, утверждение культа красоты и духовности человека, его достоинства (П.д.Мирандолла, Д.Алигьери). В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути, включая и свободомыслие. Заметный вклад в ослабление позиции богословской доктрины и усиление позиции философии принадлежит религиозным движениям XV-XVII вв., прокатившимся по Европе. Мы упоминаем об этих течениях в силу того, что они ослабляли религиозную доктрину изнутри, тем самым понемногу освобождая пространство для философской трактовки мира. Имеет смысл очень кратко коснуться их характера и направленности. Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил немецкий священник Мартин Лютер. Суть доктринальных расхождений Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в глубоком убеждении, что верующий достигает «спасения души» не в силу выполнения различных церковных ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от Бога. Канонизировав это положение, Лютер сделал закономерный вывод о резком снижении статуса церковного клира и существенном ограничении его роли в духовной жизни верующих. Только личной верой в Бога люди могут приобрести спасение. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя в самостоятельное религиозно-общественное движение на половине Германии, отрицает сословие духовенства как наделенное благодатью посредника между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру, ничем не должна отличаться от светской и должна быть подчинена государственным интересам. А это серьезно расширяло сферу распространения научных, в том числе философских, знаний. Другим разрушителем монолитности церковной доктрины в эпоху Возрождения стал французский священник Жан Кальвин (1509 – 1564). В доктринальном плане, Кальвин, в противоположность догматам римско-католической церкви, утверждал, что Христос предопределил события так, что все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни. Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным – вечные страдания. По существу, своим постулатом Кальвин как бы освобождал человека от необходимости при жизни заботиться о своем послежизненном спасении. Вместе с тем его доктрина призывала и даже обязывала верующих отдавать все свои силы трудовой деятельности. Не вера, а результаты трудовой деятельности, проявлявшиеся в богатстве, служили как бы косвенным признаком принадлежности людей к той части, которую Христос относит к числу избранных. По мнению М.Вебера протестантизм стимулировал формирование нового человека нового капиталистического общества: трудолюбивого, прилежного, законопослушного, свободного, индивидуально и активно верующего. Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социальнополитической проблематике, к теме государства (Н.Макиавелли и др). По убеждению Н.Макиавелли решающий стимул всех человеческих поступков – это интерес (преимущественно имущественный). Происхождение государства является естественным, а не божественным делом. Сам государь ради блага государства может принимать любые решения (ложь, насилие, вероломство). В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь», флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создадут необходимый порядок в обществе. Со временем тезис об оправдании применения силы и хитрости в политике получил название макиавелизма. В этом явлении (отрыв политики от морали, т.е. аморализм) также проявил себя ранний капитализм с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в общественных отношениях. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизм), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично (Т.Мор, Т.Кампанелла). Таким образом, в эпоху Возрождения начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейший долг гражданина – это служение обществу, Отечеству. 

4.НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма) Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Н.Коперник). Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» – этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения. Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения. Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах. Явный поворот к теме природы означал в такой же мере переход от догм теоцентризма и формирование новой картины мира, более рациональной и аргументированной. Венцом природы они считали человека, существо разумное, деятельное и могущественное. Природа – это Бог в вещах, а человек – это человекобог, призванный к универсальному творчеству. В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в эпоху средних веков). Деятельность рассматривалась как способ вторжения в природу, преобразования ее по законам самой природы и в соответствии с замыслом человека. В это время происходит формирование основ нового европейского мышления («коперникианский переворот»). Это проявилось в следующих концепциях и идеях: формирование гелиоцентрической картины мира взамен геоцентрической системы Аристотеля-Птолемея. (Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно). Земля представлялась не центром Вселенной, она есть лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. А сам мир это сложная машина, некий грандиозный часовой механизм. Он сотворен Богом в соответствии с мерой, числом и весом (И.Кеплер).

В своем учении о Космосе Д.Бруно пошел дальше Н.Кузанского и Н.Коперника. В отличие от них, Бруно полагал, что Солнце есть не абсолютный, а всего лишь относительный центр мира, в котором все мы существуем. Наблюдаемая граница звезд не является конечной границей мира, а Солнце – это не единственное светило во Вселенной. Окружающий человека мир многообразен и бесконечен. И Земля, и Солнце являются, по убеждению Бруно, всего лишь «рядовыми» небесными телами. Философ выдвинул идею о том, что земля и вода, воздух и огонь наверняка имеют место и на других планетах Солнечной системы и звездных телах. Идея бесконечного множества миров явилась одной из самых смелых в творчестве мыслителя. Формулировка идеи многообразия миров стала поводом для заточения Д.Бруно в тюрьму, где он много лет находился под следствием инквизиции. Тезис о множестве миров ставил под сомнение господствовавший в средние века религиозный догмат о единственности и завершенности этого земного мира, об особом месте Земли, Солнца и человека. Однако Д.Бруно все же не отступил от своей идеи и был публично сожжен 17 февраля 1600 года в Риме на площади Цветов как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик». Д.Бруно полагал не только одушевленность Космоса и многообразие миров в нем, но даже и населенность этих миров. Он считал возможным наличие в них различных форм жизни (в том числе и разумной), отличающихся от земной. Такой подход вступал в еще более острое противоречие с догматическим христианским вероучением, которое проповедовало идею одного-единственного мира, якобы сконцентрированного вокруг Земли и созданного Творцом для человека. Идеи натурфилософии включают: - Идея пантеизма, которая полагает, что Бог растворен в природе и придает ей единство и многообразие. (Дж.Бруно и др.) Он утверждал, что «природа есть Бог в вещах». Она имеет полную самостоятельность, активна и деятельна, а Бог придает ей гармоничное единство. - Идея наличия и борьбы в Мире противоположных начал. Мир есть совпадение и слияние противоположных начал: темного и светлого, конечного и бесконечного (Н.Кузанский). - Понимание истины как сложного процесса бесконечного углубления познания на пути к Богу – непостижимому и неисчерпаемому началу всего сущего. Каждое отдельное суждение является всего лишь малой частицей многогранной истины. (Н.Кузанский, Г.Галилей). - Разработка метода научного исследования (Г.Галилей): 1) наблюдение (чувственный опыт); 2) создание рабочей гипотезы (аксиомы); 3) вывод законов природы (математическое развитие); 4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода. Г.Галилей считается основоположником научного естествознания. Значение творчества Галилея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки. Итальянский ученый сформулировал основные принципы механического материализма. Должно быть понятно, подчеркивал Галилей, что перед законами природы бессильны все – и князья, и императоры. Эти законы имеют принудительную силу для всех людей. Мир един, безграничен и открыт для познания. Сама

 

же истина не есть нечто застывшее, а представляет собой длительный и бесконечный интенсивный процесс углубления человеческой мысли в объект познания. Натурфилософия и наука эпохи Возрождения имели большое мировоззренческое и методологическое значение. Во-первых, в их рамках и с их помощью происходила ломка теоцентризма и переход к научной картине мира, постепенное освобождение философии от пут средневековой теологии. Формой такого перехода и стал пантеизм как своего рода компромисс между религией и наукой. Во-вторых, в эту эпоху были заложены технологические, социальные и духовные предпосылки для осуществления научной революции и формирования рационалистической картины мира, что произошло в ХVII веке и имело свое продолжение в последующем. Имена философов-естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового, противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций в общественной жизни.              

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!