Качественный и количественный анализ полученных результатов
На первом психодиагностическом этапе исследования мы изучали уровень эмаптии у мужчин и женщин от 18 до 45 лет по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна.
По нашим результатам данные распределились следующим образом:
- средний (нормальный) уровень определен у 40% мужчин и 0% женщин;
- высокий уровень эмпатии определен у 40% мужчин и 73% женщин;
- очень высокий уровень эмпатии опреденен у 20% мужчин и 27% женщин.
Данные из которых были выведено вышеописанное процентное соотношение эмпатийности мужчин и женщин, представлены в таблице в приложении 4.
Чтобы наглядно представить полученную информацию по данному тестированию, предлагается обратить внимание на рисунок 2.1.
Рис. 2.1. Уровни развития эмпатии у мужчин и женщин по опроснику А. Меграбяна «Шкала эмоционального отклика»
Итак, по результатам анализа данных этого этапа исследования, можно сделать вывод, что уровень эмпатии у женщин выше, чем у мужчин.
Следующий психодиагностичекий этап - проведение тестирования ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных предпочтений на основании опросника Ш. Шварца «Изучение ценностных ориентаций».
Достаточно сложная методика, которая позволила определить и сопоставить ценностные ориентации мужчин и женщин.
Таблицу с промежуточными результатами диагностики нормативных ценностных ориентаций, можно увидеть в приложении 5.
|
|
Средние данные по группам приводятся ниже в таблице 2.1:
Таблица 2.1.
Среднее значение нормативных ценностных ориентаций у мужчин и женщин в баллах
Нормативные ценности | женщины | мужчины |
Конформность | 4,0 | 4,3 |
Традиции | 3,1 | 3,1 |
Доброта | 4,5 | 4,4 |
Универсализм | 4,0 | 4,1 |
Самостоятельность | 4,9 | 5,3 |
Стимуляция | 2,6 | 3,8 |
Гедонизм | 4,9 | 4,8 |
Достижения | 4,4 | 4,9 |
Власть | 3,1 | 3,8 |
Безопасность | 5,0 | 5,0 |
Здесь же, на рисунке 2.2. для сравнения приводятся средние результаты в оценке нормативных ценностей (идеал, руководящий принцип жизни человека) в группе мужчин и в группе женщин.
Рис. 2.2. Средние значения уровня нормативных ценностей у мужчин и женщин
Как мы можем видеть, структура нормативных идеалов в обеих группах носит похожий характер. В наибольшей степени выражена важность таких ценностей, как самостоятельность, безопасность, достижения, гедонизм, доброта, универсализм и конформность. В наименьшей степени - власть, стимуляция, традиции.
Проранжировав мужскую и женскую иерархию терминальных ценностей, были получены следующие списки, представленные в таблице 2.2:
Таблица 2.2
|
|
Нормативные ценности мужчин и женщин в порядке убывания важности
Нормативные ценности мужчин в порядке убывания важности | Нормативные ценности женщин в порядке убывания важности |
Самостоятельность | Безопасность |
Окончание табл. 2.2
Безопасность | Гедонизм |
Достижения | Самостоятельность |
Гедонизм | Доброта |
Доброта | Достижения |
Конформность | Конформность |
Универсализм | Универсализм |
Власть | Власть |
Стимуляция | Традиции |
Традиции | Стимуляция |
Опираясь на таблицу 2.2 мы можем определить ценности, наиболее и наименее важные для группы мужчин и для группы женщин.
Наивысшую ценность для обеих групп представляют самостоятельность, безопасность, гедонизм, достижения и доброта.
Среднюю значимость у обеих групп имеют конформность и универсализм.
И менее всего важны для людей обоих полов власть, стимуляция и традиции.
Такая ценность, как самостоятельность, которая высоко оценена обеими группами, и мужской и женской, но всё в мужской группе имеет более высокий порядок ранга, указывает на стремление людей к свободе в суждениях и поступках, характеризуя личности тестируемых как решительные, независимые, изобретательные, любознательные и креативные.
|
|
Следующая нормативная ценность высокого порядка – безопасность, она указывает на желание тестируемых ощущать социальный порядок, безопасность государства, защищенность своей семьи.
Далее по списку следует гедонизм - стремление к удовольствию и наслаждению, причем мы (справочно) можем заметить, что женщины чуть более высоко оценили эту ценность, чем мужчины.
Следующие ценности высокой значимости – достижения и доброта. Достижения трактуются Шварцем, как желание личного успеха, целеустремленность, влиятельность и честолюбие. Доброта - забота о близких людях, их счастье и благополучии – подразумевает такие качества, как ответственность, верность.
Наименее ценны доминирование, или власть как социальный статус и демонстрация престижа, богатство, авторитет, вес в обществе; стимуляция как волнение и новизна, как жизнь, насыщенная впечатлениями, риск, азарт и приключения; традициикак ответственность за существующие обычаи, идеи, сдержанность, консерватизм, благочестие, религиозность.
Нормативные идеалы отличаются большим постоянством и определяют убеждения человека в том, как следует поступать.
Итак, люди в обеих группах считают наиболее важным добиваться успеха, делать самостоятельные выборы, чувствовать защищенность и получать удовольствие от жизни.
|
|
Теперь рассмотрим результаты, полученные при тестировании индивидуальных предпочтений в ценностной сфере. Эти приоритеты соотносятся с конкретными поступками человека и более зависимы от внешней среды.
Таблицу с промежуточными результатами диагностики индивидуальных ценностных ориентаций, можно увидеть в приложении 6.
Средние данные по группам приведены в таблице 2.3
Таблица 2.3
Среднее значение индивидуальных ценностных ориентаций у мужчин и женщин в баллах
Индивидуальные приоритеты | женщины | мужчины |
Конформность | 1,4 | 1,6 |
Традиции | 0,5 | 1,1 |
Окончание табл.2.3
Доброта | 2,2 | 1,8 |
Универсализм | 1,8 | 2,0 |
Самостоятельность | 2,2 | 2,6 |
Стимуляция | 1,2 | 1,6 |
Гедонизм | 2,9 | 2,4 |
Достижения | 1,7 | 2,0 |
Власть | 0,7 | 1,2 |
Безопасность | 1,9 | 2,0 |
На рисунке 2.3. приведены средние результаты в оценке индивидуальных ценностей в мужской и женской группах.
Рис. 2.3. Средние значения уровня индивидуальных ценностей у мужчин и женщин
Мы можем видеть, что структура индивидуальных ценностей в обеих группах не так однородна, как структура нормативных идеалов. Для того чтобы проанализировать и сравнить уровень ценностей индивидуального порядка, было применено ранжирование, результаты которого мы можем видеть в таблице 2.4:
Таблица 2.4
Нормативные ценности мужчин и женщин в порядке убывания важности
Индивидуальные ценности мужчин в порядке убывания важности | Индивидуальные ценности женщин в порядке убывания важности |
Самостоятельность | Гедонизм |
Гедонизм | Самостоятельность |
Универсализм | Доброта |
Достижения | Безопасность |
Безопасность | Универсализм |
Доброта | Достижения |
Конформность | Конформность |
Стимуляция | Стимуляция |
Власть | Власть |
Традиции | Традиции |
Наивысшую ценность для обеих групп представляют самостоятельность и гедонизм.
Среднюю значимость у обеих групп имеют универсализм, достижения, доброта и безопасность.
И менее всего важны для людей обоих полов власть, стимуляция и традиции.
Итак, люди в обеих группах ведут себя в социуме таким образом, чтобы удовлетворять потребности в защищенности, получать удовольствие от жизни и делать самостоятельные выборы.
Доброта, безопасность, достижения и универсализм так же важны для мужчин и женщин, разница в значимости этих ценностей между мужской и женской группой незначительна. К этому же сегменту можно отнести конформность - недопущение действий и желаний, противоречащих социальным ожиданиям, власть, стимуляция и традиции.
Минимальной ценностью и мужчины, и женщины одинаково наделяют доминирование, власть, демонстрацию престижа, богатство, авторитет, вес в обществе; стимуляцию и новизну, как жизнь, насыщенную впечатлениями, риском, азартом и приключениями; а так же традициикак ответственность за существующие обычаи, идеи, сдержанность, консерватизм, благочестие, религиозность.
Некоторые различия по показателям нормативных и индивидуальных ценностей отражают ценностное давление, которое осуществляется через социализацию.
Подводя итог тестирования ценностных ориентаций в группе мужчин и группе женщин, мы можем утверждать, что различия между выборами мужчин и женщин незначительны.
Третий диагностический этап исследования – проведение тестирования по методике С.В. Молчанова «Справделивость-забота». Выявление уровня морально-нравственных суждений в соответствии с двумя периодизациями – Лоуренса Кольберга и Кэрол Гиллиган дало возможность оценить на какой стадии в каждой из периодизаций находятся тестируемые мужчины и женщины и выявить различия между ними.
Напомним, что в гипотезе исследования предполагалось, что нормативный тип морально-нравственной ориентации (ориентация на нормы, правила и закон) больше характерен для мужчин, а эмпатийный тип (ориентация на реальное благополучие конкретных людей, прощение и заботу) – более характерен для женщин. Следовательно, исходя из вышесказанного, предполагалось, что в периодизации Лоуренса Кольберга, ориентированной на норму, правило и закон, женщины будет находиться на более низких уровнях, чем мужчины. И напротив, что в периодизации Кэрол Гиллиган у женщин будут более высокие результаты, чем у мужчин.
Итак, тестирование по методике С. Молчанова показало, что картина морально-нравственного развития мужчин и женщин весьма разнообразна.
В графическом отображении соотношение уровней морально-нравственного развития женщин по теории Л. Кольберга и К. Гиллиган достаточно хорошо иллюстрировано на рисунке 2.4.
Рис. 2.4. Распределение женщин по уровням морально-нравственнного развития по Л. Кольбергу ( нормативный тип) и К. Гиллиган (эмпатийный тип).
20% женщин находятся на 4 стадии морально-нравственного развития по Кольбергу и ориентированы на социальный закон и порядок, 40% находятся на 5 стадии и ориентируются на учет прав личности и социальный контакт и еще 40% расположились на 6, самой высокой стадии морально-нравственного развития, где моральными выборами человека руководят универсальные этические принципы.
При этом картина в периодизации Гиллиган выглядит следующим образом. 13% находятся на самой низшей стадии эмпатийного типа морально нравственной ориентации, и руководствуются самоозабоченностью, ориентируясь на свои собственные интересы. 7% женщин расположились на 2 стадии и ориентированы на хорошее мнение о себе других людей. 27% на третьей стадии, и ориентируются на самопожертвование, 7% ориентированы на защиту прав других (4 уровень), 7% 5го уровня ориентируются на сознательный учет социальных ценностей и 40% выбрали самоуважение в выборе между справедливостью и заботой.
Следовательно, на высшем уровне (стадии 5 и 6) нормативного типа морально-нравственной ориентации находится 80% женщин, а на высшем уровне эмпатийного типа (стадии 5 и 6) – 47%.
Теперь рассмотрим, как распределились на уровнях морально-нравственного развития двух типов мужчины. На рисунке 2.5. мы можем увидеть иллюстрацию мужских уровней нормативного типа и эмпатийного типа морально-нравственной ориентации.
Рис. 2.5. Распределение мужчин на уровнях морально-нравственнного развития по Л. Кольбергу ( нормативный тип) и К. Гиллиган (эмпатийный тип).
7% мужчин в периодизации по Л. Кольбергу находятся на 3 стадии и ориентированы на мнение других, стремление быть хорошим. 40% расположились на 5 стадии и руководствуются учетом прав личности в моральном выборе, и еще 53% находятся на самой высшей стадии морально-нравственного развития нормативного типа.
По периодизации Гиллиган 20% мужчин находятся на 1, низшей стадии и ориентируются на свои интересы, 13% - на второй стадии и ориентированы на мнение других о себе, по 7% на третьей и четвертой стадии – соответственно ориентированы на рефлексивную эмпатическую реакцию и защиту прав других. И, наконец, 13% это пятая стадия – сознательный учет ценностей и 40% - на шестой стадии выбирают сознательно между справедливостью и заботой.
Следовательно, на высшем уровне (стадии 5 и 6) нормативного типа морально-нравственной ориентации находится 93% мужчин, а на высшем уровне эмпатийного типа (стадии 5 и 6) – 53%.
Чтобы выяснить, существует ли разница между мужчинами и женщинами в расположении по уровням/ стадиям морально-нравственной ориентации нормативного и эмпатийного типа, обратимся к рисункам 2.6. и 2.7.
Рис. 2.6. Процентное соотношение мужчин и женщин на стадиях морально-нравственного развития нормативного типа.
Рис. 2.7. Процентное соотношение мужчин и женщин на стадиях морально-нравственного развития эмпатийного типа.
Итак, нами была проведена диагностика по трем методикам, в результате интерпретации которых мы узнали количество мужчин и женщин с нормальным (средним), высоким и очень высоким уровнем эмпатии, так же определили значимые и незначимые нормативные и индивидуальные ценности мужчин и женщин, и выяснили какой процент мужчин и женщин имеет нормативный и эмпатийный тип морально-нравственной ориентации, иначе говоря, сколько мужчин и сколько женщин ориентированы в своих моральных выборах на сочувствие и заботу либо на закон и правила.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!