Основные территории проживания



г. Курган, Альменевский, Сафакулевский, Шадринский районы

 

 

БАШКИРЫ

Курганские башкиры — являются одним из автохтонных народов региона, т.е. коренным народом. Ялано-катайские башкиры в основном населяли территорию нынешнего Альменевского района. Башкиры родов калмак, сарт и табын были расселены на территории современных Сафакулевского и Щучанского районов. Башкиры-айлинцы проживали совместно с другими родами на территории Альменевского и Сафакулевского районов Башкиры-катайцы и сарты-калмаки являлись вотчинниками своих земель, а айлинцы и табынцы заселялись на их землях в качестве припущенников.

С конца XVIII века и до начала XX века Катайская и Сарт-Калмакская волости были в составе Челябинского уезда Оренбургской губернии.

Среди традиционных хозяйственных занятий башкирского населения скотоводство занимало особое место. Предки зауральских башкир пришли в этот край уже с давно сложившимися скотоводческими традициями. Но разведение скота было не единственным занятием. Они занимались таким видом деятельности как рыбная ловля, охота и земледелие. Такой образ жизни сохранялся вплоть до 19 века.Основные территории проживания Сафакулевский и Альменевский районы

 

 

КАЗАХИ

История казахов на территории нашей области насчитывает уже несколько столетий. По всей видимости, отдельные роды, позднее вошедшие в состав казахского народа, например часть аргынов бабасан, проживали еще на территории Сибирского ханства Кучума. Сибирские татары в конце 1560-х – начале 1570-х гг. вели военные действия против казахского хана Хакк-Назара, который боролся за восстановление контроля над зауральскими степями и пытался контролировать часть местных башкир, находившихся в «подданстве» у ногайских биев и сибирских ханов. Одновременно с этим не редкими были браки местной элиты с представителями высших слоев казахского общества.

К началу XIX века в южных степях Среднего Притоболья кочевали роды аргынов (по р.Тобол), найманов (по Тоболу, Абуге, Ую рядом с Усть-Уйской крепостью), уваков и киреев (по Ую, Тогузаку, Ишиму, рядом со Звериноголовской и Пресногорьковской крепостями) Среднего жуза. Кроме того, роды байыулов (часть алчынов) и табынов (часть джетыру, т.е. семиродцев) Младшего жуза использовали земли по Тоболу в виде летовок. Все они имели достаточно древнюю истории, а истоки некоторых можно найти еще в раннесредневековых тюркских и монгольских степных государствах.

Основные территории проживания

г.Курган, Макушинский, Петуховский, Каргапольский, Лебяжьевский, Куртамышский, Мокроусовский, Половинский районы

УКРАИНЦЫ

Первые украинцы появились за Уралом в XVII веке как сосланные военнопленные. Территория Украины входила в ту пору в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, которые вместе образовывали союзное государство. Украинцы сыграли немалую роль в духовной жизни и истории православия Зауралья и Сибири – с начала XVIII века архиепископскую кафедру в Тобольске занимали люди, окончившие Киевскую духовную академию, чаще всего украинцы по происхождению. Много украинцев появилось на Урале при создании Оренбургской военно-пограничной линии. С 1736 года на эти территории в гарнизоны крепостей на казачью службу привлекали переселенцев. В числе прочих «агитировали» и жителей украинских земель, запорожских казаков. Немало украинцев переехало в наши края в ходе переселенческого движения на рубеже XIX–XX веков. Свободных земель на Украине не было, и часть крестьян подалась на поиски лучшей доли на восток. Этому способствовала и прокладка железной дороги в Сибирь.

 

 

 

БЕЛОРУСЫ

Среди рассмотренных групп белорусских переселенцев, первыми в Сибирь прибыли так называемые «панцирные бояре», значительная часть которых переселилась за Урал из Витебской губернии в 50-60-е гг. XIX в.

Панцирные бояре представляли собой особую категорию служилых людей, сложившуюся на территории современной Белоруссии, предположительно еще во времена Великого княжества Литовского (в XVI в.). Первоначально они несли конную службу в панцирном облачении с тяжёлым вооружением и занимали промежуточное положение между мелкой шляхтой и тяглыми крестьянами. После присоединения в конце XVIII в. Восточных территорий Речи Посполитой к Российской Империи панцирные бояре вошли в сословие государственных крестьян.

 

АРМЯНЕ

В отличие от представителей других народов бывшего СССР, армяне стали появляться в наших краях задолго до развала большой страны. В годы сталинских репрессий за Урал было сослано немало семей из этой закавказской республики, некоторые остались тут жить. Заметный всплеск миграции произошел после землетрясения в Спитаке в 1988 году. С этого момента началась более значительная миграция армян в Курганскую область. В конце 80-х годов, когда в стране разрешили кооперативную деятельность и предпринимательство, армяне стали привозить сюда свои товары. Некоторые из них, увидев для себя перспективу, принимали решение остаться здесь навсегда. Следом за ними поехали родственники, а также те работники промышленных предприятий, кто бывал в командировках на уральских заводах. их народов бывшего СССР, армяне .

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

В 70-х годах ХХ века азербайджанцев заносило на Урал несколькими потоками.

Первый – по линии МВД, молодых мужчин направляли служить в милицию. Вторая волна – коммерческая. Южане везли уральским женщинам цветы на 8 марта. Третий поток сибирский. После того, как геолог Фарман Салманов (азербайджанец по национальности, дед которого в конце XIX-го века отбывал ссылку в Сибири), нашел нефть на севере Тюменской области, началась активная разработка месторождений.

Из Азербайджана в Сибирь пошли эшелоны с его земляками (прибыло 600 тысяч человек!).

После распада СССР началась глобальная миграция азербайджанцев. У неё были две побудительные причины – экономическая и политическая. В республике трудно было найти работу, стало не на что жить. Дети «страны огня» также бежали от политической неопределённости, когда власть в стране переходила из рук в руки; в их душе кровоточила и до сих пор кровоточит рана Нагорного Карабаха. В результате около трёх миллионов человек иммигрировали в Россию, в том числе – в Зауралье.

ЧУВАШИ

Появились чуваши в области в послевоенное время. Отдельные чувашские селения на территории области отсутствуют, селяне проживают, за исключением с. Лесниково в Кетовском районе, в основном в селах-райцентрах.

Основные территории проживания:

Курган, Шадринск, Кетовский район

 ЧЕЧЕНЦЫ и ИНГУШИ

Первые представители чечено-ингушской национальности появились на Урале в 20–30 годах ХХ века. В это время в стране шёл процесс коллективизации, и раскулаченных людей ссылали в Сибирь. Немало чеченцев появилось в Зауралье в 80-е годы, когда шло бурное строительство больших народно-хозяйственных объектов, таких, к примеру, как нефтепровод Уренгой – Помары – Ужгород. Чеченские строительные бригады постоянно приезжали в наши края на заработки, строили различные объекты в колхозах и совхозах. В конце 80-х – начале 90-х годов кавказская молодёжь приезжала к нам учиться, затем, получив распределение, оставалась здесь жить. Самый большой приток чеченцев за Урал произошёл в середине 90-х в период первой и второй военных операций. Позже, когда в Чечне стало спокойнее, а экономика её окрепла, многие уехали обратно.

 

МОЛДАВАНЕ

Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия волохов, переселившихся туда из Трансильвании в XI векe под давление венгерских племён, и восточных славян (русин), которые расселились здесь в ходе славянской миграции на Балканы в VI—VIII веках и позже, во время подчинения этих земель Владимиром Мономахом. В свою очередь, на территории где сформировался румынский этнос, определяющим было южнославянское (болгарское и сербское) влияние — «сырбие». Наиболее поразительным является факт ускорившейся молдованизации восточнославянской общности в северной части междуречья Прута и Днестра, которая продолжалась даже после 1812 года в пределах российской Бессарабии.

УДМУРТЫ

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).

ТАДЖИКИ

Таджики представляют собой один из наиболее древних коренных народов Средней Азии.Свое происхождение таджики относят к «арийцам». Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парканцы и саки.Таджики в России — жители России, имеющие полное или частичное таджикское происхождение, являются первыми (во времена СССР) и вторыми (сегодняшняя иммиграция) представителями иммигрантов из Таджикистана.

МАРИЙЦЫ

Марийцы — финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек. Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугововосточные марийцы.

 

ПОЛЯКИ

История поляков в Кургане первоначально связана с политической ссылкой и охватывает несколько больших периодов.Польская ссылка в Сибирь началась в XVIII в. Правительство выделяло неблагонадежных поляков в особую группу ссыльных – «политических преступников», отличную от «государственных преступников». За исключением единичных случаев мы не можем обозначить конкретные фамилии поляков, отбывавших наказание в уездных городах Тобольской губернии до 1830 г. После подавления восстания 1830-1831 гг. в Польше начинается массовая ссылка поляков в Сибирь, что привело к появлению нового этнического образования в этом регионе вообще, и в Кургане в частности. Увеличение количества ссыльных польского происхождения, относительная длительность их пребывания в Кургане привели к формированию польской общины в середине 30-х годов XIX в.

Вторая волна польской ссылки в Сибирь, в т. ч. в Курган, связана с подавлением восстания в Польше 1864 г. По этому периоду в облгосархиве есть дело, в котором находятся списки и краткие характеристики ссыльных в Кургане в 1860-1870-х гг.В конце XIX – начале XX вв. в Кургане сложилась устойчивая польская диаспора, которая явилась основой для формирования в городе римско-католической общины.

Огромный вклад поляки внесли в медицину города Кургана. В 1897 г. в здравоохранении задействовано 2,5% поляков, проживавших в городе Кургане: среди них Земянский К.С. – аптекарь, Барташевич А.Ф. – городской врач, Иваневич Э.И. – врач, аптекарские помощники и провизоры, а также ветеринары – Дмоховский В.Н. и Вольский В.Ф.

Еще одна причина миграции в Курган представителей польской и других национальностей (белорусов, украинцев, и пр.) из западных губерний России связана с военными событиями 1914-1918 гг. С 1914 г. в Кургане наблюдается большой приток беженцев и военнопленных с запада страны. В это время появились общественные национальные организации. В городе действовала польская школа, существовал Польский военный комитет, Польское землячество (Гмина), проводились акции в пользу раненных польских солдат. Общественная деятельность поляков отражена на страницах местной печати 1914-1920 гг.: «Курганский вестник», «Народная газета», «Свободное слово» и др.

 

ГРУЗИНЫ

взаимные русско-грузинские миграции стали заметными к концу XVIII — началу XIX века, когда Россия ввязалась в борьбу с Портой и Персией за Закавказье и вскоре утвердилась за Кавказским хребтом. Утверждается, что вплоть до советских времён существенных волн переселения грузин в Россию не было, ехали туда в основном представители высших слоёв общества. Поток грузинской миграции усилился после Октябрьской социалистической революции 1917 года. Отмечают, что вплоть до 1990-х годов переезжавшие в Россию грузины весьма быстро ассимилировались. С распадом СССР резко возросла трудовая миграция — к середине 2000-х годов общая численность грузин в России составляла, по некоторым оценкам, порядка миллиона человек.

 

 

УЗБЕКИ

Узбеки в России — одно из самых быстрорастущих национальных меньшинств.Верующие — мусульмане-сунниты, язык — узбекский, многие владеют русским и таджикским языком. Следует отметить что узбеки в Россию прибывают не только из Узбекистана, но также и из других среднеазиатских республик и Казахстана, поскольку в каждой из этих стран имеются значительные узбекские диаспоры. Распад Советского Союза оказал сильное отрицательное влияние на экономику Узбекистана и спровоцировал кризис, что вызвало массовую миграцию из Узбекистана в Россию сначала нетитульного населения, а затем и этнических узбеков. Узбекистан традиционно является одним из самых значимых миграционных доноров России.

 

19 (30) января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган. Первым городничим Кургана стал Иван Петрович Розинг.

Деление города на усадьбы (именно так назывались участки под застройку), которые отчасти оказали влияние и на современную нумерацию домов, основывается во многом на плане межевания 1786 года, который был призван организовать правиль­ную («планную») застройку города. Согласно этому про­екту каждый квартал делился на равное количество усадеб: по пять усадеб с одной и с другой стороны улиц. Размер усадьбы — 17 сажень по ули­це и 30 сажень вглубь квартала. Воплотить это сразу не удалось, поскольку уже имеющиеся дома не всегда вписывались в план. Как это ни странно звучит, на помощь пришли городские пожары, особенно самый крупный из них 1864 года. Именно после него город приобретает знакомый нам вид. Правда, одновременно с этим в городе фактически полностью исчезают деревянные здания более раннего времени, кроме нескольких домов на ул.Береговой (Климова).

В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой. Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года. Учитывая удалённость от центра России, город использовался властями как место политической ссылки, в том числе для декабристов и участников польских восстаний. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В 1856 году в Кургане было 3576 жителей, две каменных церкви, 7 каменных домов. В конце века были открыты: телеграфная станция, первое фотографическое заведение, страховое общество, детский приют, ночлежный дом, столовая для бедных.

Со строительством Транссибирской магистрали город начал быстро расти. В мае 1894 года устроен телефон для нужд городской полиции. В 1897 году в городе насчитывалось 10 тысяч 63 жителя. В 1904 году население города составило — 19912 человек. Интересно то, что по переписи 1910 г. в Кургане проживало 13611 мещан, что составляло 38,1% от общего числа населения. По количеству этой группы населения Курган стоял на первом месте в Тобольской губернии.

В начале ХХ века в городе проходят забастовки рабочих, основывается Курганское отделение РСДРП. Позже будет арестовано руководство отделения. Основываются и закрываются через некоторое время кинотеатры. 15 апреля (1 мая) 1914 была пущена первая электростанция.

Перед Октябрьской революцией 1917 г. Курган был развитым промышленным и культурным городом. Его население составляло около 40 тысяч человек. Работало 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!