Городские цивилизации Северной Африки.

Две последние относятся к собственно-африканским языкам.

Народы семито-хамитской языковой семьи населяют всю Северную и Северо-

Восточную Африку. Семито-хамитские языки подразделяются на 4 ветви:

1. Семитскую;2. Кушитскую;3. Берберо-ливийскую;4. Чадскую (хауса).

Среди семитских языков наиболее распространено арабский – с магрибским, египетским и суданским его диалектами. Южная группа семитских яхыков представлена также языками Эфиопии – тигре, тигран, амхара. Последний является государственным языком страны. Из семитских языков наиболее распространен арабский литературный язык.

На кушистских языках говорят народы южной и центральной Эфиопии и смежных с нею областей. Основные среди этих языков – галла, сомали, афар, бедауэ. Древние египтяне говорили на языке хамитской группы, который дошел до наших дней в виде языка египетских христиан – коптов. Коптский язык применяется лишь при богослужении, а в быту копты пользуются арабским.

Берберо-ливийские языки, раннее употреблявшиеся во всей Северной Африке к западу от Египта (Магриб), в настоящее время используются жителями горных районов Алжира, Марокко, в Мавритании, в Сахаре и в изучении реки Нигера. Берберы (туареги, кабилы, зенага, рифы) являются потомками древнего населения Северной Африки – ливийцев.

Чадскую ветвь составляют языки хауса и родственных им мелких этносов, живущих к югу от озера Чад.

Население Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали, Джибути) относится к самостоятельной промежуточной эфиопской расе, сочетающей в себе переходные европеоидные (строение лица, волнистые волосы) и негроидные (утолщенные губы, темный цвет кожи, волос и глаз) черты. Эфиопская раса образовалась на стыке европеоидной и негроидной рас.

 

Регион Северной Африки является районом древнейшей культуры. За тысячелетия своей истории народы региона испытали на себе разнообразное культурное влияние. На территории Северной Африки сформировалась одна из самых древних цивилизаций мира — древнеегипетская. Западнее Египта располагалась финикийская колония — Карфаген. Эти области были издревле связаны с историей Средиземноморья. В результате Пунических войн (III — II вв. до н. э.) Карфаген был захвачен и разрушен, а земли — его и соседней Нумидии — вошли в состав Римской империи под названием «Африка». Позднее это название было перенесено на весь континент. После распада Римской империи эти области испытали нашествие германских племен вандалов. Египет после завоевания гиксосами, а затем персами и в конце концов вошел в состав Восточной Римской империи. О тех временах напоминают памятники древнеегипетской, финикийской и римской эпох. Здесь располагались несколько из «Семи чудес света»: маяк на острове Фарос, египетские пирамиды. Однако, несмотря на бурную историю североафриканского побережья, основное население Северной Африки — берберские народы — сохранили свои языки, хозяйство, верования и обычаи с древности до наших дней.

На территории Судана, в районе слияния Голубого и Белого Нила, еще на рубеже II — I тыс. до н. э. сложи лось государственное образование — Мероэ. Оно имело тесные связи с Египтом и в значительной степени испытало на себе его влияние. Его территории временами завоевывались египтянами, а иногда их жители сами совершали успешные набеги на земли северных соседей. В течение одного столетия они даже правили Египтом (так называемая Эфиопская династия). С IV по приблизительно XI —XII в. н. э. на развалинах Мероэ образовались несколько небольших государств — Алва, Мукурра и др. Здесь было принято христианство.

Начиная с VII в. н. э. в истории Северной Африки начались значительные изменения. В 641 году Египет был завоеван арабами, принесшими с собой новую религию — ислам. В течение относительно короткого промежутка времени арабы завоевали всю Северную Африку и Судан. Постепенно значительная часть населения была исламизирована, восприняла арабский язык и культуру. Только копты в Египте сохранили христианство монофиентского толка. Вызывают восхищение сохранившиеся памятники средневековой арабо-мусульманской культуры — мечеть в Кайруане (Тунис), дворец-цитадель возле Тлемсена (Алжир), цитадель в Каире и др. Судан в отличие от Египта и стран Магриба не входил в состав Арабского халифата. Проникшие на его территорию арабы мусульмане были либо торговцами, либо кочевниками-скотоводами с Аравийскогополуострова. Христианские государства распались, а в XV —XVI вв. сложилось двамусульманских государства— Сеннар и Дарфур. Именно с этого времени существует деление Судана на арабоязычный мусульманский север и негроидный языческий юг, которое и в наши дни осложняет внутриполитическую ситуацию в стране.

 

На территории Африканского Рога (так нередко называют субрегион Северо-Восточной Африки, включающий в себя Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали) история государственности также насчитывает не одно тысячелетие. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании здесь самобытной цивилизации в середине I тыс. до н. э. Со II —III вв. н. э. здесь складывается государство Аксум, имевшее тесные связи с Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком. В IV в. государственной религией в нем признается христианство монофизитского толка, близкое коптскому и сохраняющее свои позиции в Эфиопии и сегодня. С этого времени государственность на данной территории не переставала существовать, сохранялась и слоговая эфиопская письменность, насчитывающая историю в два тысячелетия. Начиная с VII в. в этом регионе появляются мусульмане, а с XIV —XVI вв. по берегам Красного и Эритрейского морей, на территории современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали, складываются мусульманские султанаты. В годы колониального раздела Африки Эритрея � часть Сомали стали итальянскими владениями, северная часть Сомали принадлежала Великобритании, а северо-западная (ныне государство Джибути) — Франции.

 

Лишь у туарегов Алжира еще сохраняется сегодня древнее письмо тифинаг, хранителями которого являются женщины. Все остальное население Северной Африки (кроме жителей Эфиопии и Солгали) пользуется арабским алфавитом. Литературный язык — арабский, в последние годы развивается литература на кабильском языке.

Как и во всей Африке, государственные границы и границы регионов в Северной Африке не совпадают с этническими границами. Например, туареги живут не только в Алжире и Мавритании, но и в Мали и Нигере, сомалийцы — в Сомали, Эфиопии, Кении и т. д.

 

 

2. Земледельческие народы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Арабо-берберское земледельческое хозяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия здесь — прибрежная полоса и горные долины Атласа. Обилие водных источников, частые дожди и мягкий климат благоприятствуют земледелию и скотоводству. Но в засушливых местностях приходится прибегать к искусственному орошению полей.

Главные продовольственные культуры — пшеница и ячмень, в Марокко – кукурузу.

Арабо-берберские земледельцы разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль, овощи. В Тунисе широко распространена культура олив. В южной части Магриба одним из главных видов пищи служат плоды финиковой пальмы.

Техника остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохраняются деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна.

На севере Магриба земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят мелкий рогатый скот. Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды.

Сельское население занимается изготовлением глиняной посуды, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстяных Тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви.

В городах Египта и Магриба развито специализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное и др. Промышленность была развита слабо.

Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плоской крышей.

В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Едят каши из проса, кукурузы или бобов, овсяные лепешки, кислое молоко, финики, овощи. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво, кислое молоко.

Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти.

Горожане дополняют эту одежду кафтанами и халатами, стянутыми широкими кушаками. Впрочем, в городах обычен европейский костюм.

Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металлические украшения, косметика.

Оседлое население Магриба живет большими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби. Однако более распространены дома арабского типа.

У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал.

Кочевники степей не имеют прочного жилища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.

Более трети населения Магриба проживает в городах. Сохранились города с узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами. В центре города обязательно расположен базар, он же - средоточие ремесленного производства.

Приморские города имеют временный облик.

Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка.

Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хлеба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевниц питаются финиками и продуктами животноводства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом.

В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. В древности различные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались феодальные отношения. У кочевников Магриба и Восточного Судана сохранялся родовой коллективизм. У кочевников существовала и более развитая система неравноправных отношений господствующих и подчиненных племен.

Население внутренних районов Магриба до сих пор не изжило патриархально-общинных и полуфеодальных отношений. У туарегов Сахары материнского счета родства.Архаические общественные институты прослеживаются среди кочевников Восточного Судана

 

3.Кочевые скотоводы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

Значительная часть народов Африки занимается скотоводством. Приблизительная численность скотоводческих кочевых и полукочевых народов Западной и Восточной Африки — более 7,5 млн. (по данным 60-х годов). Это значительная часть фульбе, туареги, арабы, сомали, данакиль, баккара, масан, нузр, шиллук, динка и другие народы. Живут они в Верхней Вольте, Мали, Мавритании, Нигере, Нигерии, Чаде, Центрально-Африканской Республике, Эфиопии, Кении, Танзании и др.

Большинство скотоводческих народов Африки разводят крупный рогатый скот. Многие породы скота, как можно судить по наскальной живописи, имеют местное происхождение. В Западной Африке распространены в основном короткорогие породы, особенно «лагун» на всем Гвинейском побережье и «сомба» в Дагомее. В верховьях Нила, в странах Межозерья, в северо-восточной части континента встречаются длиннорогие. По всему Судану и Восточной Африке разводят горбатых зебу. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. На рубеже нашей эры из Азии были завезены верблюды, это привело к быстрому распространению верблюдоводства в засушливых зонах.

Здесь есть и почти чисто скотоводческие, кочевые народы, и сочетающие в равной степени земледелие и скотоводство, и занимающиеся скотоводством лишь как подсобным занятием по отношению к главному — земледелию. В то же время можно выделить черты, единые для всех видов скотоводческого хозяйства. Это отсутствие выраженной мясной или молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность.

Традиционным для всех скотоводов Африки является отношение к скоту, особенно крупному рогатому как к форме накопления богатства. Главным является не продуктивность, а величина стада: чем оно больше, тем больший социальный вес имеет его владелец. Скот режут очень редко, лишь по поводу исключительных случаев.

Большая часть туарегов, тедда, группа боророу фульбе в Западной Африке, более половины сомали, беджа, галла, баккара, динка, нуэрна северо-востоке континента; карамоджин, сук, нанди, масаи в Восточной Африке; часть зулу в Южной Африке, гереро и готтентоты в Юго-Западной и Южной Африке и другие народы еще ведут кочевой образ жизни.

Для кочевника скот — главное достояние и основа его существования. С одной стороны, скот самая высокая ценность, количество его определяет место человека в обществе. С другой, скот — это пища: молоко и реже мясо, а также одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти. Масаи шкурами обтягивали щиты и резонаторы музыкальных инструментов, шили из шкур коробки, футляры, ножны, разные предметы домашнего обихода. Из рогов выделывали музыкальные инструменты, подставки для калебас, вешалки для амулетов; из копыт изготовляли табакерки и сосуды для жира. Очень мало используют животных как верховой транспорт (верблюдов и лошадей на западе и северо-востоке континента, на юге и востоке — иногда быков) и лишь в Эфиопии и Республике Судан быков и верблюдов применяют как тягловую силу в земледелии.

Перекочевки скота — сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезонов мухи цеце, очень опасной для крупного рогатого скота. Пути перекочевок складывались в течение многих веков и традиционно продолжают использоваться и-сейчас, несмотря на государственные границы. Так, галла кочуют в Эфиопии, Сомали, Кении; фульбе Нигерии откочевывают и на территорию Бенина и т. п.

Наиболее известный скотоводческий народ Восточной Африки — масаи, разводящие коз и овец, крупный рогатый скот. Уход за стадами — исключительно мужское дело. Хозяйственная деятельность регулируется системой возрастных классов. Мальчики-подростки, не вошедшие еще в разряд воинов, пасли мелкий скот. Все неженатые мужчины-воины занимались пастьбой и охраной стад крупного рогатого скота. Военные упражнения, уход за скотом, охрана его и набеги на соседей с целью захвата их стад составляли основное содержание их жизни. Молодежь кочевала со своими стадами. Временные поселения (небольшие круглые хижины, плетенные из прутьев и обмазанные сверху глиной, смешанной с навозом) были предназначены только для того, чтобы укрыться от ночной прохлады и непогоды. Их ставили по кругу и в центр на ночь загоняли скот. В основных поселениях масаев оставались совсем маленькие дети, старшие воины и старейшины. Воин, хорошо зарекомендовавший себя, получал право жениться, переходил в основное поселение масаев и вел самостоятельное хозяйство. Примерно так же распределялись хозяйственные обязанности и у галла Эфиопии и Сомали. Ныне как масаи, так и галла, переходят к полукочевым формам хозяйства.

Сомали. На севере и в пустынных южных областях Африканского Рога они разводят верблюдов, коз и овец, а на юге, где климат не столь засушлив — коров (породы зебу с горбатой холкой). Сомали соблюдают строгий порядок выпаса скота и перекочевок по давно выверенным маршрутам, что позволяет поддерживать экологическое равновесие в этих суровых природных условиях. Скот обеспечивает кочевников и жилищем, и обувью, и пищей. Основу пищи кочевников составляют молочные продукты, изредка — мясо мелкого рогатого скота. Крупный скот забивают только по праздникам. Зерновые и овощи кочевники получают по обмену у земледельцев.

Кочевники-скотоводы никогда не жили в полной изоляции от земледельческих народов. С давних пор их связывали отношения обмена. В обмен на продукты животноводства: молоко, масло, шкуры, кожи, ремесленные изделия из них — они получали продукты земледелия, прежде всего зерно, а в пустынных зонах -финики, однако этот обмен вскоре оказался явно недостаточным. Более тесные связи скотоводческого и земледельческого населения складывались по-разному. С одной стороны, возникали общества симбиозные, внутри которых тесно переплетались отношения скотоводов и земледельцев. С другой — сами скотоводческие народы стали сочетать скотоводство с земледелием.

Подобное хозяйство ведут галла (аруссн) в Эфиопии. Они остаются на плоскогорье только в сухое время года, а с наступлением весенних дождей спускаются вниз. Пути перекочевок столь традиционны и постоянны, что галла н на зимних, и на летних пастбищах имеют свои постоянные хижины и загоны для скота.

Большинство народов Эфиопии сочетает земледелие и скотоводство. Здесь разводят крупный рогатый скот породы зебу, овец, лошадей, верблюдов. Выращивают в некоторых районах Эфиопии и свиней, как правило, только для продажи европейцам. Большинство народов Эфиопии применяют одни и те же методы для ухода за скотом. Пастбища расположены обычно недалеко от селений, по соседству с пашнями, Стада пасутся под присмотром молодежи, иногда мальчиков-пастушат нанимают из бедных семей. На ночь скот всегда загоняют в селение, где строят специальные загоны для быков и коров из ветвей, прутьев или камней. Ослов, мулов и вьючных лошадей держат в особых круглых хижинах, крытых соломой. Там же проводят ночь овцы.

В современных независимых странах Африки развитие скотоводства — одна из важных проблем. Демографический взрыв 50—60-х годов привел к острой нехватке мясных продуктов, так как он не сопровождался увеличением производствапродовольствия. Ни одна страна Африки ныне не может обеспечить своих потребностей в мясе, молоке, масле из-за низкой товарности скотоводческого хозяйства, малой продуктивности, отсталой технологии, распространении эпизоотий, традиционного нежелания расставаться со скотом, продавая или забивая его.Усугубляется положение и сокращением площади пастбищ, которые вытаптываются и погибают, многолетней засухой (1967—1974 гг.) и наступлением на юг пустыни Сахары, что сопровождалось падежом скота во многих странах Западной Африки. Эти трудности пытаются преодолеть разными путями. Во многих странах создают государственные фермы, оказывают поддержку частным фермерским хозяйствам, пытаются улучшить породы скота, оказывать ветеринарную помощь.

 

 

Городские цивилизации Северной Африки.

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами .

В Африке сложилось несколько центров древней и средневековой городской цивилизации. В Северной Африке хорошо известны древние города Карфаген, Мемфис, Александрия.

В средние века возникли Фе, Маракеш, Каир, Кайруан, в Северо-Восточной Африке – Сеннара, , Марис, Фарас; Могадишо и Брава в Сомали. Города издавна были очагами этнического смешения. Здесь встречались арабы, берберы, представители других местных народов, евреи, турки, армяне. Если евреи на протяжении многих веков жили достаточно замкнуто, то представители других этносов смешивались, вступали в браки, сливались в единую общность.

Сегодня города – центры современной промышленности, торговли, науки, управления. В каждом городе есть современные кварталы. Почти в каждом крупном городе сохранилась старая часть – медина. Как правило мединасостоит из касбы – укреплённой части, меллаха – квартала торговцев, ювелиров, ростовщиков и собственно медины с мусульманским населением. Центральное место в любом традиционном городе занимает мечеть. Вокруг неё на открытых площадях и узких улочках, ведущих в жилые кварталы, кипит базар (сук). Он организован по профессиям ремесленников, которые работают тут же, образуя ряды котельщиков, медников, ткачей и т.д.

Торговцы, чиновники, мусульманские учёные одеты в просторные одежды из тонкой белой шерсти; ремесленники носят широкие штаны и короткие куртки. Все они обуты в бабуши – узорчатые кожаные туфли без задников. Горожанки носят лёгкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зелёной ткани. Многие женщины закрывают лицо лёгким покрывалом. Среди образованных слоёв населения широко распространяется европейский тип одежды; приверженцы ортодоксального ислама, напротив, носят традиционную одежду тёмных тонов, чаще всего чёрную.

Шум и пестрота базаров контрастируют с тишиной одноцветных жилых кварталов. Жилища, как правило, глинобитные, без окон на улицу или с небольшими окнами под самой крышей. Узкие улочки лишены всякой зелени. Глухие стены прорезают низкие узкие двери с медным молотком.

На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка — самый бедный континент в мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население . Такое человечеству предсказывал Мальтус.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!