Декоративно-прикладное искусство
Культура Древнерусского государства 9-13 вв.
Русь – «страна городов» Гардарика. Город состоит из Детинца и посада (торгово-ремесленная часть города).
989-996 гг. в Киеве построена каменная Десятинная церковь (церковь Богородицы).
Летописание. Летопись –погодное изложение событий. «Повесть временных лет» создан в начале 12 века монахом Нестором, а игумен Сильвестр создал в 1116-1118 гг. новый ее свод. Вопрос – «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить…?».
Литература. Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» (40-е годы 11 века).
Монах Иаков «Память и похвала Владимира» (вторая половина 11 века).
Владимир Мономах «Поучение», Даниил Заточник «Слово» и «Моление», Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе», игумен Даниил «Хождение игумена Даниила в святые места».
«Чтения о Борисе и Глебе».
«Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г. Игорь Новгород - Северский ходил походом против половцев и проиграл).
Чернь – заполнение гравированных штрихов специальными черневым сплавом или серебряным узором;
Скань- узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу;
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку;
Перегородчатая эмаль – пространство между санными перегородками заполнялось цветной эмалью;
Икона- (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») —священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
|
|
Фреска- (от итал. fresco — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
Мозаика - (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Основной материал строительства:
Плинфа - тонкий обожженный кирпич (Киев, Смоленск, Чернигов, Рязань);
Белый камень светлый известняк карбона (Владимир, Юрьев-Польский, Перемышль, Владимир –Волынский, Галич);
Известняк – Новгород, Псков.
Памятники архитектуры.
Город | Памятник | Как выглядит |
Киев | Софийский собор (1037 г.) | |
Золотые ворота | ||
Киево-Печерский монастырь | ||
Выдубицкий монастырь (11 в) | ||
Михайловский Златоверхий монастырь (посвящен Михаилу Архангелу) | ||
Чернигов | Спасо-Преображенский монастырь (1036 г.) | |
Пятницкая церковь (церковь Параскевы Пятницы) конец 11-начало 12 вв). | ||
Новгород | Софийский собор (1045-10520 | |
Церковь Спаса на Нередице (1198 г.) | ||
Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) | ||
Полоцк | Софийский собор | |
Владимир – на- Клязьме | Дмитриевский собор 12 в. | |
Успенский собор 1158-1160 гг. | ||
Золотые ворота | ||
Храм Покрова на Нерли (1165 г.) | ||
Белокаменный дворец Андрея Боголюбского (12 в.) | ||
Юрьев Польский | Собор Святого Георгия (1210-1234) | |
Псков | Храм Спаса Мирожского монастыря | |
В Кидекше | Храм Бориса и Глеба (1152) |
Декоративно-прикладное искусство
|
|
В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – «узорочье». Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X-XIII вв. являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий - от простого деревенского смерда до князя. Весь их быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста - яркой вышивкой.
|
|
Колт с двумя сиринами. Лицевая и оборотная стороны. XII в.
Всадники. Рельеф Михайловского Златоверхого монастыря а Киеве. 1112 год.
Ожерелье (подвеска). Древняя Русь. X век.
Золото, эмаль; ковка, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая.
Местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей.
Фрагмент.
Бармы великокняжеские из Старой Рязани . XII век.
Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, эмаль; зернь, низание жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая.
Музей-заповедник "Московский Кремль".
Диадема со сценой вознесения Александра Македонского. XII век.
Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг. Длина - 35 см.
Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на Девич-Горе у села Сахновки.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей
Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 - 13 века.
Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань.
Из раскопок А. С. Уварова. Владимирская губерния, 1851.
Памятник найден при раскопках графом Уваровым курганов Суздальского уезда, возле деревни Исады, расположенной на берегу реки Нерли, недалеко от Суздаля.
|
|
Согласно описанию Уваровым обстоятельств находки, все предметы, составляющие оплечье, обнаружены в одном из курганов сбоку, на поверхности, так что были явно только спрятаны в нем и никакого отношения к погребению в кургане не имеют.
О том же свидетельствует и инвентарь кургана. Реконструкция первоначального вида оплечья была сделана по найденным предметам еще Уваровым, в основном правильно, хотя порядок размещения блях и промежуточных бусин представляется гадательным.
Реконструированное суздальское оплечье хранится сейчас в залах археологического отдела Исторического музея в Москве.
Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада. Фрагмент.
Первая половина 11 века.
Все изображения выполнены перегородчатой эмалью, работы, несомненно, местного русского мастера, как о том свидетельствует характер надписей, выдающий механическую, с ошибками, копировку букв и слогов, а также характерную народную переделку имени "Петр" в "Петро".
Чаша-потир. Древняя Русь, 12 век.
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
Русское золото. Браслет. 4 - 5 век.
Государственные музеи Московского Кремля.
Русское золото. Височные кольца. 12 век.
Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!