СМАЛЬТА (нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить), цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик.



Тема 1.2.Мозаика как вид художественного оформления

1. Мозаика как элемент оформления интерьера.

2. Исторический аспект мозаики. Виды мозаики

3. Виды техник укладки мозаики.

4. Композиционные особенности в технике мозаики

5. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении мозаики.

6. Нетрадиционные материалы в современной мозаике

Мозаика -с итальянского языка переводится «Сложенный из кусочков»

Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») 

Как способ древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт)оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта.

Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.Месопотамия).

IV тысячелетием до нашей эры, мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной. В античной Греции её делали из гальки.

Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.

Это были контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному

В Древнем Риме в мозаике стали использовать маленькие нарезные кусочки из натурального камня

В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка. Так появилась флорентийская мозаика (Италия. город Флоренция, 16 в.), лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы.

Появление мозаики в России

На Руси смальта появилась в XI веке - с началом строительства первых христианских храмов.

 Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве.

Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века ,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.

Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов в середине XVIII века.

В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, обучался в Марбурге (Германия)

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.

1752 году появилась первая работа-образ Богоматери (стекольный завод Усть -Рудице) (подарена Екатерине Великой) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками для изобретения составов сделано 2184 опыта в стеклянной печи

 В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого

1762г-1764г. Ломоносов с помощниками выложил мозаику «Полтавская баталия».

В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта.

Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23

В настоящее время мозаику продолжают использовать для оформления современных архитектурных сооружений

Мозаика (от лат. (opus) musivum — произведение посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Изготовление мозаики

Изготовление мозаики можно условно разделить на следующие этапы :

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка мозаичного материала.

3. Подготовка основания для мозаики или предмета для декорирования.

4. Перевод рисунка на основание (предмет).

5. Укладка элементов мозаики на основание и клеевой состав, в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

6. Заполнение швов затирочным раствором.

7. Заключительная отделка: удаление излишков раствора, промывка, шлифовка, покрытие лаком.

Инструменты, материалы

1. Элементы мозаики

2. Основа

3. Клей для мозаики

4. Влагостойкая затирка

5. Шпатель или мастихин

6. Влажная ткань

(последовательность выполнения работы)

Материалы для мозаики

В качестве мозаичных материалов используются смальта, природный камень (галька), стекло, керамика, металл

 Можно воспользоваться альтернативными вариантами, такими, как осколки цветного кафеля, обычного цветного стекла, черепки от посуды, полимеры, яичная скорлупа, бумага, картон, CD диски…

Модуль мозаики может быть разнообразным - от большого к малому. Чем меньше модуль, тем живописней рисунок, но тем больше труда вкладывается в мозаику.

Основной материал

СМАЛЬТА (нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить), цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик.

 Различают прозрачную смальту и глухую (опаловую) смальту

свойства смальты имеет повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает.

Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50x50 мм в основном такие элементы применяются вне помещений.

Отдельной темой “каменной” мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!