Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения



На начальном этапе обучения баянист должен овладеть основными техническими навыками игры правой и левой рукой и техникой ведения меха. У многих учащихся эти навыки развиты не неравномерно. Часто в работе над произведениями, дети меньше уделяют внимание левой руке, не догадываясь о дальнейших сложностях. В процессе занятий в классе ученик должен получить достаточно четкое представление о расположении басов и готовых аккордов, усвоить их обозначение и название, а также услышать их звучание в собственном исполнении.

Упражнение на чередование баса и аккорда, которое является основной формулой сопровождения, оно, также, почти не меняет положение руки.

В начале обучения, учащийся будет продолжительное время использовать аппликатуру (3,2 пальцы). Для равномерного развития пальцев левой руки необходимо изучение мажорных и минорных гамм. Работа над гаммами преследует следующие цели: помогает держать пальцы в собранном положении, позволяет хорошо ощущать расположение на клавиатуре кнопок, улучшает знание басового ключа.

В отличие от мажорных гамм, в минорных гаммах, расположенных более широко, имеется ряд трудных мест. Приступать к изучению минорных гамм в левой руке, необходимо с более крепкими учащимися или с 3-4х классов. Физическое развитие кисти руки ребенка определит период изучения гамм.

Музыкальный материал в начальный период обучения, в основном составляют народные песни, танцы, а также несложные по фактуре произведения различных композиторов. В таких пьесах ясно прослушивается мелодия в партии правой руки и аккомпанемент в левой.

Аккомпанемент должен содействовать наиболее яркому выявлению характера мелодии, соответствовать стилю произведения. Особенности левой клавиатуры готового баяна и аккордеона, делают ее удобной для исполнения аккомпанемента, но в тоже время они ограничивают возможности инструментов.

Обычно, сопровождение состоит из басов и аккордов. Они выполняют различные функции: бас – фундамент произведения, готовые аккорды создают гармонический фон для мелодии.

В аккомпанементе не всегда указаны штрихи, поэтому педагог должен помочь учащемуся разобраться в характере звучания.

Следует отметить две погрешности, характерные для начинающих баянистов-аккордоенистов:

1) – грубое сопровождение (резкое подбрасывание пальцев вверх и небрежное бросание на кнопки).

2) – однообразный аккомпанемент (бас и аккорд длинные)

Разберем основные приемы сопровождения.

У.н.п. « Нич яка мисична». Размер произведения три четверти. Плавное, мягкое чередование баса и аккордов; звучание баса продолжается до вступления аккорда. Чтобы добиться певучести баса, необходимо вести мех ровно, без толчков. Для достижения звучания баса следует глубоко погружать клавишу и соблюдать лигу. Аккорды рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев. Условно этот прием можно назвать «бас – педаль».

Р.н.п. « Как под яблонькой». Размер произведения две четверти. Четкая последовательность баса и аккорда; звучание баса подчеркнуто, а аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приема заключается в том, что пальцы, которые производят удар по клавишам басовых рядов и аккордов, должна приходиться различная физическая нагрузка: 3–й палец, извлекающий басовый звук, погружается в клавишу с большей силой, а 2–й имеет меньшее усилие. Этот прием условно называется «бас – маркато».

Нередко встречаются произведения, обе партии которых имеют одинаковую ритмическую структуру. ( Р.Н.П. « Как под горкой под горой».) Хотя, несложные художественные задачи, надо решить правильно. Формальное исполнение – полное выдерживание длительностей в мелодии и сопровождении. Но точное исполнение длительностей в сопровождении будет, в данном случае, мешать выявлению мелодии и тормозить общее движение, мешать слушателю. Поэтому мелодия должна исполняться полностью выдержанными четвертями, а сопровождение – легко и четко, почти как восьмые. Еще пример использования приема « бас – маркато».

В некоторых обработках есть фрагменты, в которых соло перенесено в левую руку. Аккорды в правой руке надо исполнять четко, пальцы не следует поднимать высоко, они должны находиться в собранном состоянии. Только после такой подготовки можно соединить обе партии.

В программу начинающих баянистов включаются и полифонические произведения. Чаще всего это небольшие двухголосные пьесы. Наличие в них двух мелодических линий, исполняемых одновременно на обеих клавиатурах, ставит перед учащимся новые исполнительские задачи. Сложность их заключается не столько в преодолении, каких – либо технических трудностей, сколько в умении найти правильное соотношение звучания голосов. ( К.Кларк. Сарабанда)

Основная трудность заключается в сохранении естественного движения мелодии в нижнем голосе. Поэтому следует регулировать звучность басов более или менее глубоким нажимом пальца на клавишу. На аккордеоне в левой клавиатуре можно использовать регистровку.

Описанные элементы техники левой руки не исчерпывают всего многообразия навыков, но они обязательны для начинающего баяниста, как основа дальнейшего развития, совершенствования и расширения его исполнительских навыков. Грамотное штриховое исполнение партий левой рукой, позволит в дальнейшем музыканту играть в быстрых темпах, позволит играть в ровных темпах, грамотно расставлять фразировку и т.д.

Заключение.

Известно, что игра на баяне требует больших физических усилий. И, если Г. Нейгауз постоянно напоминал своим ученикам, что «На рояле играть легко!», то по отношению к баяну мы вряд ли можем воскликнуть нечто подобное. Баянисту трудно играть громко и долго, так как ведение меха отнимает много сил, особенно при игре стоя. Вместе с тем, подойдя к афоризму Нейгауза творчески, мы придем к мысли, что при игре на любом инструменте необходимо ощущение удобства, если хотите комфорта, более того - удовольствия. Надо постоянно ощущать свободу, причём свободу, если можно так выразиться, направленную на реализацию конкретных художественных задач.

На уроке время от времени следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры» и так далее. Постоянно фиксируя на этом внимание, ученик не должен мириться с тусклым, тихим, вялым, невыразительным звучанием баяна у ученика. В этом случае нужно остановить его, сделать конкретное замечание и попросить сыграть фразу или предложение ещё раз, но более качественным звуком.

Необходимо постоянно работать над исполнительской школой ученика-баяниста и аккордеониста, то есть посадкой, постановкой рук, аппликатурой и, что особенно важно, над качественным, певучим звуком, возникающим, прежде всего от умелого и правильного ведения меха левой рукой. Из этого складывается исполнительская культура баяниста.

Преподаватель должен заботиться о том, чтобы в репертуаре уч-ся были произведения на разные виды техники, на разнообразные способы звукоизвлечения и меховедения. Использовать разнообразные фактуры музыкального материала.

Огромное значение уделять исполнительским трудностям левой руки исполнителя и контроля за ней. Все составляющие будут способствовать успешному профессиональному росту юного исполнителя.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!