Чем отличаются функции вступительных занятий от заключительных занятий?

Листова Елизавета

ОБ-РЛ-31

Виды вступительных занятий.

Вступительные занятия призваны подготовить учащихся к восприятию произведения, обеспечить правильность его восприятия, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу.

Задачи, которые ставит учитель перед собой, приступая к вступительным занятиям: сообщение необходимых исторических или биографических сведений, объяснение непонятных слов. Вступительные занятия могут быть разнообразны: от 5 до 20 минут в младших классах, до целого урока в старших. Методика этих занятий должна быть разнообразной: слово учителя, беседа по личным впечатлениям, рассматривание картин, предварительные творческие работы с последующим обсуждением, разного рода экскурсии, включая заочные. Объем, содержание и методика проведения вступительных занятий определяется спецификой произведения, воспоминаниями и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.

На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Преимущественно принято выделять следующие виды вступительных занятий:

1) вступительные занятия, помогающие понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;

2) вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение или вводящее в его тематику;

3) основанные на использовании жизненного опыта и живых наблюдений;

4) связанные с использованием биографического материала.

Любое занятие должно пробудить интерес к произведению, в том числе и сообщение исторических сведений.

В старших классах важно использовать исторические документы: дневники и письма современников, мемуарную литературу, исторические хроники. Одним из видов вступительного занятия в старших классах может стать урок первоначальной ориентировки в тексте. Разные произведения требуют разного введения и ориентиров. Это может быть (и чаще всего бывает) воспроизведение фактической основы произведения для того, чтобы ученики могли наглядно представить время и место (пространство) действия.

Методические способы создания установки на чтение литературного произведения.

Создание установки на чтение литературного произведения в школе должно вызвать определенную направленность восприятия. Одним из возможных способов такой подготовки к чтению оказывается оживление личных впечатлений, связанных с темой
произведения, которое предстоит читать. М.А.Рыбникова не раз советовала учителю «чтение предварить живыми впечатлениями». Действительно, такой прием создает личностную основу читательского восприятия, включает в чтение эмоциональный опыт ученика. Беседа, предваряющая чтение, собирающая жизненные впечатления учеников, должна, как писал Н.М.Соколов, «вызывать у детей настроение, подходящее к содержанию произведения». Оживление личных впечатлений может предварять чтение и искусно вплетаться в него, так как для глубокого осмысления произведения необходимо, как пишет Н.И.Кудряшев, «найти ассоциативную связь между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта».

В качестве прелюдии, создающей установку на чтение, на уроке литературы может выступать музыка, изобразительное искусство, фильм.

Средством создания Установки на чтение произведения могут выступать и рассказ об истории его создания, и эпизоды биографии писателя, вовлекающие школьников в круг его мыслей. При этом полезно использовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить ее.

Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

 

("Методика преподавания литературы" под ред. В.Г. Маранцмана Т1)

Установки

Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение).

Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов.

Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.

Театрализация: разыгрывание сценок на учебную тему.

Вопрос к тексту, диалог с автором, комментированное чтение: школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.

Идеальное задание: учитель предлагает учащимся придумать домашнюю работу своему соседу.

« Секреты слова»: вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов, выделение орфограмм по изучаемой теме.

«Раскадровка»: фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание.

Перефразирование»: приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»

«Активное слушание»: запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.

Приём «З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать): стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

«Инсерт»: ннсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

«Создай паспорт»: прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Пример. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений;

«Зигзаг»: данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Пример. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.

«Рюкзак»: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример. Я научился составлять план текста я разобрался в такой-то теме

«Вопрос к тексту»: универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний. Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

«Прогностическая оценка»: оценка своих возможностей для решения той или иной задачи

 

Чем отличаются функции вступительных занятий от заключительных занятий?

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия.

О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. 

Основными формами проведения вступительных занятий являются: 

· беседа;

· киноурок;

· рассказ учителя или лекция; 

· лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала;

· работа по учебнику или с дополнительной литературой;

· экскурсия. 

 

Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов – свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.

Нельзя повторять на заключительном уроке этап анализа, дублировать вопросы и задания. Он должен включать новые приемы разбора произведения и должен отличаться новым углом зрения. Заключительное занятие должно создать у школьников ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Факторы, влияющие на методику и содержание заключительного занятия: родо-жанровая специфика произведения; интеллектуальный фон класса; возраст учащихся; степень и глубина изученности произведения; возможности школы и учителя. Наиболее эффективные приемы: выразительное чтение учащимися и мастерами художественного слова; рассматривающие наглядности; составление монтажа из наиболее ярких отрывков произведения; беседа; заключительное слово учителя.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном.

На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы.

Таким образом, вступительные занятия включают в себя установки на восприятие и понимание текста, мотивировку последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Учащиеся знакомятся с писателем, погружаются в мир художественного произведения при помощи различных методов. На заключительных занятиях подводятся итоги прочитанного, формируются обобщения и выводы. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!