Третий столбик заполните самостоятельно

Особенности лирики Тютчева и Фета в сравнении.

И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

 

Литературоведческая справка

Очень важно понять сходство и различие таких нетождественных, но близких понятий, как автор, повествователь и лирический герой. Автор– это реальный человек, обладающий собственной судьбой, личной жизнью, какие-то стороны которой чаще всего остаются скрытыми, неизвестными публике. Он – творец произведения, но именно поэтому позволяет себе проявиться в своем творении лишь настолько, насколько сам считает нужным, и в этом ему помогает вымышленный образ повествователя.

Иногда нам кажется, что никакого образа повествователя в произведении нет. Само повествование может быть настолько нейтральным, безразличным к описываемому, что невозможно ничего сказать о повествующем. Но ведь это тоже определенная характеристика. Автор избирает нейтральную, безразличную манеру рассказа, чтобы не мешать читателю самому сделать выводы, прийти к самостоятельным заключениям. При этом сам автор далеко не нейтрален, ему не безразлично, как поймут его произведение читатели. Следовательно, и здесь между автором и повествователем налицо существенное различие.

Отметим, что термин лирический герой впервые использовал Ю. Тынянов в статье «Блок» (1921). Он обнаружил несовпадение биографии и личности реального Блока с образом человека, созданным в его стихотворениях

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы. Лирический герой– это тоже тип повествователя, но он гораздо ближе автору, чем любой другой тип. Его чувства являются отражением внутреннего мира автора, каких-то фактов его личной биографии. Лирический герой – это тоже определенный характер, выражение чьей-то судьбы. Но лирический монолог этого характера читатель вынужден принимать, не имея возможности проверить истинность и искренность сказанного. Художественный мир, в котором появляется лирический герой, – мир его души, мир, существующий только в восприятии самого лирического героя.

СХОДСТВО

 

Оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описание внешнего мира переходит в описание эмоций лирического героя.

Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

 

 

РАЗНИЦА

 

Любовь у Ф.И.Тютчева – это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей. Его любовная лирика развивается в окружении мотива роковой предопределенности. Любовь может разрушить цельность личности. Часто жертвой любовного поединка оказывается женщина. Драматизм любви ярко выражен в стихах: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединениье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой... И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец... Ни одного «прозаического» слова, ни одной бытовой детали. Наоборот, образы архаически приподнятые: «союз души», «поединок роковой», «борьба неравная».

Любовь – «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей это « блаженство и безнадёжность» («Она сидела на полу...», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной...»). Если у Ф.И. Тютчева любовь – это «роковой поединок», борьба индивидуальностей, то у А.А. Фета любовь – прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Ф.И. Тютчева драматична, А.А. Фета – светла и счастлива.

Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком.

Особенностью лирики Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. Но если трагизм был присущ многим поэтам, то Тютчев воспринимал мир как катастрофу. Распадение времени и пространства, гибель вселенной – таково мироощущение Тютчева. Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их «роковой поединок».

 

Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

 

Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Практическая работа

Для анализа

«О, как убийственно мы любим…» (1850 или 1851), которое по праву считается одним из шедевров русской любовной лирики.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

- Что вы можете рассказать об этом стихотворении? Но только о нем, ни о чем больше.

Стихи звучат как исповедь, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле. Много риторических вопросов и восклицаний.

 

Так или иначе мы пытаемся говорить о содержании и форме. Всё это располагается на 3-х уровнях:

 

1. Идейно - образный и образы и мотивы (например, "толпа" - образ, "втоптала" – мотив, сон был мимолетным гостем). Тема - чувство вины перед женщиной, истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы,)

 

Справка.

В самом деле, что такое образ, мотив, а заодно и сюжет? Образ - это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное; мотив - это всякое действие, т. е. потенциально каждый глагол; сюжет - это последовательность взаимосвязанных мотивов. Пример, предлагаемый Б. И. Ярхо: "конь" - это образ; "конь сломал ногу" - это мотив; а "конь сломал ногу - Христос исцелил коня" - это сюжет.

 

2. Стилистический. Это лексика, т. е. слова (и прежде всего - слова в переносных значениях, "тропы") и синтаксис, т. е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

 

3. Звуковой. Метрика, ритмика, рифма, строфика; звукопись - аллитерации, ассонансы.

(Объяснить понятие «аллитерация», «ассонанс»)

 

 

Карточка №1.

 

Уровни

Идейно-образный Стилистический Звуковой
Идея - ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина; эмоции: "вина" и "боль". Образы и мотивы: например, "толпа" - образ, "втоптала" – мотив. Тема - чувство вины перед женщиной, истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы, Большое количество восклицательных предложений, предложений, передающее душевное переживание героев. Эпифора: 1 строфа совпадает с последней. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод. (Эпифораэто повторение конечных звуковых сочетаний, слов, словосочетаний в конце фразы). Метафора – убийственная любовь Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя. Посмотрите другие тропы. Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая. Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).  
Прием Описание Пример
Звукопись Повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи  
Аллитерация Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе Чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект  
Ассонанс Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки  
Анафора Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале последующих строк  
Эпифора Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк  

· второй столбик доделать – найдите изобразительные средства в остальных строфах,

третий столбик заполните самостоятельно

Возвращаемся к вопросу "Расскажите об этом стихотворении все, что вы можете"?

1.Первый подход - от общего впечатления: я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему.

Этим приемом мы уже с вами воспользовались.

 

2. Второй подход - от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь дать себе отчет, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как перестроила старое.

 

3. Третий подход  - от чтения по частям речи.

 

Мы вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. И из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных - его предметный (и понятийный) состав; из прилагательных - его чувственная (и эмоциональная) окраска; из глаголов - действия и состояния, в нем происходящие.

Итак, попробуем таким образом тематически расписать все существительные стихотворения. Мы получим приблизительно такую картину:

 

Карточка №2.

Части речи

Существительные (предметный мир) Прилагательные (чувственный мир) Глаголы (мир действия)
Явления природы: лето Отвлеченные понятия жизни: Толпа, грязь, победа Отвлеченные понятия внутреннего мира:   Слепость страсти, сердце, сон… Отреченье, страданье, мученье… Внешность человека: Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Роковая, буйная, ужасный, волшебны взоры, злая Глаголы действия: Нахлынув, втоптала. Уцелело, девались, опалили… Глаголы состояния: любим, губим, дико стало

*дополните таблицу другими примерами из стихотворения

Первый столбец - явления природы; все эти слова употреблены в переносном значении, метафорически, мы понимаем, что это сон, который уподобляется короткому северному лету. Так и счастье любви было недолговечным.

 

Второй столбец - отвлеченные понятия внешнего мира, по большей части враждебные: даже жизнь здесь – отреченье, страданье…

Третий столбец - отвлеченные понятия внутреннего мира, душевного, все они окрашены негативно - Боль злую, боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

 

 

И четвертый столбец - внешность человека, он самый скудный: только … Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?

Посмотрим теперь, какими прилагательными подчеркнуты эти существительные, какие качества и отношения выделены в этом художественном мире:

 

Мы видим ту же тенденцию: ни одного прилагательного внешней характеристики, все дают внутреннюю характеристику.

И, наконец, глаголы с причастиями и деепричастиями:

 

Глаголов действия, казалось бы, и больше, чем глаголов состояния, но все даны в прошедшем времени, тогда как глаголы состояния - в настоящем времени, как реальность. Мы видим: художественный мир стихотворения в статике, внешне выраженных действий в нем почти нет.

 

Что из этого видно? Во-первых, основной конфликт стихотворения: романтический лирический герой вступает в конфликт с судьбой, подтверждая, что готов, хотя бы ценой мучительных переживаний, доказать равновеликость соединяющей людей любви «буйной слепоте страстей» небожителей.

Все это, понятным образом, работает на основную тему и идею стихотворения: чувство вины перед женщиной, истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы. Ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!