Формы и содержание контроля за усвоением знаний
Курс, 7 семестр
Занятие 1. Тема: Миф в художественном сознании XX века. Мифологизм романа
Джойса «Улисс».
Вопросы:
JL Понятие о мифологизме и мифологическом романе в литературе XX века.
2. Роль гомеровских параллелей в сюжетно-тематической организации романа. Взаимосвязь сюжетных, тематических и мифологических линий в романе.
3_^ Основные мифологемы в контексте общей философии, основных идей и мотивов романа. Выявление общечеловеческих начал через миф. Идея универсальной повторяемости ролей и ситуаций.
4. Пародийная травестия канонических мифологем и архетипических мотивов -сыновство/отцовство (Блум-Стивен); блудного сына (Стивен Дедал), отчего дома и возращения (Итака/Дублин/Ирландия), женской природы (Мэрион); основная тема романа: отец и сын (проблема «встречи» как завершение «духовной одиссеи»).
5^ Персонажи романа как пародийные вариации архетипических моделей: Блум-Одиссей, Стивен-Телемах; Молли - Пенелопа; Дизи- - Нестор; Сарджент - Писистрат; Маллиган - Антиной; Китти - Елена Троянская.
6. Архитектоника романа как реализация парадигмы одиссеи:
Роман как совокупность эпициклов.
Три основные части романа;
Структура эпизодов и способы воплощения гомеровских связей внутри эпизодов.
7. Перекодировка отдельных мифологем на различных уровнях. Модификация традиционных символов первобытной мифологии и их семантика (вода, солнце, огонь)
|
|
8^ Способы мифологизации житейской прозы, современного быта в романе. Роль метаморфоз и аллюзивных сравнений. Лейтмотив протеизма, метаморфозы идей, слов, вещей.
& Миф как способ универсальной символизации.
Литература:
Джойс Дж. «Улисс». ИЛ. 1980. № 1-12. Или любое другое издание.
Джойс Д. Статьи, дневники, письма, беседы (из творческого наследия
ирландского писателя) //Вопросы литературы 1984. №4. С. 169-210.
Гениева Е. Ю. Комментарий к роману «Улисс». ИЛ. 1989. № 1-12.
Белозерова Н.Н. К вопросу о художественном времени и пространстве в произведениях Джеймса Джойса //Вестник Ленинградского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1988. Вып.2. С. 35-39.
Кеттл А. Джеймс Джойс //А. Кеттл. Введение в историю английского романа. М.. 1966. С. 362-367.
Джеймс Джойс и современный модернизм //Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1965. С. 309-345.
Михальская Н.П. Джойс Д. //Н.П. Михальская. Пути развития английского романа 1920-1930-х г. М., 1966. С. 31-36.
Краус В.. 3. Фрейд и литература. "Вопросы философии", №2, 1995. С. 123-133.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1982.
Набоков В. В. «Превращение « Ф. Кафки. И Л . № 11 ,1997.
Карельский А.. Лекция о Ф.Кафке. И Л. № 8. 1995. С. 241-249.
Камю. А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки.//А.Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.
|
|
Виннер Т.Т. Литература как метасемиотическая система. «Превращение» Ф. Кафки как метасемиотический текст //PES PHILOLOGICA.. М.-Л. 1990.
ПодорогаВ. Выражение и смысл. М.. 1995.
Занятие 3. Тема: Французский экзистенциализм и творчество Камю. Роман «Посторонний».
Вопросы:
1. Художественное своеобразие романа Камю.;
- Композиция и ее особенности; принцип зеркальности.
- Особенности конфликта;
- Смысл названия.
2. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда.
3. Экзистенциальные мотивы в произведении:
- абсурд и экзистенция;
проблема свободного выбора.
Литература:
Камю А. Избранное. - М. 1988.
Камю А. Бунтующий человек - М. 1990.
Ерофеев В. В лабиринте «проклятых вопросов Камю»- М. 1990.
Великовский С. Грани «несчастного» сознания. - М.,1973.
Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня - М. 1966, с. 120-143.
Тема 4: Жанр лирического романа в творчестве Хемингуэя. «Прощай, оружие!» Вопросы:
1. Мировая война в новеллах и романах. Война как способ самопознания
2. «Потерянность» и экзистенциалистское мироощущение: трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма.
3. Особенности сюжета и композиции.
4. Тип героя, средства создания образа. Фредерик Генри и морально-этический кодекс Хемингуэя. Сепаратный мир как форма протеста против войны.
|
|
5. Концепция любви в контексте современного трагического мира.. Иллюзия и ее крах. Художественная манера романа: лаконизм прозы, подтекст, внутренний монолог, принцип айсберга, монтаж.
6. Жанровое своеобразие лирического романа в XX веке. Литература:
Рымарь Н. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.
Палиевский П. Пути реализма. Литература и теория. МЛ 974.
Анастасьев Творчество Хемингуэя. М. 1981.
Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов. МЛ 982.
Американская литература XX века. Проблема героя. Опыт типологического исследования.
МГУ, 1980
Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. МГУ, 1998.
Затонский Д. Роман и XX век. М., 1979.
Петрушкин А. В поисках идеала и героя. Саратов, 1986.
Курс,8 семестр
Занятие 5. Тема:Роман Г.Бёлля "Глазами клоуна"
Вопросы:!. Философско-эстетические взгляды Г .Б ё л л я.
2. Проблематика романов Бёлля и место романа "Глазами клоуна" в его творчестве.
3. Своеобразие конфликта в романе.
Способы построения конфликта в романе. Структура романа (роман-диалог, роман-воспоминание). - Критика общества потребления.
|
|
5. Образная система романа. Мастерство Г.Белля в воссоздании психологии
героев. Образы-символы; образы-лейтмотивы. Образ Ганса Шнира
6. Образы искусства в романе. «Маска» как средство преодоления отчуждения. Литература:
Бёлль Г. Глазами клоуна (любое издание, //Иностр. Лит. №3, 1964 г.
Адмони В. С позиций человечности. // «Новый мир», 1964 № 12. С.
Млечина В. Немецкий роман 60-70-х годов. М, «Наука», 1982.
Сильман Т. Структура абзаца в романе Белля «Глазами клоуна» //«Иностранный язык в
школе». 1973. №4 стр. 226-231.
Рожновский П.В. Генрих Бёлль. М .: Высш. Школа, 1965.
Хейзинга. «Человек играющий». «Прогресс», 1989.
Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М. 1966, стр. 298-320.
Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.
Ботникова А.Б. Время в романе Г.Белля «Биллиард в половине
десятого»//Индивидуальность писателя и литературный процесс. Воронеж, 1978.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //М. Бахтин. Вопросы литературы и
эстетики. М., 1975.
Занятие 6. Тема: Жанровая природа новеллы Э. Хемингуэя "Старик и море» Вопросы:
1. Жанровая специфика новеллы-притчи, новеллы-параболы.
2. Проблематика новеллы "Старик и море".
3. Реальное и метафорическое в новелле; пространственно-временные связи в новелле.
4. Образы-символы, образы-лейтмотивы.
5. Образ старика Сантьяго.
6. Характерные черты стиля Хемингуэя ( «подводное течение»,"монтаж", "принцип
айсберга" и др.).
Литература:
Хемингуэй Э. Старик и море. Любое издание.
Самарин P.M. Зарубежная литература / Сб.ст. М. ,1978, с.430-445
Мелетинский Е. Поэтика новеллы. М., 1989.
Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: МГУ. 1984.
Уоррен Р.П. Как работает поэт /fP.Il. Уоррен. Эрнест Хемингуэй. М., 1988.
Хемингуэй Э. Речь при получении Нобелевской премии //Писатели США о литературе: в
2 т. М., 1982. Т.2. С.
Занятие 7. Тема: У. Эко «Имя Розы»: поэтика современного романа Вопросы:
1 .Как писать роман: маргиналии автора - поэтика названия;
«творение мира»;
выбор сюжета; 2.«Маски автора». Роль рассказчика: мир устами Адсона.
3.Проблема жанра: смысл жанровых исканий (цитата, аллюзия, реминисценция, символ); 4.Смысловые метаморфозы лабиринта: библиотека и библиотекарь. 5.Границы истины: смысл поиска истины. Образ Вильгельма. Литература:
Эко У. Имя Розы. ИЛ. 1988. № 8-10
Эко У. Заметки на полях «Имени розы». ИЛ. 1988. № 10. С. 88-104. Эко У. Два типа интерпретации. НЛО. 1996. № 21. С. 10-22. Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и
постмодерна//Философия эпохи постмодернизма. Минск. 1996. Эко У. Средние века уже начались. ИЛ.1994. № 4. С. 259-268. Книги, о которых говорят. Маятник Фуко - маятник Эко. «Имя Розы» ИЛ.
1989. №10. С. 223-225. Иванов В.В. Огонь и Роза. Вступительная статья //У.Эко «Имя Розы». ИЛ.
1988. № 8. С. 3-7. Ильин И. Авторская маска //Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедия. М.:Интрада. 2004. С. 24-25. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта . Вступительная статья //У. Эко. «Имя
Розы». М., 1989. С. Рейнгольд С. «Отравить монаха», или Человеческие ценности по Умберто Эко. ИЛ. 1994. № 4. С. 269-274. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск. 2000.
Формы и содержание контроля за усвоением знаний
Видами промежуточного контроля является работа на практических занятиях,
выполнение письменной работы.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является
экзамен.
2.5. ВОПРОСЫ к экзамену по Зарубежной литературе XX века (1914-45: 1945-1990-е годы)
1. Особенности литературного развития западноевропейской литературы 1 половины XX века.
2. Первая мировая война в творчестве Анри Барбюса; роман «Огонь»; коллективный образ солдатской массы.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!