Воззрения на общество и государство
Философия Сократа, Платона и Аристотеля: ключевые мысли, отличия от предшественников и друг от друга.
Софисты и Сократ
V век до н.э. – культурной переворот в Греции.(причина- развитие греческой политической жизни. Афины становятся центром политической жизни.)
В это время появляются первые софисты(«специалисты по мудрости») - платные преподаватели красноречия, политической добродетели и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни. (многие осуждали софистов за то что те брали плату за свои уроки)
Главный принцип софистики : «Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют» (Протагор, фр. 1). Поэтому все относительно
- на сложные вопросы нет однозначных ответов ,все относительно;
- так как софисты были известны своим умением запутывать собеседника, к ним быстро стали относится с презрением. На них вешали клеймо «болтуна, изворотливого человека»
-В этом же смысле софизм - нечестный прием в дискуссии, запутывание оппонента, подмена понятий. Синонимы к слову софизм: уловка, увертка, подмена понятий.
Протагор( софист): - первый заявил о том, что об всем можно судить двояко
- первый стал брать плату за свои уроки
-первый стал различать времена глагола и точно выражать время действия; стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него.
|
|
Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:
· Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.
· Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.
· В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть - не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.
-софисты были сторонниками этического релятивизма
Что такое софизм? Примеры софизмов
Софистов критиковали за то, что в спорах они умело пользовались не столько логикой, сколько различными уловками: подменой контекста и понятий, искажением определений, игрой слов. Эти хитрые приемы стали называть софизмами. Аристотель объяснял, что софизм - это «мнимое доказательство», которое лишь кажется верным.
Софизмы делят на два вида:
1. Логический софизм основан на нарушении логики: подмене тезиса (основной мысли); на ложных посылках; на нарушении хода рассуждения, нелогичном выводе и т.п.
|
|
2. Семантический софизм основан на манипуляциях с языком - на двусмысленности, метафоричности, омонимии или многозначности слов. Мысль из-за этого теряет однозначность, смешиваются термины и понятия.
СОКРАТ
Родился в Афинах. Отец был скульптором, а мать акушеркой. Сократа приговорили к смерти за оскорбление чувств верующих и развращение молодежи. У него был шанс избежать наказания и убежать из тюрьмы, благодаря его многочисленным ученикам, которые пытались ему помочь, однако он выбрал смерть, так как высоко ценил демократию и ее законы. Умер, выпив яд.
-критиковал софистов, за то, что те не стремились к истине и брали плату за свои уроки.
-Сократ никогда ничего не записывал, поэтому известен только по работам его учеников. В основном по диалогам Платона
ИДЕИ СОКРАТА:
-Добродетель - цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию. Подлинно храбрым является тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности, и именно так поступает; подлинно справедливым является тот, кто знает, что подобает делать в делах государственных, и делает именно это; подлинно благочестивым окажется тот, кто знает, что следует делать в религиозных обрядах и таинствах, и поступает именно так и т. д.
|
|
- мудрость = нравственность
- Добродетель неотделима от знания. Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, что есть добро, а что — зло.
-основатель диалектики( ирония и майевтика). В отличие от софистов, которые излагали какие-либо постулаты, Сократ предпочитал вести диалог, в ходе которого собеседник усваивал истину.
-В своей философской практике Сократ исходил из того, что каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой, и, как следствие, к признанию своего невежества.
-«Знать самого себя» для Сократа значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делами.
- Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.
- власть должна принадлежать лучшим опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень.
|
|
- некоторые ученики Сократа основали философские «сократические» школы: 1)мегарская(основал Евклид, утверждал что существует единое благо, называемое разными именами, а противоположное благо не существует, занимался логичискими парадоксами)
2) элидо-эретрийская;( основал Федон) 3) киренская( основал Аристипп, гедонист. Мудрость, с точки зрения киренаиков, заключается в том, чтобы не быть рабом наслаждений, а подчинять их своей разумной воле.)
4) киническая. ( основал Антисфен. Вдели счастье в том, чтобы жить как собака, то есть быть ближе к природе. Философия, с их точки зрения, есть жизненная мудрость, не нуждающаяся ни в каком отвлеченном знании. Антисфен утверждал, что сущность вещи определить невозможно, можно только сказать, что данная вещь имеет те или иные качества. Отсюда — тезис о невозможности противоречия: «Об одном может быть высказано только одно, а именно только его собственное наименование». Вещь должна обозначаться только ее собственным именем, обозначающим только ее одну.)
ПЛАТОН
- родился в Афинах, принадлежал к древнему аристократическому роду, ученик Сократа. До встречи с Сократом мечтал о политической карьере, однако после сжег все свои прежние работы и стал последователем Сократа.
ОБ ИДЕЯХ И ВЕЩАХ
Платон говорит: «Мир —это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим.
Мир, по Платону, двойственен. Он состоит из мира вечных идей(эйдосов) и мира изменчивых вещей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой конкретные, вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
Для объяснения своего понимания идей Платон использует метафору пещеры, в которой сидят прикованные узники. Они смотрят на стену и видят тени от факелов в виде животных. Для них эти животные и являются реальностью, однако они не подозревают что это всего лишь тени. Так и люди подобно этим узникам живут в мире вещей, видя вокруг себя только тени. Космос представляет собой мир идей, так как он также вечен.
Пещера Платона
Идея – центральная категория философии Платона. Идея есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но мы не можем пить идею воды. Идея – это смысл, сущность вещи.
Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея- это идея абсолютного добра – она «солнце в царстве идей».
Платон верил в богов и считал это важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. Платон призывал к суровому наказанию «нечестивцев».
Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба.
Разумная части души – основа добродетели и мудрости
Пылкая – мужества
преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия
Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
О ПОЗНАНИИ И ДИАЛЕКТИКЕ. Платон считал, что ощущения и восприятия обманывают человека и недооценивал чувственную ступень познания.
Диалектика – это искусство « поисково думать», при этом думать строго и логично, распутывая всевозможные противоречия.
Платон отличал знание от субъективного ощущения. Чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.
Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие
Воззрения на общество и государство
- Отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище и т.д.
- В своем труде «Государство» Платон предложил собственное видение «идеального государства». Согласно Платону, «идеальное государство» состоит из трех каст: земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность и философов- правителей. Такое «идеальное государство» Платон противопоставлял современной ему античной демократии, допускавшей народ к участию в политике. Согласно Платону, только аристократы должны управлять государством. Стражи должны защищать государство и не иметь личной собственности.
«Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии,
воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.
Классификация форм государственного устройства по Платону:
А) лучшая из форм по Платону – аристократия( аристократическая монархия, аристократическая республика)
Б) плохие формы государства по Платону : демократия, олигархия, тимократия
АРИСТОТЕЛЬ
- ученик Платона , эмпирик
-был учителем Македонского. Основал Ликей.
- стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей
-О материи и форме. считал материю вечной и объективно существующей. Сама по себе материя инертна и пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.
Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса( формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Категории философии. По Аристотелю все имеет причинное объяснение. Он различает причину действующую и энергию-причину.
Иерархическая система по Аристотелю: сущность, состояние, отношение
Аристотель ввел в философию принцип развития. Это было ответом на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия». Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт.
Бог. По Аристотелю, мировое движение есть цельный процесс, а Бог – это первопричина всего движения мироздания. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность.
Идея души. Душа — энтелехия(целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность) тела. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни».
Теория познания и логика. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Аристотель является основоположником логики, разработал труд о формах мышления ( понятие, суждение,умозаключение). Сформулировал логические законы: закон тождества(понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений) , закон противоречия(«не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего((«А или не-А истинно, третьего не дано»). А также учение о силлогизмах.
ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. По Аристотелю, добродетельно то, что полезно обществу и государству. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые – добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения
ВЗГЛЯДЫ НА УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВА.
По Аристотелю, человек – политическое животное. Он стремится к общению с себе подобными. Это его естественное желание, поэтому существует общество. Аристотель не различал государство и общество. Потребность в общение привела к образованию семей, потребность в обмене к появлению селений, а это в свою очередь привело к образованию государства.
Большое внимание Аристотель уделял проблеме имущественного неравенства. Согласно его идее, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Три слоя граждан по Аристотелю:
- очень зажиточные
- крайне неимущие
-средние
( рабов он считал вещью и собственностью других)
Аристотель осуждал первые 2 слоя, так как они были крайностями.
Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы
В основе всех политических потрясений в государстве лежит имущественное неравенство.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!