Философские учения позднего эллинизма: римский период



 

Философские учения позднего эллинизма разрабатывались в парадок-

сальной, на первый взгляд, ситуации: при политическом господстве Рима

над греческим миром в самом Риме складывалась эллинизированная культу-

ра.

Дух Рима нашел свое выражение не в философии, а в других формах

духовно-практического освоения мира: праве, искусстве,  архитектуре,

самом строительстве империи. Древнеримская философия в собственном

смысле слова в содержательном плане не выработала принципиально новых

концепций, а либо развивала идеи греческой философии (атомизм Лукре-

ция, стоицизм Панэция, Посидония, Сенеки), либо пытались создать эк-

лектические философские системы путем синтеза "лучших" идей различных

философских школ и направлений (Цицерон, Марк Аврелий).

Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности - неоплато-

низм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и

катастрофизм.

Агония Римской империи длилась века: военные поражения, всеобщее

обнищание, развал, восстания рабов и национальные восстания, потеря

территории. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал нас-

тойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характер-

но не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародив-

шегося и набиравшего силу христианства.

- "Назад, в милую общину!" - восклицал величайший мыслитель не

только позднего эллинизма, но и всей античной философии, Плотин

(204-270 н. э.), имея в виду небеса, вечное божественное бытие.

Плотин был последователем философии Платона, но не простым его

эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми идея-

ми. Его роднит с Платоном, философом, к которому он относился с благо-

говейным уважением, именуя его "Он", противопоставление реальности

сверхчувственного мира иллюзорному миру видимости - чувственному бы-

тию.

Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не

идеи, как у Платона, а божественное Первоединое или Единое, которое

может быть определено только как самовладеющее первоначало, лишенное

всяких свойств.

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последова-

тельно вывести из божественного первоединства градацию всего существу-

ющего в мире.

Полнота бытия Первоединого приводит к творению: при этом Единое

не умаляется, оно остается Единым, обладающим всей полнотой бытия.

Первое, что происходит из Единого есть Ум (Нус), который по сте-

пени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум

ниже производящего - Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Плотином не как материя чувс-

твенного мира, а как сущее. Второй момент Ума - мыслимое бытие или су-

ществование. Третий момент Ума - мышление. Таким образом, Ум включает

в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как

Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна ее часть

стремится внутрь, к Уму, а - другая обращена вовне.

Видимый мир, природа является эманацией души, когда она не обра-

щена вверх - к Первоединому: "Спрашивать, почему Душа создала космос,

значит, спрашивать, почему существует душа и почему творец творит"

(Цит. по: Рассел Б. История западной философии. - М.: МИФ, 1993. - С.

310.).

Самым поразительным выступает тот факт, что за  видимым хаосом,

развалом, злом и жестокостью Плотин видел прекрасный мир божественного

творения, восклицая при этом, что пусть его рвут на части и отдают на

съедение диким зверям, все равно он будет утверждать, что мир прекра-

сен (См.: Историко-философский ежегодник - 89. - М., 1989. Плотин. Эн-

неады. О природе и источнике зла.).

Эта уверенность в том, что мир прекрасен, основывалась у Плотина

на собственном мистическом опыте переживания экстаза. Человек может

совершить восхождение к божественному Уму и самому Первоединому через

отрешение от тела и от той части души, которая формирует тело, от

чувств и желаний. Философы неоплатоники разработали небывалую практику

и технику мистического восхождения к "сопребыванию в божественном".

В философии Плотина продуктивными с культурноисторической точки

зрения были основные его идеи, а не сама философская схема. Наиболее

значимые из философских идей Плотина следующие:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;

признание высшего бытия как творческого начала;

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эмана-

ция.

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии, суждена бы-

ла долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина

является, по выражению Б. Рассела, одновременно концом и началом, кон-

цом античной философии и началом христианской теологии.

 

Вопросы для повторения

 

1. Раскройте особенности становления античной философии и выдели-

те основные этапы ее развития.

2. Сопоставьте мифологическое и философское мышление. В чем раз-

личие между ними?

3. Как понимали природу ранние греческие философы? Покажите отли-

чие их представлений от философсконаучных концепций природы Нового

времени.

4. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?

5. Раскройте содержание понятия "диалектика" и выделите основные

диалектические идеи античности.

6. Почему философия Сократа может быть определена как этический

идеализм? В чем заключается его этический рационализм?

7. Раскройте основные идеи и понятия идеалистической философии

Платона.

8. Выделите основные положения метафизики Арпстотеля.

9. Раскройте вклад Аристотеля в развитие науки.

10.Дайте характеристику этическим идеалам античности, представ-

ленным в различных философских учениях.

11. Что объединяет философские школы эллинизма - эпикуреизм, сто-

ицизм, скептицизм?

12.Проанализируйте плотиновское учение об Едином, Уме и Душе и

поясните, можно ли считать его представления близкими христианской те-

ологии.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!