Психологические механизмы взаимодействия оратора и аудитории

Лекция 2. 4 часа

Речевое событие и его составляющие. Манипулятивная риторика. Поток речевого поведения и речевая ситуация. Постоянные и ситуативные роли коммуникантов

 

 

В лекции раскрываются вопросы прагматики ораторской речи: составляющие речевого действия оратора, психологические механизмы взаимодействия оратора с аудиторией, классификация форм красноречия по сфере коммуникации и цели.

 

· Составляющие речевого действия оратора

Риторика охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса. Этот спектр назван специалистами «идеоречевым циклом». Что же такое речевое действие? Речевое действие может совершаться не только словом, но и интонацией. Слово может изменить свой объективный смысл в зависимости от того, с какой интонацией будет произнесено. Например, «мой милый» можно произнести с иронией, осуждением, презрением. И тогда «мой милый» будет совсем «не милый». Основоположником подхода к публичному выступлению как к процессу является Аристотель, писавший в своей «Риторике», что речь слагается из трех элементов: самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается, оно-то и есть конечная цель всего. Чтобы действовать профессионально, нужно обладать достаточными знаниями о каждом из элементов процесса речевого общения и об основных социальнопсихологических закономерностях взаимодействия между ними. Любое публичное выступление является субъективносубъектным отношением, предполагающим двустороннюю активность участников процесса - выступающего и слушающего. В чем состоит сущность деятельности оратора и аудитории? Чем должен быть озабочен оратор, вступая в общение? Прежде всего, он должен организовать восприятие своей речи аудиторией, т. е. овладеть вниманием аудитории, далее - удерживать внимание до конца речи. Процесс общения всегда совершается объективно, независимо от того, как он осознается его участниками. Иными словами, в каждом конкретном случае успех или неуспех публичного выступления зависит от качества и состояния любого из его элементов: оратора, предмета речи и аудитории. Большую роль играют определенные качества оратора.

Успех публичного выступления во многом зависит от авторитета личности оратора. Это важный фактор внушения. Знаменитый адвокат А. Ф. Кони, выдающийся судебный оратор, в «Воспоминаниях о писателях» рассказывает о речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 г. Триумф выступления был легендарный. В чем причина? Прежде всего в том, что сам оратор - Федор Михайлович - «гипнотический человек». Он вышел - невысокий, сутуловатый, с усталыми глазами, с какимито нерешительными жестами и тихим голосом. Начал он сухо, без единого жеста... И постепенно совершенно преобразился... Светлокарие глаза странно расширились, они светились. Рука задвигалась повелительно. И зал, завороженный гипнотической силой его веры, уже не мог оторваться от этих глаз, от этой указующей руки пророка... А. Ф. Кони пишет: «С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляет оратора почувствовать и затем расправить свои кpылья»^. Блеск и сила этой речи были таковы, что говорить после Федора Михайловича отказался Аксаков. Заседание было продолжено ТОЛЬКО через полчаса.

Конечно, речь такого выдающегося человека, как Ф. М. Достоевский, нельзя сравнивать с речью человека обыкновенного. Кроме того, нужно помнить, что общая эрудиция оратора, начитанность высоко ценятся слушающими. Понимание перспектив развития, способность профессионально разбираться в тех вопросах, о которых оратор говорит, также играют не последнюю роль. Особенно заинтересованно воспринимает аудитория личную позицию оратора по тем или иным проблемам действительности, что требует гражданского мужества и дополнительных усилий: гораздо спокойнее и легче повторить апробированную мысль, чем сформулировать свою. На успех выступления, безусловно, влияют нравственно-этические качества оратора: взыскательность к себе и другим, скромность, отзывчивость, верность слову, тактичность в общении, умение говорить людям правду и выслушивать ее, какой бы горькой она ни была. Хорошего оратора отличают естественная общительность, тяга и интерес к людям, способность быстро устанавливать эмоциональный контакт. Следуя плану изложения темы, оратор вместе с тем должен уметь вовремя откликнуться на реакцию аудитории, если надо, быстро перестроиться по ходу выступления, выбрать наиболее эффективные формы и методы ведения разговора.

 

Цель любого выступления - решение проблемы, значимой для аудитории. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, все предложения, выносимые оратором на обсуждение, должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому, конструируя содержание своей речи, оратор должен проанализировать проблемную ситуацию, определить предмет своей речи, создать тему выступления, найти, отобрать и согласовать все аргументы.

Знание предмета речи - безусловное требование к любому выступлению. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляет суть ораторского искусства. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, и им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, которые взаимно дополняют друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный сплав эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать эти две формы человеческого мышления.

Хотя роль оратора, его образ мыслей и чувств невозможно переоценить, все же важнейшим элементом ораторской речи как процесса являются слушатели, или аудитория, именно для нее, ради нее готовится и произносится речь.

Поэтому знать особенности своей аудитории необходимо каждому оратору: любая аудитория представляет собой не случайное стечение людей, а прежде всего определенную социально-психологическую группу, т. е. объединение людей, собравшихся с определенной целью (послушать лекцию, принять участие в дискуссии и т. п.) и оказывающих влияние друг на друга.

Аудитория развивается и изменяется в ходе общения с оратором. Если в аудитории собраны люди, объединенные трудовой или учебной деятельностью, то с такой аудиторией оратору легче найти общий язык, здесь убедительнее действуют аргументы, связанные с непосредственными интересами собравшихся. В то же время, когда люди находятся вместе, взаимный контакт рождает чувство общности, которое оказывает заметное влияние на их поведение. Входя в любую группу людей, даже в течение сравнительно короткого времени человек чувствует и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. У него активизируются процессы мышления и воли, обостряются ощущения и восприятие. В результате «реакции зарождения» каждый в той или иной степени подвергается так называемой внутригрупповой внушаемости: его индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается. Взаимодействие оратора и аудитории всегда происходит в конкретной социальной обстановке, которая оказывает непосредственное влияние на каждый из компонентов процесса речевого общения. Поведение аудитории во многом определяется ее величиной.

Реакция большой аудитории может быть более выраженной, чем сравнительно малой. Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед такой аудиторией требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить свое мнение возгласами одобрения или порицания.

Особенностью выступления в малых аудиториях является то, что каждый участник может быть легко включен в речь. Работа с малой аудиторией требует от оратора значительных усилий, хорошей общей подготовки, умения импровизировать, легко находить ответы на возникающие вопросы. Для оратора наиболее благоприятна средняя аудитория, потому что она легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом, жестом. Всякой аудитории свойственна та или иная степень организованности, соблюдения определенного порядка. Умение поддерживать этот порядок и в то же время создать атмосферу непринужденности, доброжелательности - одно из условий успеха ораторского выступления. Аудитория обладает определенной системой социальных санкций - способов позитивной или негативной оценки выступления. Это прежде всего аплодисменты, которые могут быть «ироническими», чтобы избавиться от скучного оратора, давно превысившего регламент и никак не желающего покинуть трибуну.

Обязательный компонент публичного выступления - обратная связь, т. е. оратор должен получать информацию о характере и степени воздействия речи на аудиторию. Подготовленный оратор должен учитывать основные закономерности поведения аудитории и восприятия ею выступления. Публике нравятся выступления, соответствующие ее убеждениям, потребностям, установкам, знаниям. Если же выступление противоречит устоявшимся мнениям и представлениям, то оно вызывает негативные эмоции, нарушает душевное равновесие. Опытный оратор, несмотря на эти трудности, должен уметь разобраться в обстановке, победить скепсис, раздражение и убедить слушателей в правильности своего взгляда на излагаемые вопросы.

 

Оратору необходимо правильно оценивать настроение аудитории, которое обычно определяет все иные проявления психики. Известно, что в состоянии раздражения или депрессии люди слушают с трудом, материал выступления воспринимается или с искажениями, или совсем не воспринимается. Нужны большие усилия, чтобы заставить слушать возбужденную аудиторию, особенно если она настроена против выступающего. И, наоборот, душевный подъем, радость помогают легко установить тесный контакт.

Среди регуляторов поведения заметное место занимает психологический феномен установки, т. е. состояние предрасположенности к восприятию чего-либо. Если позиция выступающего расходится с позицией аудитории, то надо поэтапно воздействовать на установку слушателей, постепенно и осторожно изменяя ее. Групповое настроение заразительно, обладает большой импульсивной силой, динамичностью, существенно влияет на поведение людей. Так, например, после выступления Ф. М. Достоевского на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве (1880) восторг слушателей, по свидетельству А. Ф. Кони, был неслыханный: «Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала <...> Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву, куда угодно... Так, вероятно, в далекое время, умел подействовать на собравшуюся толпу Савонарола». Так эмоционально реагировали слушатели на речь Ф. М. Достоевского.

 

Аристотель дает классификацию аудитории с точки зрения ее способности заразиться пафосом речи. Пафосом называют в риторике намерение, замысел оратора по оказанию влияния на аудиторию в соответствии со своими целями.

 Аудитории разделяются по возрасту (молодые люди - старые люди), по достатку (богатые - бедные), по эмоциональному состоянию (счастливые - несчастные). Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам. Старая, наоборот, более осторожна, с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки. Богатая аудитория склонна искать выгоды, быстро анализирует смысл речи, соотносит его с выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные люди тоже ищут выгоду, но не отличаются способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений. Счастливая аудитория склонна к добродушию, снисходительна к оратору, в то время как несчастливые, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Однако реальная аудитория чаще всего сочетает в себе разные качества, т. е. может быть молодой и бедной, богатой и старой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций пафос речи оратора может возыметь то или иное действие. Учет и оценка оратором наиболее существенных социально-психологических особенностей аудитории - одна из предпосылок успешного выступления, так как слушатели, к которым обращается оратор с речью, и есть конечная цель всего. Итак, публичное выступление сочетает в себе ряд элементов: образ оратора, предмет речи (саму речь), аудиторию, перед которой выступает оратор. Знание основных качеств этих составляющих является необходимым условием подготовки оратора.

 

Психологические механизмы взаимодействия оратора и аудитории

 

Сущность деятельности оратора, как гласит классическая риторика, заключается в триединстве: в организации восприятия, удержании внимания и речевом взаимодействии, направленном на достижение поставленной цели. Однако для продуктивного общения этого мало. Необходимо учитывать деятельность слушателей: как они воспринимают речь, осознают ее содержание, запоминают ее. В сознании слушателей происходит много процессов: они сравнивают получаемую информацию с той, которую имеют по данному вопросу, оценивают речь оратора, с чем-то соглашаются, о чем-то спорят, что-то берут на вооружение, пробуждают свое воображение, память, которые воссоздают картины выступления иных ораторов, своего речевого поведения. Для того чтобы взаимодействие оратора и аудитории было органичным, продуктивным, доставляющим радость и удовлетворение от полезно проведенного времени, надо знать технику речевого действия и владеть ею. Как бы хорошо ни было подготовлено выступление, тщательно подобраны аргументы, общение с современной мыслящей, нередко эмоционально заряженной аудиторией может сопровождаться определенными неожиданностями. Вот почему от правильного и уверенного поведения оратора, от быстроты и адекватности его реакции, умения управлять вниманием и эмоциями публики в решающей степени зависит успех выступления. Конечно, главную роль в приобретении необходимых для этого навыков играет опыт публичных выступлений. Но не следует преуменьшать и важность знания основных закономерностей контактов оратора с аудиторией. Отношения оратора и аудитории бывают сложными.

Иногда аудитория может быть настроена отрицательно к позиции оратора, например, если в речи предлагается принять решение, против которого аудитория выступала или которое, по мнению аудитории, несовместимо с ее интересами. В этом случае оратор может:

               -присоединиться к эмоциональной оценке обсуждаемой проблемы аудиторией и высказать огорчение тем, что ему приходится выступать в столь сложных обстоятельствах;

· высказать понимание позиции аудитории и уважение к ней, но при этом указать на чувство долга и необходимость, которые побуждают его отстаивать свою позицию;

·  - представить позицию аудитории как коллективную и вызванную естественной эмоцией (чувство внушения), но не как самостоятельную, продуманную и трезвую, что не утверждается прямо, но подразумевается;

· - показать, что аудитория в своих подходах к проблеме неоднородна и найти те пункты, в которых можно разделить аудиторию, организовать группу своих сторонников, сочувствующих и готовых, по крайней мере, выслушать и оценить его аргументы. Обычно выступление перед такой аудиторией бывает более пространным, так как во вступительной части оратор должен успокоить аудиторию и достичь более тесного речевого и эмоционального контакта с нею с помощью тех приемов, о которых мы говорили.

Иногда аудитория бывает сильно возбуждена, поэтому оратору нужно успокоить ее, прежде чем перейти к изложению проблемы. С такой аудиторией работать трудно, и главная задача оратора - добиться внимания и сохранить его на протяжении всей речи. Уже во вступлении оратору лучше не пытаться переломить эмоции аудитории, а, наоборот, присоединиться к ней, возбуждая ее до тех пор, пока эмоции не достигнут предела и сами по себе не разрядятся. В этом случае не только во вступлении, но и на протяжении всего выступления оратору следует поддерживать достаточно высокий уровень эмоционального напряжения. Выступление перед такой аудиторией требует от оратора хорошей техники и самообладания, умения говорить с аудиторией ее языком, способности поддерживать высокий эмоциональный уровень на протяжении всей, часто весьма пространной речи. Классический пример эмоционального выступления - начало первой речи Цицерона против Катилины: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив».

Из этого примера видно, как оратор концентрирует внимание на полемическом противнике. Цицерон обращается к нему, использует фигуры диалогизации речи (обращения, вопросы, указания, воззвания) с тем, чтобы эти диалогические приемы стали собственными словами аудитории.

Выступая публично, оратор часто сталкивается с более или менее неожиданной ситуацией, к которой он должен быть внутренне готов. Человек, не имеющий опыта, каждый раз может испытывать волнение перед публичным выступлением. Волнение или скованность могут быть связаны с такой причиной, как недостаток знаний. Если тема выступления глубоко и всесторонне проработана, тогда волнение быстро уходит, выступающий успокаивается и говорит спокойно и уверенно.

Следовательно, главный залог уверенности и спокойствия оратора - хорошая подготовка. Считается, что степень волнения обратно пропорциональна труду, затраченному на подготовку выступления. Скованность перед публичным выступлением возникает и в том случае, когда выступающий слишком сильно переживает. Мысль о предмете речи вытесняется мыслью о предстоящем выступлении: смогу ли я произнести речь, поймут ли меня, будут ли вообще слушать и т. д. Все это приводит к негативному возбуждению.

Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории. Однако чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как общаться со слушателями. Для этого необходимо установить личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Иногда выступление может происходить в неудачное время, поэтому может возникнуть барьер отрицательных эмоций.

Понимая, что это не исключено, нужно заранее продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Так, поднять настроение собравшихся может какая-то забавная история.

Вообще, очень важны этические свойства, на основе которых устанавливается взаимное доверие между оратором и аудиторией: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность. Проявление своего уважительного отношения к аудитории имеет большое значение.

Если оратор недостаточно ясно или недостаточно тактично представит аудитории свое отношение к ней и к предмету речи, то последующая установка аудитории будет не просто критической, но отрицательной.

Интеллектуальное взаимодействие с аудиторией может возникнуть только при познавательном контакте. Важнейшим условием возникновения познавательного контакта является интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором.

 По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен? По поведению слушателей: выражение лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за этими сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст, оно творится на глазах слушателей, при их участии. Поэтому очень важно развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры выступающего постоянно приспосабливаются к слушателям. Ощущение того, что ваши слова нужны людям, и вам есть что сказать, наполняет ваши слова той желанной энергией, которая способна превращаться в энергию дела. Контакт оратора со слушателями устанавливается с самого начала речи. Слушатель стремится составить представление об ораторе, исходя из своих целей и интересов, и уясняет для себя насколько значим предмет речи и в какой мере оратор заслуживает внимания и доверия. Выступающий, со своей стороны, стремится привлечь внимание, вызвать интерес к теме, указать на ценность содержания речи и снискать доверие слушателя.

 

Очень важно, как вы начнете речь. Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите, не делайте суетливых движений, они отвлекают слушателей от существа выступления. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим - вытерпеть ее до конца. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

Однако во время выступления из-за волнения возникают дополнительные препятствия. Так, неопытные ораторы часто начинают свою речь с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т. п. Это самое неудачное начало речи: если не готовы к выступлению, нечего начинать. Вступление - это своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что потом последует, это программа, предвещающая нечто интересное и важное, своеобразная характеристика говорящего, которая выявится в ходе выступления.

Итак, первый контакт установлен. Аудитория переключает свое внимание на содержание речи, стремясь уяснить мысли оратора, оценить их, руководствуясь представлением о выступающем, которое у нее уже возникло и которое может меняться по ходу речи. Выступающий же стремится ясно, убедительно и наглядно высказать и обосновать свои мысли и предложения.

Непременным успехом выступающего является соблюдение регламента, следование намеченному плану. Опытные ораторы знают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если слушатели проявляют признаки утомления, то надо подумать о завершении выступления. Например, оратор хотел закончить свою речь яркой цитатой, но чувствует, что она не будет воспринята, поэтому лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

 

Каждая речь должна быть и логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения, как и нельзя быть равнодушным оратором, передающим только информацию. Вообще наибольшего успеха добиваются вдохновенные ораторы, излучающие энергию, которая воспринимается слушателями как откровение, тревожа сердца. Результатом вялой, скучной монотонной речи может быть лишь то, что определенная часть слушателей попросту погрузится в сон. Итак, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех выступления и является необходимым условием настоящего искусства речевого взаимодействия. Однако установив контакт, оратор должен в течение всей своей речи удерживать внимание слушателей. Как это сделать?

 

Русское слово «внимание» происходит от глагола «внимать», т. е. «усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою» (В. Даль). Психологи указывают на такие свойства внимания, как направленность, сосредоточенность и устойчивость.

Направленность внимания состоит в том, что слушающие внимательно следят за выступлением, не отвлекаются на что-то постороннее.

Сосредоточенность заключается в большей или меньшей углубленности в содержание речи выступающего. В сознании слушающих идет интенсивная работа по осмыслению услышанного.

В силу этого устойчивость внимания непосредственно зависит от разнообразия, необычности, динамичности речи, тогда как однообразие, монотонность неизбежно притупляют внимание. Увлеченные яркой, эмоциональной речью, близкой их интересам, люди перестают реагировать на любые помехи - уличный шум, духоту в помещении и пр.

Известны три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание возникает независимо от воли, сознания. Оно возникает в тех случаях, когда: - человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него; - в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; - действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

Произвольное, или активное, внимание есть акт нашей воли. Оно всегда осознано и определяется потребностями, интересами людей, сознанием своего долга. Если внимание возникло как сознательное, волевое и затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, то это проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться довольно долго. 

 

Важное свойство внимания - его динамичность, склонность к постоянному рассеиванию. Потому оно должно постоянно возбуждаться, удерживаться оратором. Поддержанию внимания способствует изложение конфликтной ситуации, фактов или идей в противопоставлении.

 Конкретное привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. Слушатели обычно лучше сосредотачиваются на том, что оратор подчеркивает. Этой цели служит повторение наиболее важных мыслей.

Важнейшим условием поддержания внимания является содержательность выступления. Обычно новая, неизвестная информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы вызывают неподдельный интерес слушателей. Но изложение должно быть доступным, поэтому необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Не следует забывать следующее: многие люди слышат то, что хотят услышать. Квинтилиан говорил: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека». Доступным можно сделать любой, даже научный доклад. И, напротив, можно так изложить проблему, что ее не поймет даже опытный специалист. Так, знаменитый физик Ферми однажды после научного семинара, на котором выступали теоретики, ученики Оппенгеймера, рассказывал, что он был совершенно подавлен своей неспособностью понять, о чем идет речь, и только последняя фраза: «Вот в этом и состоит теория Ферми бета-распада» его утешила. Оказывается, речь шла о его теории. Как же излагалась научная теория, если ее не мог понять даже ее автор!

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, при этом обычно наступает заинтересованная тишина. Непринужденная манера изложения, доверительность тона хорошо действует на слушателей. Непринужденность изложения материала часто усиливается мимикой и жестами. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40 % информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и сразу почувствуете «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей. Поэтому пользуйтесь жестами, чтобы усилить свою речь и удержать внимание слушателей.

Однако жесты должны быть свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Шаблонных жестов не существует, но есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопроcитeльныe.

Рекомендуется считаться со следующими правилами: жестикуляция оратора должна быть умеренной. Держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки «по швам». Ораторский жест должен соответствовать темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким. Очень важны для поддержания внимания аудитории убежденность и эмоциональность оратора.

Если оратор искренне убежден в том, о чем говорит, эмоционален, то эти качества не только удерживают внимание слушателей, но и заражают своим отношением к проблеме выступления. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Чем сложнее выступление, тем больше усилий приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания.

Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональное напряжение, является юмор. Он создает естественную паузу для отдыха интеллекта. Так, например, можно приводить различные юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. д. Следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием позволяет постоянный зрительный контакт.  

Глаза не только «слушают», но и «отвечают», заметил один ученый. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом несколько человек в аудитории и т. д. Однако не обращайтесь взглядом к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь именно к нему. Контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных.

Если оратор чувствует непонимание или равнодушие в ответном взгляде, то можно спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заряжения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Однако зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его поддержания уже в самом процессе речи. Поддерживать внимание на протяжении всего выступления трудно, так как внимание может быть отвлечено любым посторонним стимулом - громким стуком двери, разговором соседей, сменой освеш;ения и т. п. Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, поэтому оратору приходится прилагать усилия для его поддержания. Особенно способствуют отвлечению внимания монотонное, однообразное изложение. Когда оратор говорит монотонно, без выражения, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее его клонит в сон.

Именно здесь эффективны приемы «навязывания ритма». Постоянное изменение громкости голоса, темпа речи, использование вопросно-ответной формы изложения как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов поддержания внимания называется «приемы акцентировки». Они применяются в тех случаях, когда необходимо обратить внимание слушателей на важные моменты в речи. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой оратор представляет аудитории оценить смысл сказанного и про себя ответить ему. Нельзя делать паузы где попало - надо следить, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам.

Акцентировать внимание слушателей помогает правильная интонация. Она обеспечивает смысловое членение речи, указывает на важное в высказывании. Управлять вниманием - это важная задача не только для оратора, но и для слушателей. Если слушатель хочет услышать именно то, что говорит выступаюший, а не что-то другое, то он должен уметь управлять своим вниманием. Слушающий должен внимательно выслушать оратора и с должным вниманием отнестись к его суждениям. Он должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания, приемлемые и неприемлемые. Из содержания речи следует отобрать положительную и пригодную информацию.

 

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей. Однако ораторская практика настолько сложна, разнообразна и многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы на все случаи жизни. Надо творчески подходить к подготовке и произнесению ораторской речи, полно использовать свои природные данные, индивидуальные возможности и умело применять приобретенные риторические навыки и умения.

 

Задания

1. Подготовьте речь на тему «Разрешите представиться». Обратите внимание на оформление вступления и заключения. Используйте в речи выразительные и изобразительные средства.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 963; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!