Организация образовательного процесса



Образовательная программа дополнительного образования детей для семинара

«УШУ Инчжаоцюань»

Возраст от 12 лет

Срок обучения – 6 часов

 

Автор-составитель:

Старков Владимир Сергеевич

 

 

 

 

Пермь, 2020

Содержание

 

Историческая справка. Традиционное и спортивное направления инчжаоцюань.

 

Пояснительная записка      

                                                                            

1.   Введение

2.   Актуальность программы                                                                 

3.   Цели и задачи программы                                                                

4.   Организация образовательного процесса                                    

5.   Прогнозируемый результат                                                               

6.   Критерии эффективности реализации программы 

 

Содержание программы (360 мин)

1. Теоретическая подготовка (30 мин)

2. Общая физическая подготовка (20 мин)

3. Специальная физическая подготовка (30 мин)

4. Техническая подготовка (280 мин):

Работа над базовой техникой (цзибэньгун)

Позиции (бусин)

Перемещения (буфа)

Равновесия (пинхэн)

Техника рук (шоуфа): техника кулаков (цюаньфа), техника ладоней (чжанфа),   

техника движения рукой-крюком (гоуфа) и срывающей рукой (бафа), техника

«когтей орла» (инчжаофа), техника локтей (чжоуфа)

Техника ног (туйфа)

Техника подсечек (саотуйфа)

Техника коленей (чжуанфа)

Техника движения в прыжках (тяоюэ дунцзо)

Формы (таолу) инчжаоцюань

 

Ход проведения семинара

 

Заключение. Перспективы инчжаоцюань

 

Библиография и интернет-ресурсы                                                                                             

 

Историческая справка. Традиционное и спортивное направления инчжаоцюань .

 

Во второй половине 20 века шло постепенное упорядочивание широкого спектра разных стилей ушу. Формировались новые стили из ряда смежных, объединялись по принципам биомеханики, структурировалась терминология, выхолащивалась излишняя метафизичность нравственно-идеологических «пережитков». Сегодня мы видим то ушу, которое обязано, в первую очередь, китайской компартии и Госкомспорту Китая. В середине 50-х гг появились стандартизированные спортивные комплексы новых стилей — чанцюань («длинный кулак», объединяющий несколько северных стилей) и наньцюань («южный кулак», сформированный из движений стилей южнокитайской провинции Гуандун). Движения отбирались по принципу не боевой ценности, а зрелищности, включавшие широкоамплитудные движения руками и ногами, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения, что позволяло выявить исключительно спортивные качества выступающих. Аналогично были составлены нормативные комплексы с оружием. Изменения коснулись и практически всех крупных школ традиционного ушу. Постепенно правила соревнований подразумевали все большую выразительность приемов и выхолащивание менее атлетичных, но прикладных в бою движений. Традиционное ушу отныне находилось под контролем государственной власти, а традиционные мастера уже не имели права слова.

По мнению автора, сильнее всего подверглись изменениям стили «образа и формы» сянсинцюань (кроме, наверное, сянсинцюань южных провинций Китая), включающие в себя имитационные стили «орла», «богомола», «змеи», «пьяницы», «обезьяны» и многие другие. Группа стилей сянсинцюань также эволюционировали в тот вид, в котором выполняют их сегодня спортсмены на соревнованиях, путем той реформы и борьбы с «феодальным анахронизмом». Более того, по стилям шэцюань («кулак змеи»), цзуйцюань («кулак пьяницы), хоуцюань («кулак обезьяны») вообще нет достоверных источников об их существовании, и какой-либо информации о носителях этих стилей тоже нет, т. е. эти подражательные направления созданы вполне конкретными мастерами из Всекитайской ассоциации ушу в 1950-е гг.. А стили инчжаоцюань («кулак орлиных когтей»), танланцюань («кулак богомола»), испытали влияние современного спортивного ушу настолько сильно, что при демонстрации форм таолу можно вообще не заметить ничего общего с их изначальной традиционной основой. В традиционном Китае считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует жертвовать формой ради сохранения прикладных свойств. Однако в современной гимнастике ушу проповедуется прямо противоположный подход, с боевым искусством никак не связанный.

И, наконец, накануне подготовки к Олимпийским играм в Пекине в 2008 г, ушу-таолу как вид спорта трансформировался еще более кардинально. Изменения коснулись как спортивного направления ушу, так и традиционного. В частности, увеличилось количество элементов повышенной сложности в составе таолу, повысилась требовательность к выполнению углов вращения в прыжках, возросло количество «холостых», абсолютно демонстративных форм, например, перебежек, движения корпусом и различные «па» рук и ног. Кроме того, стали включать модернистские, не характерные для ушу, прыжки типа «фляк», «рондат», «стрекосат» и другие сальто. В результате в тренировке спортсмена возросло время специальной проработки сложных элементов, сместился акцент на улучшение прыгучести и акробатических и даже танцевальных качеств. Выступления спортсменов, насыщенные акробатикой, выглядят сегодня, с одной стороны, более эффектными, на авангард выходит чистый спорт. С другой стороны, пострадала базовая техника. Кроме этого, с точки зрения автора, по разнообразию классической техники ушу современные выступления спортсменов стали примитивнее в силу более глубокой специализации на зрелищных элементах, упростилась структура комплексов, так как необходимый спортивный темп диктует прямолинейность передвижений и регламентированный каскад прыжков.

В последние годы назрела необходимость провести некоторую реформацию ушу-таолу для спортивных соревнований. В программу выступлений по ушу-таолу Федерация ушу России ввела обязательные стандарты с содержанием в комплексах базовых движений, в оценках обязательных элементов повышенной сложности (ОЭПС) отменили начисление дополнительных баллов за углы вращения в прыжках. В традиционном разделе ушу особое внимание переключилось на исполнение аутентичной техники стилей того времени, когда их еще не коснулись стандарты чанцюань и наньцюань. А такие стили, как хоу-цюань (кулак обезьяны) и цзуй-цюань (кулак пьяницы), убрали совсем из соревновательной программы из-за перегруженной имитации «образа и форм» и сомнительного боевого смысла движений этих стилей, сложной оценки техники шагов, движений корпуса, наличия многих элементов, не имеющих четких принципов. Эта реформа дала положительный сдвиг в развитии ушу как боевого искусства: в соревновательный комплекс стали подбирать те движения ушу, которые имеют явный прикладной характер. В традиционных стилях стали сходить на нет излишняя демонстрация и нехарактерный для ушу атлетизм.

В связи с вышеописанным хочется упомянуть традиционное направление ушу инчжаоцюань — кулак когтей орла. Изначально стиль не имел ничего общего с имитацией движений этой хищной птицы, за исключением лишь собранной руки в форме «когтей» для проведения захватов, ударов по жизненно важным точкам и других приемов чисто прикладного свойства. Техника болевых захватов цинна с использованием «орлиных когтей» вошла в стиль из шаолиньского ушу, когда некий монах Даоцзи раскрыл секреты боевого искусства монастыря Шаолинь создателю стиля «когтей орла» Лю Шицзюню. Кроме этого, тот же Лю Шицзюнь перенял от другого монаха стиль юэши ляньцюань, идущий, как считают любители мифов китайцы, от полководца южносунской эпохи Юэ Фэя. Техника ударов руками под неожиданными углами, их стремительность, характер передвижений и перескоки были позаимствована из стиля фаньцзыцюань — «вращающегося кулака» (поэтому полное наименование «кулака когтей орла» звучит как инчжао фаньцзыцюань), а последний, в свою очередь, был тесно связан с синъицюань, приписываемый тому же Юэ Фэю. Таким образом, ряд внутренних принципов синъицюань — кулака формы и воли — через несколько поколений проявился в инчжаоцюань. Эффективное сочетание техник силы «орлиного» захвата с ударами вращающегося кулака удалось известному мастеру ушу, «князю орлиных когтей» Чэнь Цзычжэну.

В 1979 году главный тренер сборной ушу провинции Гуанси Чжоу Шушен разработал спортивный вариант инчжаоцюань. Им было выделены наиболее характерные элементы и движения стиля и на их основе составлены соревновательные комплексы, насыщенные сложными и эффектными акробатическими элементами, прыжками и переворотами. В современные комплексы кулака «орлиного когтя» включены некоторые элементы из стилей хуацюань («кулак драгоценностей») и чацюань («кулак Чжамира»), в основном это относится к прыжкам и технике перемещений. Инчжаоцюань в настоящее время представляет собой более подвижный, зрелищный и сложный стиль по сравнению с его прародителем.

Поначалу спортивный инчжаоцюань прекрасно сочетал в себе необходимую для ушу эстетичность, зрелищность с основами техники этого стиля, и даже небольшой набор имитационных движений орла в комплексах таолу связывался с юнфа — практическим применением этих движений для самообороны (например, см. книгу Ян Вэя «Введение в шаолиньский инчжао», или Ши Синъина «Уличное кунфу»). Спортсмены, демонстрирующие инчжаоцюань еще в 80-х, 90-х гг. прошлого века, не отходили от специфической для стиля «орлиных когтей» техники рук шоуфа, в которой многочисленные удары кулаками и ладонями в манере фаньцзыцюань вплотную сочетались с перехватами и техникой шаолиньского цинна.

Проанализировав технику инчжаоцюань по выступлениям спортсменов последних десятилетий как в Китае, так и в других странах, в т.ч. России, просмотрев учебные видеофильмы этого стиля, можно сделать вывод, что «кулак орлиных когтей» стал больше напоминать «длинный кулак», только с формой кисти поджатых пальцев, имитирующие когти орла. Техника рук, составлявшая сердцевину боевого аспекта «орлиных» приемов, по-видимому, не разучивается современными спортсменами вообще. Стиль полностью выродился в подражание парению, встряхиванию крыльев и взгляду орла и характерные для него прыжки, бег и акробатику, оставив за «традицией» пару-другую приемов «хватаний» и «царапаний». В современных комплексах инчжаоцюань боевого смысла движений не стало, как и в большинстве традиционных стилей произошло «огламуривание» боевого наследия до потешного занятия, шоу, представления.

Пояснительная записка

Введение

Автор на протяжении пяти лет пытается проникнуть к основам стиля инчжаоцюань. Так как корректных русскоязычных изданий по стилю нет, ему пришлось перевести две книги с китайского языка (Гуо Сян Хэ «Ин шоу цюань», 2003; «10 дорожек син-цюань инчжао фаньцзы мэнь»; ссылка на эти книги здесь: https://vk.com/topic-64095895_29475545), просмотреть все доступные видеоролики в YouTube с показом наработки боевой техники стиля, тренировочных базовых комплексов, практическим применением приемов и форм. В 2018 году автор ездил в Пекин в школу шаолиньского кунфу, возглавляемую президентом Международной Федерации Кунфу Фу Бяо. В Пекине тренировки носили такой же спортивно-гимнастический характер, поэтому знаний и умений по традиционному инчжаоцюань автор не получил. В 2019 году ездил в Болгарию к мастеру традиционного ушу (ссылка на его канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCfFgqMO2ZuALVbAtE6Oc01g ), где практика боевого искусства ушу в течение 10 дней семинара была более полезной, чем в Китае! Теперь автор договаривается об учебных семинарах в Греции, где существуют даже три независимые школы по традиционному, инчжаоцюань (их официальные сайты http://eagleclaw.gr, http://www.realkungfu.gr, http://www.yingjowpai.com ). Апробация техники инчжаоцюань, юнфа, в настоящее время осуществляется с близким другом (https://www.youtube.com/watch?v=TgIdb-EeZ8M&list=PLN83LM7cjew21DaXjo--KAjvmq9Of-9Hk&index=10).

В результате, автор пришел к выводу, что стиль инчжаоцюань, несмотря на его большую популярность среди любителей спортивного ушу-таолу, освещен на самом деле крайне скудно. Все качественные издания по основам стиля только на китайском языке, обучающих видео вообще нет (есть только спорадические наброски с демонстрациями преимущественно низкого боевого умения и зачастую аляповатого выполнения таолу поклонниками стиля), носителей традиции этой школы в России нет. Автору практически приходится учиться самостоятельно с самых основ, методично выхолащивая спортивный налет современного ушу, образовавшийся в течение последних десятилетий.

Автор в данной работе сделал акцент на соединение двух полярных направлений – старого традиционного ушу, сохранившего базовую технику и тренировочные методы, отвечающие задачам боевой эффективности, и спортивно-традиционное, которое постепенно отрывается от аутентичного ушу как боевого искусства. Такое размежевание, как было сказано выше, наблюдается по всем направлениям традиционного ушу, и здесь проблему предполагается решить с помощью изучения стиля инчжаоцюань. Данная программа представляет собой учебно-методический курс по обучению основам инчжаоцюань и составленного автором спортивного комплекса таолу по этому стилю для уровня подготовки, соответствующей группам спортивного совершенствования.

В базовую технику инчжаоцюань в данной программе включены все элементы, необходимые как для понимания и освоения традиционно-боевых принципов, так и для изучения комплексов, имеющих выразительный спортивный характер. В основе таолу остались структура и элементы из популярного в 80-х гг. соревновательного комплекса инчжаоцюань, выполняемого известным спортсменом Сю Сян Доном (комплекс подробно, с парной тренировкой юнфа разобран в книге Родина А.М. и Кудина А.В. «Когти сокола», Киев: изд. Каштан, 1990; однако авторы перевели с китайского языка книгу Чжай Цюаньшэня «Инчжаоцюань», 1986. Более того, хочется сказать, что китаевед Алексей Маслов под псевдонимом Ши Синъин скопировал под чистую переводы киевского издания, добавив, как всегда, пространную историко-мифологическую справку о шаолиньском ушу, в итоге оригинально назвав свое произведение «Уличное кунфу», выпущенное на 16 лет позже книги Родина и Кудина. При этом ни киевские составители своей книги не сослались на китайский оригинальный источник, ни Маслов не упомянул ни тех, ни других. По-видимому, наглый плагиат и непросвещенность в вопросах ушу в постсоветском и российском обществе царит еще до сих пор). Из этого комплекса были убраны 2-3 элемента, которые автор посчитал излишне демонстративными или повторяющимися. Вместо них автор включил около десятка дополнительных форм из старых традиционных таолу, в которых еще сохранилась кулачная техника фаньцзыцюань, а также элементы из составленного Чжоу Шушеном в 1970-х гг. спортивного комплекса (в книге Ян Вэя «Введение в шаолиньский инчжао», 2012), где еще заметно превалирование прикладных форм над чисто имитационными. Автор неслучайно составил комплекс так, чтобы сохранилась современная манера его выполнения с его темпом и ритмом, свойственных спортивным соревнованиям, так как программа рассчитана в первую очередь для молодых спортсменов и тренеров спортивных федераций. В результате таолу включает в себя более 70 форм-движений, практически не дублирующих друг друга (что часто можно видеть в старых традиционных формах), движения сложнокоординационные, с резкой сменой уровня атак и направлений, гармонично сочетающие движения рук и ног, базовые позиции и перемещения с техникой прыжков, имитацию орла с прикладным содержанием.

Таким образом, программа составлена так, чтобы она включала, с одной стороны, боевое искусство инчжаоцюань старых школ и, с другой, выразительные, эстетичные аспекты спортивных модификаций этого стиля.

Актуальность программы

Замысел отделить зерна истины от шелухи выдумок в традиционном ушу зародилась у автора еще несколькими годами раньше. Увлекшись стилем инчжаоцюань, им было замечено два абсолютно непохожих друг на друга направлений — традиционного и спортивного. Отсутствие доступных техник и методик освоения традиционного инчжаоцюань подогрело интерес к этому стилю, интерес пионерства. В связи с этим написание программы имеет, прежде всего, значимость просвещения любителей и спортсменов ушу, устранения информационного пробела, казалось бы, в популярном стиле, но в то же время известном лишь в старых школах Китая (причем даже в самом Китае, судя по опыту автора, нет такого трепета к сохранению своих традиций; для китайцев, по-видимому, сейчас это неактуально).

В методику программы, в процесс обучения входят парные упражнения дуйлянь — атакующе-защитные комбинации между тренирующимися, стоящими друг напротив друга. Эти упражнения очень полезны для спортсменов, практикующими только таолу. Выполняя комплексы автоматически, не понимая смысла форм, спортсмен тренирует в ушу, как говорят китайцы, «цветочные кулаки и вышивание ногами». Отработка в парах приемов атаки и защиты приучают тренирующихся к мощному выбросу силы движений в выполнении таолу, правильному вектору движений, более точному приложению ударных и защитных поверхностей. Сюда же можно отнести и отработку юнфа отдельных приемов, отобранных из самосоставленного комплекса для семинара. Старые мастера ушу рекомендуют на каждую форму в комплексе знать и уметь выполнять до шести способов их применения в реальной схватке. Зная способ применения отдельных элементов, спортсмен демонстрирует ушу более эмоционально, осмысленно, формы движений как бы оживают, что сразу «считывается» внешним наблюдателем, в том числе судьями при выполнении таолу на соревнованиях. Автор в этой программе придал прикладной акцент и выделил время обучения на семинаре на отработку техники инчжаоцюань друг с другом.

Третий, немаловажный, момент, как следствие второго, программа, по мнению автора, соответствует тем последним изменениям, которые происходят в Федерации ушу России. Эти изменения касаются отхода традиционного ушу от чистой гимнастики, пересмотра критериев соответствия движений, выполняемых на соревнованиях спортсменом, движениям традиционного ушу как боевого искусства. В самосоставленном таолу нет тех имитационных движений орла, которые не несут боевую функциональность, кроме начальной и заключительной позиций. Из таолу убраны привнесенные из спортивного ушу прыжки и акробатика, которые часто встречаются сегодня в инчжаоцюань, например, цэкунфань (маховое сальто), шуанфэйцзяо (две летящие стопы). Выхолощены также движения из чанцюань, бесстрашно вставляемые в последнее время спортсменами, воспитанные на базе этого спортивного стиля, но зачастую не утруждающими себя в тренировке базовой техники цзибэньгун изучаемого традиционного направления. В итоге, автором проведена необходимая требованиям Федерации ушу переоценка стиля инчжаоцюань с точки зрения его соотнесения к боевому традиционному ушу.

И, наконец, данный комплекс достаточно насыщен технически, что позволяет тренерам, готовящих также подрастающих спортсменов, составить малые и средние по сложности таолу (соответствующие уровням чуцзи и чжунцзи) из элементов выученного на семинаре комплекса. Сюда входят приемы, которые призваны заложить двигательную базу инчжаоцюань, не давая разогнаться спортсмену при выполнении малого комплекса для начинающих, а вырабатывая четкие шаги и перемещения, согласованные с движениями рук, ног, туловища, взгляда и т.д. Также есть и темповые эстетичные и более сложные движения, позволяющие выявить спортивные качества продвинутых учеников.

 

Цели и задачи программы

Цель заключается в том, чтобы создать условия для ознакомления юных спортсменов с традиционным боевым ушу через изучение основ техники, парную тренировку приемов дуйлянь и таолу одного из прикладных стилей — инчжаоцюань, а также вызвать интерес к этому стилю как среди тренирующихся, так и тренеров.

Задачами являются:

1) сформировать необходимые двигательные навыки для понимания основ традиционного стиля инчжаоцюань с последующим самостоятельным составлением таолу для соревнований;

2) дать представления и основные навыки боевого применения приемов традиционного ушу инчжаоцюань, подвести к пониманию функциональной значимости каждого элемента таолу.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на проведение двух учебных семинаров, каждого по продолжительности три часа. Возраст занимающихся от 12 лет, имеющих навыки базовой техники ушу. Желательно участие в обучающем семинаре тренеров, чтобы оптимизировать учебно-тренировочный при возможном количестве учеников свыше 10 человек — это позволяет минимизировать вероятность травматизма и обеспечить индивидуальное внимание каждому спортсмену. Семинар имеет практико-ориентированный характер, проводится в спортивном зале.

Процесс обучения включает: 1) минимально необходимую общефизическую подготовку для разогрева и укрепления основных суставов и групп мышц; 2) специальную физическую подготовку, характерную для традиционного инчжаоцюань, в частности, упражнения на укрепления пальцев, лучезапястного сустава, предплечий; 3) базовую техникуцзибэньгунтрадиционного стиля инчжаоцюань (позиции и перемещения, движения рук и ног, туловища); 4) изучение коротких связок движенийцзухэстиля инчжаоцюань и целого комплекса таолу на основе цзибэньгун; 5) отработка техники ушу стиля инчжаоцюань друг с другом в форматедуйлянь и юнфа; 6) теоретическую подготовку (показ, объяснение, рассказ, беседа, просмотр видеоматериалов).

Реализация программы обеспечивается следующими педагогическими принципами: 1) индивидуальный подход, обращение к опыту обучающихся; 2)учёт возрастных и физиологических особенностей обучающихся; 3) целенаправленный, осознанный выбор упражнений, соответствующий целям и задачам семинара; 4) доступность, преемственность, поэтапное увеличение уровня сложности заданий на протяжении учебно-тренировочного процесса.

На обучающем семинаре применяются методы обучения: 1) регламентированное повторение упражнений как основной метод с четкой программой движений, точным нормированием нагрузки и управлением ее динамикой по ходу выполнения упражнения; к этим упражнениям относятся, прежде всего, базовые движения инчжаоцюань, их связки и дорожки таолу; 2) идеомоторный метод — вспомогательный, позволяющий обучающимся овладению техникой стиля при мысленном воспроизведении движения с концентрацией внимания на его решающих фазах и сложных элементах, эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью образов из жизненного опыта, литературы, кино («стой непоколебимым как скала», «будь быстрым как ветер», «орлиный взгляд», «встряхнуть крылья», «вертеться вихрем»).

 

Прогнозируемые результаты

По окончанию семинара обучающиеся должны знать: 1) в общих чертах историю стиля ушу инчжаоцюань, 2) терминологию изученных базовых движений и форм таолу, 3) универсальные принципы движения ушу, приложимые к технике стиля инчжаоцюань, - «цин-дун» (покой-движение), «кай-хэ» (раскрытие-закрытие), «шан-ся» (верх-низ), «куай-мань» (быстро-медленно); должны уметь выполнять: 1) базовые движения стиля ушу инчжаоцюань — положения кисти, движения рук, позиции и перемещения, движения ног, корпуса, 2) самосоставленный таолу инчжаоцюань, 3) технику самозащиты от различных типов атаки, применяя выученные базовые движения инчжаоцюань, в том числе различные виды блокирования, захваты и замки.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!