III. Лирическая проза И.Бунина 900-х годов Импрессионизм как стилевая манера раннего Бунина. «Антоновские яблоки», «Сосны».

Тришкина Христина

ОБ-РЛ-41

I .  Своеобразие лирики И.Бунина и ее место в русской поэзии «серебряного века».

 

«Я всё-таки... прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик» - говорил И. А. Бунин.

 

Свою литературную деятельность Бунин начал как поэт. Стихотворение «Деревенский нищий» появилось в 1887 году в журнале «Родина». Последнее стихотворение «Ночь» написано незадолго до смерти. И.А.Бунин не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

Бунин-поэт и Бунин-прозаик все же один человек, в его прозе и поэзии нет принципиальных различий: те же краткость (Бунин редко писал стихотворения длиннее двадцати строк), пристальность, резкость. Темы и приемы бунинских стихов – те же, что и в прозе. Не случайно он почти всегда включал стихи и прозу в общие сборники. Эта традиция, согласно его завещанию, соблюдается и в посмертных изданиях.

Стихи И. А. Бунина своеобразны. Это скорее рифмованная, определённым образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета.

Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой. Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил.

Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному. Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.

Высокие достоинства поэзии Бунина не могли не признать даже чуждые ему символисты. Так, в 1895 году Брюсов писал Бальмонту: «Хотя Бунин и не символист, но он настоящий поэт».

Среди основных черт бунинской лирики:

· поэтизация вечных человеческих ценностей, и в первую очередь – родной природы;

· стремление к описательной подробности;

· яркость конкретных деталей;

· лаконизм;

· классическая простота;

· частое обращение к символике;

· тесная сращенность с русской прозой;

· богатство подтекста;

· в частности, с новеллистикой Чехова;

· тяготение к философичности;

· тенденция к циклизации стихов;

· частые переклички с собственными рассказами.

 

   

     

II . Основные темы творчества И.А. Бунина. Поэтика бунинской прозы.

Отличительными чертами всего творчества Бунина являются тяготение к дворянской культуре и изображение в прозе и стихах только царской России. Он весь остался в ушедшем Золотом веке русской литературы. В поэзии Бунин позволял себе стилизацию (воспроизведение особенностей стиля других эпох, других авторов), которая в его прозе почти не встречается.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей во всём его творчестве. Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

В пейзажной лирике более всего ощутимо отличие Бунина от поэзии символистов.

Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощрённость бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.

Тема России

Тема России ярко выражена на протяжении всего творчества поэта. В ней отразились ностальгия и философия Бунина. Он стремился прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи (народная мудрость) становятся стихами. Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос.

Философская лирика

Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. Бунин - великий жизнелюб. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени.

Тема поэта и поэзии

Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить своё предназначение, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Муза Бунина – природа, потому он больше пишет именно о ней, а тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.

Любовная лирика

Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз. Данную тему он наиболее ярко раскрыл в своих прозаических произведениях. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение. Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие:

· гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа;

· тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта;

· тема свободы, истории и человека;

· тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее:

1. сохранение традиций девятнадцатого века,

2. точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика),

3. простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах),

4. присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы,

5. непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как:

· звукопись,

· оксюморон,

· метафоры,

· олицетворения,

· синонимы

· эпитеты и многие другие

 

 

III. Лирическая проза И.Бунина 900-х годов Импрессионизм как стилевая манера раннего Бунина. «Антоновские яблоки», «Сосны».

Импрессионизм (от франц. Impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX-начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолётные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

 

Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве. Присущий ему интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и русские художники рубежа эпох – Константин Коровин, Игорь Грабарь, черты импрессионизма встречаем в работах Исаака Левитана, Валентина Серова. Он уже привычно воспринимается как явление, в наибольшей степени свойственное живописи, но, как оказалось, и в литературе он знаменует собой момент «слома и перехода». Это он, проявляя себя на уровне стиля, поэтизирует индивидуальное и частное, любит мгновенный ракурс отражения.

Черты импрессионизма проникают и в литературу. Стиль Афанасия Фета называют импрессионизмом, но вот что удивительно: картина Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а фетовское «Шёпот, робкое дыханье…» в 1850.

Обращаясь к произведениям И.А. Бунина в XX веке, исследователи подчеркивают, что этому писателю и действительно свойствен импрессионистический тип мышления, начало которому положили французские художники. Контрапунктное расположение пластов повествования, соприкасающихся и переплетающихся с помощью эпизодической детали или благодаря общему, объединяющему фрагменты настроению; поэтизация мгновения как корпускулы вечности; синтез обыденного и вечного – эти качества роднят И.А. Бунина с импрессионистами и позволяют увидеть в нем автора-«живописца».

 

Лиризация пространства.

Импрессионисты разработали свой подход к цвету. Они использовали «чистый» цвет и старались не смешивать краски на палитре. Вместо смешивания применяли технику соположения тонов, которая дает эффект «перехода». Позднее Л. Андреев назовет это «эффектом оптической смеси». Импрессионизму свойственно намеренное повторение фрагмента. Этот прием используется для того, чтобы создать ощущение монотонности, повторяемости событий, и с тем, чтобы эту монотонность вписать в блистающий мир вечности. В результате создается иллюзия извечного круговращения жизни. Констатируя, что импрессионистичность видения, в первую очередь, проявляет себя в лирическом переживании момента, отметим, что данные приемы отражения мира были очень свойственны И.А. Бунину. Произведения писателя насыщены эмоциональными переживаниями, и поэтому обыкновенные, будничные эпизоды воспринимаются читателем как нечто возвышенное.

Рассказы «У истока дней», «В поле».

 

Человек и мир.

Принцип сближения голосов автора с голосами персонажей рождает в творчестве И.А. Бунина особый тип опосредованных характеристик. Внутренний монолог героя здесь накладывается на голос повествователя и особое значение приобретают внесюжетные элементы: портрет, интерьер пейзаж. Они опосредованно характеризуют настрой или состояние души и формируют «пейзажный эквивалент» характера. В общем, в тексте, подверженном влиянию импрессионистической техники, каждая подробность играет роль особого детонометра, сигнализирующего читателю о внутреннем состоянии персонажа.

Мудрым денотатом бытия у И.А. Бунина всегда предстает Природа как некая очищающая и утешительная сила. Встречаются у И.А. Бунина и намеренно, но как бы нечаянно зафиксированные цветовые акценты, которые запоминаются надолго, но играют роль эпизодического впечатления. Этот принципиально импрессионистический штрих чаще всего заостряет воспоминание о давнишней встрече, о нечаянно возникшем чувстве, об очаровании, которое герой так и не сумел забыть.

Рассказы «Натали», «Святые горы», «На даче», «Танька», «Сосны».

Сюжетология.

В эпоху становления и расцвета импрессионизма в живописи на смену большим полотнам пришли малые, ориентированные на фиксирование мгновенья жизни. Закономерно поэтому, что импрессионизме постепенно оформляется сюжет настроения, в котором главную роль играет не изображение, а переживание. Каждый художник-импрессионист изобретает свой вариант эмоционально переживаемого сюжета и свой вариант стиля.

Мгновение, фрагмент, запёчатлённые французскими импрессионистами, занимают важное место и в произведениях И.А. Бунина. Этот автор тяготеет к лирической миниатюре импрессионистического типа, в которой вечное и обыденное сплетается в одно общее видение. Традиционное эпическое действие реализуется с помощью подробности, небольшой бытовой зарисовки, тогда как основное действие предстает в лирическом подтексте. В этом случае неожиданность концовки новеллы увязывается именно с подтекстным действием: фабульное развита повествования финала этих рассказов не объясняет.

Таким образом, бунинское небольшое произведение, в котором только создается видимость одного повествовательного плана, на самом деле полифункционально. Контрапунктное расположение пластов повествования, соприкасающихся и переплетающихся с помощью эпизодической детали или благодаря общему настроению, составляют целостный континуум его произведений.

Так как значение действия в лиризованном повествовании всегда ослаблено, то закономерно, что в творчестве И.А. Бунина появляются так называемые «рассказ-портрет» и «рассказ-лицо».

Рассказы «Ермил», «Игнат», «Захар Воробьев», «Антоновские яблоки»

Особое место в ряду лиризованной прозы И.А. Бунина занимают его повести «Деревня» и «Суходол». Оба произведения оставляют впечатление колоссальности замысла, дерзкого эксперимента и необычного жанрово-стилевого разрешения: сочетать бытовое и символически-абстрактное в произведении, ориентированном на реалистический, а не модернистский тип творчества, не отваживался пока что никто. Характерно, что даже композиционно оба эти произведения воспроизводят формулу времени: кажется, человек (читатель) попадает в бесконечную круговерть бытовых событий, и выхода из этого порочного круга у него просто нет. Именно эти, колоссальные по своему замыслу произведения, и дают современным исследователям право на такие обобщения.

 

В 1900 г. вышел небольшой рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Бунин был известен к этому времени как поэт и журналист, автор очерков. Рассказ «Антоновские яблоки» - не очерк, не журналистка, а настоящее художественное произведение, полное замечательных поэтических открытий.

Это небольшое по объему произведение вызвало немало споров у критиков-современников Бунина. «Описывает все, что попадается под руку», – злословили они. «Где ты, прекрасное время пирогов с груздями, борзых густопсовых кобелей… крепостных душ, антоновских яблок?..» – язвил Александр Куприн в пародии «И.А. Бунин. Пироги с груздями».

Рассказ действительно вызвал немало упреков. «Антоновские яблоки» пахнут отнюдь не демократично», – писал Горький, тем не менее, восхищенный мастерством автора.

Перед нами лирическая проза. Сюжет в рассказе в привычном смысле отсутствует. Отдельные вспышки памяти выхватывают из прошлого яркие фрагменты. Эта прихотливость памяти и образует сюжет. Бунин работает на том же материале, на котором написаны многие страницы Л. Н. Толстого, но проза Бунина существенно отличается от прозы Толстого и других «дворянских» писателей.

Бунин фиксирует самые малые явления жизни, казалось бы, ничтожные обстоятельства и превращает их в поэзию. Обычное событие всегда сложнее поднять до уровня искусства, чем эффектное, яркое, бросающееся в глаза.

К особенностям прозы Бунина принадлежит способность буквально погружать читателя в изображаемый мир. Соединение этой способности с фиксацией самых малых явлений дает возможность писателю оценить каждый миг жизни как нечто важное и значительное. В рассказе «Антоновские яблоки» такой значительностью обладают воспоминания.

Для этого писатель использует тонкую палитру художника. Мы видим и слышим все изображенное, потому что подбор лексических средств безукоризнен. Точные слова передают ощущения, вкус, запахи, картины далекого прошлого.

«…Вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город». Каждое слово в этой триаде: весь золотой, подсохший и поредевший – создает ощущение тонкости, драгоценности и хрупкости сада. «Квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада» продолжает этот мотив хрупкости и красоты.

Глаголы, передающие звуки, крайне редки – как и должно быть при изображении тишины осени. Но тем сильнее звучит слово «треск» с эпитетом «сочный» в сцене, где нанятый работник ест яблоко. Читатель слышит в притихшем осеннем саду глухие удары падающих яблок, сочный треск. Цвет и звук рождают ощущение присутствия.

Изображая мир, близкий ему по насыщенности здоровьем и полнотой, Бунин вслед за Л. Н. Толстым создает картины быта, в которых пища играет важную роль. Герой – барчук, дворянский сын, но этот дворянский сын с удовольствием ест простой кулеш с салом, вдыхает запах яблок, запах горящих вишневых веток. Мы легко ассоциируем себя с лирическим героем, потому что, как и он, уже лишены таких простых радостей. Так горожанин, давно забывший настоящий запах свежескошенного сена, вдруг, соприкоснувшись с ним, ощущает, что это и есть настоящая радость бытия.

Бунин убедителен, когда ненавязчиво рисует свой идеал жизни. Он рисует здоровую и насыщенную жизнь мелкопоместного дворянства, крепких крестьянских хозяйств. «Средняя дворянская жизнь имела много общего с богатой мужицкой», - утверждает писатель. Постепенно вырисовывается идеал Бунина – здоровая жизнь в согласии с природой. Позже школьники столкнуться с таким же идеалом лирического героя поэзии Сергея Есенина, а в 1840 г. впервые по-настоящему подобную картину, как приближающуюся к идеалу, нарисовал Лермонтов в стихотворении «Родина».

Удивительно точно Бунин обрисовывает любой предмет. Так создается экзотический образ важной, как холмогорская корова, старостихи, ее яркого и необычного наряда. Бунин словно бы позволяет себе «щегольнуть» отдельным словцом из речи самих крестьян. Понева старостихи обложена «на подоле широким золотым "прозументом".

Повествование все время выхватывает из памяти то «случайно забытое холодное и мокрое яблоко», а то «дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках»,

Вспоминается ему тётка его Анна Герасимовна, ее усадьба — небольшая, но прочная, старая, окружённая столетними деревьями. Бунин окружает отдельные предмет целым рядом точных эпитетов – именно в этом он настоящий наследник пушкинской поэтической традиции. Те же поэтические черты присущи прозе А. П. Чехова.

Бунин вспоминает об охоте – и отдельные картины рисуют холодный осенний день, бешеную скачку, скользкое мокрое седло. Сюжет постоянно перебивается этими самодовлеющими образами. В живописи импрессионистов такой прием назывался фрагментарность – картина словно вырвана из целого полотна, мы видим только ее фрагмент и по нему составляем представление о целом. В прозе Толстого, Тургенева и Гончарова скорее была панорамность передвижнического взгляда на мир. Все это значительно отличает сцену охоты у Бунина, изображение «дворянских гнезд», мгновенные факты из биографий персонажей от аналогичных моментов предшествующих писателей.

Бунин не разделяет дворянство на прогрессивное и реакционное, на мечтателей и крепостников, на англоманов и простых русских помещиков. Бунину дороги все формы усадебной жизни, ведь близится ее завершение. Герой с удовольствием вспоминает докарамзинский и допушкинский язык неторопливых повествований. Манерный слог 18 века, немного смешной, сменяется сентиментальными повествованиями, а затем романтическими условными ужасами – все это Бунин одинаково приемлет. «А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина». Почему лирический герой вспоминает журналы со стихами «лицеиста Пушкина», а не Пушкина более зрелой поры? Не потому ли, что более зрелый Пушкин прекрасно видел разницу между различными представителями дворянского сословия. А Бунину важна идея единства культуры прошлого.

Общая интонация «Антоновских яблок» элегическая. Это изображение угасания, умирания «дворянских гнезд» (вспомним «Вишневый сад» Чехова). Начало рассказа полно радостной бодрости: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Постепенно интонация становится ностальгической: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота»; «…понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…». И, наконец, в описании поздней осени и предзимья – грусть. Песня «на каком-нибудь глухом хуторе» звучит «с грустной, безнадежной удалью».

Обостренность восприятия, чуткость, зоркость – источник удивительных подробностей, наблюдений, сравнений, наполняющих произведения Бунина. Эти подробности не просто фон повествования, они и есть главное. Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.

 

Литература

I. Абабина Н.В. Творчество И. А. Бунина в контексте французского импрессионизма.

II. Андреев JI. Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.. Гелеос, 2005. – 320 с.

III. Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999.

IV. Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007.

V. Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920 годов). Книга 1. М.: Наследие (ИМЛИ РАН), 2000. – 960 с.

VI. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005.

VII. Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001.

VIII. Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 881; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!