Материализм о природе сознания



Тема 10

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. В чем трудности решения проблемы сознания.

2. Проведите сравнительный анализ понимания сознания в Античности, Средневековье, Новом времени.

3. Материализм о природе сознания.

4. Сознание как высшая форма отражения.

5. Социальная природа сознания.

6. Язык и мышление.

7. Сознательное и бессознательное в поведении человека.

Объясните понятия:   мышление, отражение, инстинкт, бессознательное.

Смысл и проблемы сознания

 

Сознание – высшая форма психической деятельности человека. Каждая историческая эпоха имела свое понимание сознания.

Сознание в космоцентрической культуре Античности.   Античные философы, будучи реалистами в толковании сознания, выделили при его объяснении акт восприятия как «воск– отпечаток». Восприятие – это принятие воздействия внешнего мира на мир внутренний.

В дохристианском и христианском мире сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственно духовном опыте, его содержании. Греческий философ Платон (IV в. до н.э.) в духовном опыте выделил 3 уровня.

Первый  – высший, где происходит единение с Богом, приобщение к Божественной красоте и простоте. Для этого нужно пробудиться от своего тела, стать недосягаемым для внешнего мира. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не может.

Второй  уровень – рефлексий и рассуждений. Здесь человека одолевают чувства и мысли, связанные с проблемами жизненной стихии.

Третий  уровень – низший. Здесь торжествуют инстинкты и страсти. Значит, сознание вторично. Оно – это зона между жизнью духа в Боге и молчаливой, бессознательной жизнью нашего тела:

– сознание – есть отрешение человека от вечности, ведь акт сознания знает время;

– сознание противопоставляет настоящее, прошлое и будущее;

– сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное – духовное.

В Новое время человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается. Единственная несомненная реальность – индивид и его сознание.Р. Декарт объявил, что акт «я мыслю» является самым простым и очевидным доказательством существования человека в мире. Философия возвеличила человеческую деятельность и способности. Новое время не связывало сознание с духовным опытом, где совершалось духовное единение с Божественным. Если Античность еще не знала об этом таинстве, то Новое время его не приняло в своих размышлениях о природе сознания.

Сознание стало средством исследования объективно– природного мира.

И. Кант. В сознании существуют особые, непосредственные данные, априорные (до опыта) знания. Например, о том, что мир пространственно и временно причинно обусловлен, что в мире есть добро и зло. Эти априорные знания являются условиями нашего познания как внешнего мира, так и самих себя. Значит, в основе наших знаний лежит форма сознания, которая предшествует всем другим знаниям. С помощью сознания мы творим мир на уровне явлений (того, что дано чувством).

Сознание выступает как единственная реальность, а уровень рефлексии – как основной в духовном опыте человека.

Признавая сознание чисто интеллектуальной деятельностью, философия Нового времени пришла к выводу, что весь мир создан и существует по правилам логики, хотя и не всегда полностью совпадает с ними. Отсюда нацеленность сознания переделать мир в соответствии с этой логикой. Сознание перестали отличать от познания. Человек вынужден был жить в тех категориях, в которых он мыслит, а мыслит он логически.

XIX в. Если Декарт отождествлял сознание и самосуществование человека с мышлением, идеалисты утверждали, что сознание первично и вечно, то вульгарные материалисты утверждали, что «мозг выделяет сознание, как желудок желудочный сок» (Фогт, Молешотт). Философия ХХ в. придает проблеме сознания новый смысл: «Сознание шире, чем представляли классические философы». Наиболее адекватно отвечали на вопрос о сознании материалисты: «Сознание – высшая форма психического отражения действительности (теория отражения). Сознание проявляется через нейрофизиологическую активность мозга человека».

В марксизме к тому же сформирована идея о вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами, прежде всего экономикой.

«Сознание – осознание бытия».

Марксизм предложил изучение сознания через предметную, практическую деятельность человека.

Индивидуальное сознание формируется общественными связями или отношениями, общественным бытием.

Индивидуальное сознание корректируется установленными ценностями социального слоя (класса), к которому принадлежит человек.

 

Материализм о природе сознания

 

Материализм стремится доказать существование материи, обладающей ощущениями и сознанием. Отражение – всеобщее свойство материи определяется как способность одних материальных предметов воспроизводить в своих свойствах другие явления и предметы в процессе взаимодействия с ними.

Любые виды отражения, от раздражения до сознания, зависят от определенного этапа биологического и генетического развития. Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, обладающей психикой и сознанием, является информационное отражение.

Отражение, связанное с активным использованием результатов внешнего воздействия, называется опережающим информационным отражением. В отличие от механического отражения оно побуждает к действиям, способствует активной ориентации. Информационное отражение приводит в активное состояние заложенную в материальной системе внутреннюю программу построения движения. Это обеспечивает избирательность и отражающий характер отражения. Система активно строит свои отношения с тем, что способствует ее самосохранению, и отталкивает то, что мешает ее развитию. П. К. Анохин назвал опережающее отражение «предпостройкой» в отношении будущих событий. Система строит свое поведение, ориентируясь на возможные результаты.

Неживое тело, живой организм и человек отражают мир неодинаково. Неживому телу свойственно простое, пассивное отражение. Такое тело не различает факторы среды, не выделяет из них благоприятные и не способно предохранять себя от неблагоприятных факторов.

Живое тело приспосабливается к окружающей среде, по– разному реагирует на различные раздражения извне, используя благоприятные факторы и избегая ненужных, вредных. Оно влияет на среду, так или иначе изменяя ее. Активное, избирательное, но пока еще бессознательное отражение.

Качественно новая, высшая форма отражения – у человека. Он не просто приспосабливается к среде, а целесообразно воздействует на нее, преобразует ее на основе полученных знаний.

Стало быть, согласно материализму, установить происхождение сознания – это значит проследить, как в связи с переходом от неживой материи к живой, а от нее к мыслящей – мозгу человека, неживое, пассивное отражение превратилось в присущее живому активное, избирательное, опережающее отражение, а из этого последнего развилась способность мыслить, т.е. установить эволюцию живого.

Наука предполагает, что в первичной газопылевой материи, из которой образовалась наша Земля, имелись простейшие соединения углерода с водородом и другими веществами – углеводороды, из которых образовались более сложные органические соединения. Вступая в химические связи друг с другом, органические соединения становились все сложнее, пока не образовались аминокислоты, являющиеся основными элементами молекулы белка. По мере дифференциации и усложнения органических веществ разнообразной становилась и их способность к отражению.

Прошли сотни миллионов лет, пока молекулы этого первичного химического белка, образованного из аминокислот, превратились в живое белковое тело и приобрели способность к обмену веществ, являющемуся основным признаком живого. Попав в благоприятную среду и вступив с ней в обмен, это белковое тело становилось организмом.

Обмен веществ есть противоречивый процесс ассимиляции (усвоения питательных веществ из внешней среды и превращения их в живые клетки, ткани организма) и диссимиляции (разложения, разрушения этой живой ткани). Этот процесс присущ только живому белку, организму. Обмен с окружающей средой, постоянное самообновление отличает простейший живой организм от самого сложного неживого тела. Только питаясь, т.е. усваивая питательные вещества и выделяя продукты их распада, организм может жить и развиваться. «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь» (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

Свойственное неживой природе отражение действительности превратилось в качественно новое, биологическое отражение. Простейшей формой биологического отражения является раздражимость, которая присуща всем организмам и служит средством их приспособления к окружающей среде.

Растения чувствительны к солнечному свету. Они тянутся к нему, свет – источник жизни. Простейший одноклеточный организм – амеба реагирует на пищевые раздражения, но если она только что поглотила пищу, то пищевые раздражители на нее не действуют. Значит, амеба, как и любой другой организм, обладающий свойством раздражимости, отражает внешний мир не безразлично, а избирательно. Организм тяготеет к полезным, нужным раздражителям и избегает вредных, ненужных. Однако избирательность его невелика. Организм не имеет еще органов, тканей, клеток, специализирующихся на особых видах раздражения. Он отвечает на внешние возбуждения всем своим существом.

В ходе дальнейшей эволюции в результате усложнения самих организмов и внешних условий их существования на основе раздражимости возникла новая более высокая форма отражения – ощущение. Как и раздражимость, ощущение является результатом воздействия на организм внешнего мира, однако здесь значительно расширился круг внешних раздражителей, на которые организм так или иначе отвечает. Организм реагирует теперь на цвета, запахи и звуки, ощущает вкус, воспринимает холод, тепло, влагу. В организме появились и органы, способные воспринимать круг внешних воздействий (цвет, звук, запах). В дальнейшем, по мере развития организмов, их ощущения становятся все богаче и разностороннее. Возрастает степень избирательности, активности организма по отношению к окружающей среде, возникает специальный орган его связи со средой – центральная нервная система.

Биологическая наука – физиология разработала учение о рефлексах. Они делятся на безусловные и условные. Безусловные рефлексы свойственны всем организмам, как низшим, так и высшим. Они являются врожденными, наследственными. Примером такого рода рефлексов служит отдергивание человеком руки при прикосновении к ней горячего предмета. Сложное переплетение безусловных рефлексов образует инстинкты (половой, пищевой и другие), которые играют большую роль в жизни и развитии организма.

Высшие животные обладают еще и условными рефлексами. Эти рефлексы носят временный характер и образуются в определенных условиях. Если, к примеру, в течение некоторого времени подача пищи собаке сопровождается звонком, то наступает такой момент, когда собака будет реагировать на звонок точно так же, как и на подачу пищи: у нее будет выделяться слюна. В головном мозгу собаки образовалась временная связь, звонок стал сигналом пищи. По этому принципу образуются и другие условные рефлексы. Благодаря им организм тонко приспосабливается к среде и чутко реагирует на ее воздействие. Те из условных рефлексов, которые приобретают особенно важное значение для организма, закрепляются, становятся безусловными, а на основе этих последних возникают новые связи, часть из которых снова закрепляется. Так, в ходе эволюции живых организмов, с точки зрения материализма, осуществляется непрерывный прогресс психики, который привел, в конечном счете, к тому, что ощущающая материя приобрела способность мыслить.

Вместе с тем материалистическая теория отражения, как и эволюционная теория в целом, не дает исчерпывающего ответа о происхождении жизни на Земле, о природе человека и его духовной жизни. Существуют сторонники космического и религиозного объяснения происхождения жизни и человека. Пример их аргументации:

– эволюционная теория развития живых организмов не подтверждена всеми необходимыми переходными формами, а значит, можно предположить, что живое развивалось от рода к роду, как и говорится в Библии;

– для эволюции потребовалось бы несколько миллионов лет, история же человечества насчитывает 5–6 тыс. лет;

– эволюционная теория предполагает развитие от простого к сложному, но археологи говорят, что одновременно с первобытными, примитивными формами человеческого существования имели место высокоразвитые древние цивилизации со сложными языками и совершенной культурой;

– возможности человеческого мозга используются на одну треть, что нерационально и невозможно с точки зрения эволюции, значит, человек имеет внеземное происхождение.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!