Список источников и литературы

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Мулюкина Кристина. Из истории села Юрьево Нижегородской области Гагинского района – К 120 летию со дня памяти священнослужителя и известного всей России краеведа, написавшего в частности историю сел Гагино, Ветошкино, Какино, Юрьево А.Ф. Можаровского (по завершении статьи его биография)

Там воздух напоён травою пряно,

И только там лишь небо, как лазурь,

И там течёт моя родная Пьяна,

Там мир, покой и не бывает бурь…

П. Угленков

В живописном месте, на берегу реки Пьяна в Гагинском районе Нижегородской области расположилось красивое село с многовековой и легендарной историей – Юрьево, моя Родина.

 

Река Пьяна в с. Юрьево. Автор: Н. Полянина

Возникновение Юрьева связывают с походом Ивана Грозного на Казань в конце XVI века. Согласно преданию, которое крестьянин Маркел Авакумов списал со старой рукописной тетрадки заштатного дьячка, неподалеку от Троицкой горы располагалась татарская деревня Пара, в которой со своими родичами жил татарин по имени Бахметка. Царь Иван Грозный, проходя в 1552 году на Казань через эту местность, взял его с собой в качестве проводника и переводчика. При взятии Казани Бахметка отличился отвагой и храбростью, за что Иван Васильевич его полюбил. Татарин крестился в православную веру. Царь сам присутствовал при его крещении, назвал его Юрием, а по отчеству в честь себя Ивановичем. Прежнее имя Бахметка было переименовано в фамилию Бахметев. На крестины царь подарил Бахметеву земли близ реки Суры и село Знаменское с соседними деревнями.

На месте ночлега и чудесных видений Ивана Грозного – Троицкой горе в 1576 году по повелению царя был построен Троицкий мужской монастырь. Грозному во сне явился образ Тихвинской Божией Матери и повелел ему идти на Казань и взять ее. Пробудившись ото сна, царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен и рубить часовню. С тех пор это место не могло остаться просто Троицкой горой. Иван Грозный велел заложить на возвышенности мужской монастырь и назвать его в честь приближающегося праздника Святой Троицы. После взятия Казани Иван Грозный повелел сделать подлинный список с чудотворной иконы Богоматери, в городе Тихвине. И монахи во главе с иеромонахом Иовом несли его на руках в Троицкий монастырь в течение двух месяцев. В честь иконы устраивалась ежегодная ярмарка под стенами обители. В 1610 году деревянная часовня сгорела от удара молнии, но икона осталась нетронутой. Позже Троицкая обитель отстраивается в камне. Явления на Троицкой горе были не только Ивану Грозному, но и старцу Иову. Сам Иов прожил 105 лет и славился мудростью и кротостью. Иов был погребен при монастыре, на Троицкой горе. Старинный пьянский камень, испещренный старославянской вязью, и является его могильной плитой.

25 июня 1653 года Троицкий монастырь был разорен татарами, но через пару лет его отстроил Юрий Бахметев. В 1725 году храм ограбил и поджег разбойник Иван Евсеев, за что был схвачен и казнен. Дальнейшая история обители покрыта мраком. Примерно в 1825 году, после упразднения погоста и перенесения Тихвинской иконы Божией Матери в село Ветошкино, ярмарка стала ежегодно проводиться в этом селе. В настоящее время от Троицкого монастыря ничего, кроме развалившихся надгробных камней, не осталось. Осенью 2007 года на месте монастыря при поддержке Юрьевской сельской администрации, местного плотника В. И. Чугреева, работников СПК им. Карла Маркса была построена часовня. А старинный могильный камень с письменами лежит на своем месте. Около него установлен поклонный крест, а маленькая часовня похожа на ту, которую за день рубили царские ратники.

Иеромонах Иов управлял Свято-Троицким монастырем очень долгое время. По преданию, он был «муж благочестивый», из царского рода, жил 105 лет (по другим сведениям – 110). 20 мая (по старому стилю) 1637 года Иов, «отслужив Всенощную, вздремнул в своей келье. В это время явилась ему Божия Матерь с Николаем Угодником и повелела следовать за ними. Иов встал и пошел за ними, идущими по воздуху.

На родниковой горе, около Студенца, последовало Иову повеление соорудить здесь часовню во имя Параскевы Пятницы. Затем каждогодно из Троицкого монастыря, в 9-ю пятницу по Пасхе, совершался вокруг часовни крестный ход. Согласно преданию, возле часовни, построенной Иовом рядом с обильным родником, вскоре явился образ святой мученицы Параскевы Пятницы.

Поэтому святой источник сегодня является гордостью сельчан. Источник Параскевы Пятницы расположен на правом высоком берегу реки Пьяна, на гористой возвышенности, на расстоянии чуть больше четырех километров от села Юрьево. Именно с этих мест начинается Приволжская возвышенность. С горы, на которой располагается родник, открывается удивительный вид на припьянинские черноземные степи, простирающиеся на юго-запад вплоть до Сеченова, а далее – в ульяновские и самарские пределы.

6 – 7 ноября 2001 года на святом источнике Параскевы Пятницы был установлен и освящен большой дубовый крест с иконой святой мученицы. Крест был установлен во время проведенного по благословению Нижегородской епархии крестного хода, посвященного дню Воинской славы России в честь освобождения Москвы нижегородским ополчением под руководством Минина и Пожарского.

В девятую пятницу по Пасхе приходят сюда люди из окрестных селений. Приходят, чтобы помолиться святой Параскеве и набрать целебной родниковой воды. Все желающие могут искупаться в специально устроенной для этого купальне.

В 2013 году был сделан новый колодезный сруб, и над колодцем появилась крыша. Москвичи – уроженцы здешних мест установили рядом с колодцем большую живописную икону Параскевы Пятницы. В 2014 году над купальней соорудили красивое просторное помещение; большая заслуга в этом принадлежит главе Юрьевской сельской администрации К. Н. Сорокиной.

Вернемся к роду Бахметевых. Юрий, сын Юрия Ивановича, ходил с Мининым и Пожарским на поляков, усердно служил при Михаиле Федоровиче Романове. За свою многолетнюю и добросовестную службу ему был пожалован сан боярина и земли по реке Пьяна в непосредственной близости от Свято-Троицкого мужского монастыря. Приехав на дарованную землю, Бахметьев стал заселять её крестьянами. Вскоре здесь образовалась деревня, которую Юрий Юрьевич назвал в честь себя Юрьевой. Сын Юрия Иван был стольником царя Алексея Михайловича, участвовал во многих походах, а по окончании их поселился в деревне Юрьевой, построил деревянный храм в честь Воскресения Христова. После этого деревня Юрьева стала называться селом Воскресенским Юрьевом. Его сын, Иван же, усердно служил Петру Великому, участвовал в Азовском походе и Полтавской битве. В 1793 году имение перешло отставному гвардейскому капитану Николаю Ивановичу Бахметеву, который, будучи бездетным, передал земли своей племяннице княгине Наталье Григорьевне, которая была замужем за князем Сергеем Алексеевичем Голицыным.

В июле 1815 года их сын отставной гвардии поручик и кавалер князь Алексей Сергеевич Голицын был официально введен во владение имением своей матери в селе Юрьево. Алексей Сергеевич воздвиг новый каменный храм Воскресения Словущего в 1829 году. Архитектором нового храма выступил М. П. Коринфский. Храм был выполнен в стиле ампир. Сегодня, к сожалению, храм разрушен, и с каждым годом положение становится только хуже. Тем не менее, он является объектом поклонения паломников.

В 1937 году Воскресенский храм в Юрьеве был закрыт, приход ликвидирован, колокольня разрушена. В церкви долгое время был клуб, а затем зернохранилище. В конце 1988 года инициативной группой верующих было принято решение о воссоздании православной общины в селе Юрьево. Реальным оказалось строительство нового храма неподалеку от старого. На средства, собранные сельчанами и выделенные колхозом, в начале 2000 года был построен новый храм рядом с полуразрушенным.

После смерти А. С. Голицына наследником стал единственный сын Петр. П. А. Голицын быстро влез в долги и заложил всех своих крестьян в Сергачском уезде. Купил имение отставной штабс-капитан А. П. Козлов. Дочь Алексея Павловича Софья вышла замуж за флигель-адъютанта императорской свиты полковника В. А. Клодта. В качестве приданного отец передал ей юрьевское имение вместе с долгами. С. А. Клодт обязана была выплатить долги отца, под этим подписался и ее муж В. А. Клодт. После революции 1917 года поместье Клодтов было национализировано. В 1929 году в бывшем доме помещицы была открыта семилетняя, затем средняя школа.

В 1930 году в Юрьеве основался колхоз «Ударник», который уже в 1933 году стал передовым в районе. С началом Великой Отечественной войны стали создаваться женские тракторные бригады, колхоз выполнял все государственные планы по снабжению страны продуктами. «Все для фронта! Все для победы!» – с этими мыслями жили и трудились юрьевцы в годы войны. В середине 1950-х годов произошло объединение колхозов соседних деревень в один – колхоз имени Карла Маркса. В 1980-е годы колхоз стал крупным современным хозяйством, каким является и до сих пор.

В 1975 году Юрьевская средняя школа перешла в новое двухэтажное здание с просторными классами и коридорами, большим спортзалом и столовой. В школе действует краеведческий музей, который в 2019 году будет отмечать своё 50-летие. Инициатива создания музея принадлежала Владимиру Михайловичу Безрукову – учителю истории и географии, ветерану труда, Почётному учителю СССР.

В апреле 1995 года по инициативе председателя СПК им. К. Маркса Н. А. Савкина в здании правления хозяйства открылся зубоврачебный кабинет для колхозников и жителей села. Функционирует в селе и своя аптека, открытая в 2017 году также по инициативе председателя колхоза.

Сегодня Юрьево является центром Юрьевского сельсовета, в который входит 9 сёл с общей численностью населения 1802 человек. В самом Юрьево проживает 311 человек (по данным Интернет-сайта Гагинского района).

И во всех сферах здесь трудятся коренные жители сел Юрьево, Калинино, Паново-Леонтьево и Мишуково, люди, уже «вросшие корнями в свою землю». Село живёт и развивается, а руководство делает всё возможное, чтобы люди были довольны, чтобы молодёжь оставалась в родном селе, а пенсионеры не знали ни в чем нужды.

Список источников и литературы

  1. Архивный материал школьного краеведческого музея.

2. Церковная летопись села Юрьева, составленная священником Иоанном Воскресенским, служителем Воскресенского Храма.

3. Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты 1578-1618 гг. – Н. Новгород, 1915.

4. Веденеева О. Энциклопедия сельского хозяйства Нижегородской области. – Н. Новгород, 2017.

5. Горбунов А. И. История прихода с. Юрьева // Свет Православия. – 2003. – № 37. – С. 2-3.

6. Коробкин А.С. Погост Сакма // Нижегородский сборник / под ред. А.С. Гациского. Т. III. – Н. Новгород, 1870.

7. Материалы по истории церквей Нижегородской епархии // Действия НГУАК: сборник, т. XIII, вып. 3. – Н. Новгород, 1912.

8. Можаровский А.Ф. История образования прихода церкви с. Юрьева Сергачского уезда Нижегородской епархии // Нижегородские епархиальные ведомости. – 1890. – №5.

9. Мухин Н. А. Святой источник // Свет Православия. – 2004. – 5 июня. – С. 3.

10. Орлова Н. Надеемся только на хорошее // Голос колхозника. – 1995. – 23 апреля. – С. 2.

11. Петров П.Н. История родов русского дворянства. – СПб., 1886.

12. Селезнёв Ф.А. История Нижегородского края с древнейших времён до конца XV века. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016.

13. http://gagino.ru/

14. http://gagino.info/

Автор текста – Кристина Мулюкина.

 

МОЖАРОВСКИЙ АПОЛЛОН ФЕДОРОВИЧ

Аполлон Федорович Можаровский (1841 - 1900), магистр богословия, церковный историк.

Родился 14 декабря 1841 года в селе Бежбатмане Свияжского уезда Казанской губернии (ныне село Бишбатман Зеленодольского района республики Татарстан) в семье дьячка Федора Алексеевича Можаровского [1] и его супруги Пелагеи Андреевны, урожденной Степницкой.

Учился в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, в 1863 году поступил в Казанскую духовную академию.

После окончания академии в 1866 году, состоял преподавателем богословских наук (с 1871 года – гражданской истории) Казанской духовной семинарии.

С 1873 года служил в Нижегородской духовной семинарии.

В 1881 получил степень магистра богословия за сочинение "Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год".

Упоминается как член-соревнователь Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете, действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, Нижегородского статистического комитета, Комитета церковного древнехранилища и комиссий - учено-архивной и церковно-археологической.

Последние годы жизни служил в должности старшего наставника по гражданской истории в Нижегородской семинарии.

Скончался 22 октября 1900 года в Нижнем Новгороде. Погребен на Нижегородском Петропавловском кладбище.

Автор более 100 трудов по истории христианизации, религиозного просвещения, языческих верований народов Среднего Поволжья, церковной истории Казани и Нижегородчины.

· Святочные песни, игры, гадания и очерки Казанской губернии, 1873

· Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование, 1868

· Старая Казанская академия, Казань, 1877

· Рукописный пятиязычный словарь в Нижегородской семинарской библиотеке и его происхождение // Русская старина, 1878, №12

· Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством казанских инородцев с 1552 по 1867 год (магистерская диссертация) М., 1880

· Верования, молитвенные призывания и обряды чуваш и отчасти мордвы Нижегородской епархии по сообщению преосв. Дамаскина Екатерине II // Московские церковные ведомости, 1880, №5.

· К истории нижегородской духовной семинарии // Сборник НГУАК. Н. Новгород, 1888, Т. 3

· 17 февраля 1612 г. в сердце Руси // Нижегородские губернские ведомости, 1895, №№ 7 - 8

· О названии Нижнего Новгорода (заметка) // Нижегородские губернские ведомости, 1895, №№ 10 - 11

· Архимандрит Петр Каменский // Нижегородские губернские ведомости, 1895, №№ 20 - 21

· Нижегородская семинария за первый период (1721–1765) существования. Н. Новгород, 1896

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!