Игры и упражнения по музыкотерапии.
Чтобы детям научиться чувствовать музыку более глубоко, ему необходимо ее пережить, пропустить через себя. В этом ребенку помогут музыкотерапевтические приемы, используемые во время слушания.
Игра «Три цветка»
(для определения характера произведения)
В игре используется демонстративный материал – 3 цветка из картона, в середине которых изображены «лица»: спящее, плачущее и веселое. Эти «лица» соответствуют определенному характеру музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая; грустная, жалобная, задорная; веселая, радостная, плясовая. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.
Игра «Где бывали?»
Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
«Морское путешествие»
(музыкальное моделирование)
- Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)
- Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)
- Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»).
«Лев охотится, лев отдыхает»
|
|
(ролевая гимнастика)
Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть. Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты). Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».
Задачи: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.
|
|
«Зимняя сказка»
(музыкальное моделирование)
- Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий! » (Шуман «Дед Мороз»)
- Формирования состояния покоя, защищенности: «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря. » (Дебюсси «Танец снежинок»)
- Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». (Свиридов Вальс «Метель»)
«Дирижер»
Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это
увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия
музыки, что приносит и нужный психотерапевтический
эффект.
«Маленькое привидение»
(терапевтическая игра)
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.
|
|
«Свободный танец»
Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается
придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый
день», «Я и мои родители» и т. д.
«В лесу»
(музыкальное моделирование)
- Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».
- Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике).
- Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует).
|
|
Контролирующий блок.
Предъявить подобранные психотерапевтические упражнения
Список используемой литературы:
1. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М. : Ин-т психологии, 1997.
2. 3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.
5. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М. : Смысл, 2001.
6. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М. : Музыка, 1991.
7. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.
8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!