Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ.
Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а явление - от категории вещь.
Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира.
Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.
Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо,сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность.
Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.
Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию.
Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнееобнаружение сущности.
Диалектика С и Я.
Сущность и явление неразрывно связаны (сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает);
Сущность и явление - противоположности (сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости) (сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности).
Сущность военного командира. Одна и та же сущность
проявляется через развитие явления: проявляется через разные требования в повседневности явления, предметы даются инициатива в деятельности восприятию той или иной решимость в бою стороной, в зависимости от интереса.
|
|
Сознание как явление выступает. Одно и тоже явление может быть по сути: быть следствием разных, как высшая форма отражения сущностей, как способ регуляции и поведения в мире.
3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е.явление явления, поверхностный субъективный образ явления.
В военном деле использование этой особенности позволило заниматься маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", " очковтирательство".
Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной сущности подчиненного.
4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий.
4. Сущность и закон понятия одно-порядковые.
|
|
5. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (от Я к С, от С1п ( С2п ) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного,бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид).
Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность.
Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ.
Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины.
Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ).
- философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление.
Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.
Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи )
|
|
Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )
Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь)
Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия. Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия (но понимать надо относительно ибо перерыва нет). Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления. Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это
предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.
Какова диалектика П и С.
1. П может вызывать одно следствие, много следствий множество причин может вызвать одно следствие.
2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П(С необходима.
|
|
2. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:
А) По внутреннему содержанию процессов: материальные и идеальные, энергетические и информационные, физические, биологические, химические и социальные
Б) По способу проявления: динамические (однозначные), статистические (вероятностные)
В) По познавательным основаниям: общие и частные, главные и второстепенные, объективные и субъективные, внутренние и внешние, существующие и несуществующие.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.
Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее: необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. Это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен. Это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в
действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. Это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления. Это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.
1. Любое явление имеет причины. Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.
2. Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С.
3. В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.
4. В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей. Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности.
5. Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.
В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!