Конный монумент кондотьеру Гаттамелате.

Конспект №4

Тема: Скульптура Раннего Возрождения

Флоренция.

С начала XV в. во Флоренции любой крупный заказ отдавался художникам в результате конкурса. Соперничество в творчестве порождало стремление сделать работу лучше.

В 1401 году среди молодых скульпторов был объявлен конкурс на изготовление из бронзы рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Конкурс выиграл пятнадцатилетний

Лоренцо Гиберти

Ему были заказаны двери баптистерия.

· Для первых он должен был изобразить сюжеты из Евангелия и вписать их в форму квадрифолиев. Выполнял 23 года.

· Вторые - в больших квадратах изобразил сюжеты Ветхого Завета. Работал 30 лет. После окончания работ бронзовая поверхность была позолочена, что сделало произведение более роскошным и соответствующему своему названию – Райские врата.

Рельефы.

Каждый сюжет в рельефах изображен очень подробно. В каждом много действующих лиц и сложное, многосоставное действие. Мастер варьирует высоту рельефа, за счет этого создает глубину пространства, заполненного персонажами. Фигуры первого плана решены в высоком горельефе, практически в круглой скульптуре. Чем дальше находятся персонажи, тем ниже рельеф. Архитектурные и пейзажные фоны, фигуры дальнего плана, просто выгровированы на металлической поверхности уверенной и изящной линией.

 

Сложные композиции Райских дверей основаны на применении принципов прямой перспективы.

Слава Гиберти среди современников была огромна.

Однако для дальнейшего развития искусства гораздо большую роль сыграл современник и соперник Гиберти

скульптор Донателло.

Он был личностью совершенно иного типа. Далеко не всегда его работы нравились публике; он умел ставить и разрешать задачи, современникам пока не пончтные; он задал темы и пластические мотивы, которые скульптура развивала на протяжении следующих полутора столетий.

Статуя святого Георгия

                         

                      1                                                                                   3

Одна из первых работ Донателло – воин-рыцарь, покровитель цеха оружейников. Для статуи предназначалась неглубокая и довольно узкая ниша. Фигура статична, только на первый взгляд. Донателло уводит назад правое плечо Георгия, немного поварачивает влево голову воина – и мы уже видим возможность движения, готовность к нему. Георгий готов к действию, к подвигу во благо людей, к защите слабых.

 

 

Статуи пророков для колокольни Санта-Мария дель Фьере.

Зная, что фигуры будут стоять очень высоко, скульптор сделал лица чрезмерно, утрированно выразительными. Они почти уродливы. Пророк Аввакум – вытянута лысая голова, чуть расширены глаза и огромный рот притягиваю взгляды и не забываются. Складки драпировок характеризуют внутренний мир драпировок.

Статуя пастушка Давида.

По заказу Козимо Медичи создал небольшую изящную статую пастушка Давида. Задача: изобразить обнаженную фигуру.

Сюжет

Давид – юноша, пастушок, оказавшийся в войске израильтян в момент битвы с врагами. Поединок. Их вражеского войска вышел огромный, в сияющих доспехах Голиаф, в доспехах, хорошо вооруженный. А из растерявшегося израильского войска шагал юноша, почти мальчик, вооруженный только детской пращей, чтобы стрелять мелких птиц. Он сказал Голиафу: « Ты идешь против меня с мячом, копьем, щитом, а я иду против тебя во имя Господа». Нагота Давида – знак чуда, победы над Голиафом без всяких орудий, исключительно с помощью Бога.

Высота статуи соответствует росту пятнадцатилетнего подростка, каким был Давид.

Уже известнейшим мастером Донателло приглашен в Падую для выполнения алтаря в местный собор. В тот год когда скульптор приехал в Падую, там скончался Гаттамелата. Его похоронили в соборе. Было решено установить ему конный памятник. Через год он был установлен.

 

Конный монумент кондотьеру Гаттамелате.

Тип конного памятника. Гаттамелата замкнут в себе, окружающая жизнь для него не существует, он один в этом мире. Он покоится в седле безучастно, что даже смирный конь под ним, кажется полон энергии. Скульптор изобразил разрыв отделяющий мертвых от живых.

Благодаря коню создается образ спокойного величия, на который рассчитывал заказчик. Постамент – высокий, чтобы статуя виднелась силуэтом на фоне неба. Это делает героя совершенно не доступным.

Донателло возвращается на родину - Флоренция.

Кающаяся Мария Магдалина»

Первая работа, выполненная Донателло после возвращения – была вызовом вкусам современников. У Магдалины иссохшее лицо мумии с глазами, щербатый рот судорожно ловит воздух. Невероятно густые волосы покрывают ее как власяница; сильные молодые руки сложены в молитве. Магдалина одновременно стара и молода, бессильна и полна энергии. Она слишком сложна для однозначного толкования. Козимо Медичи оставался одним из немногих кто любил и ценил Донателло. Мастер умер через два года после смерти своего покровителя, никому не нужный. Только к концу века популярность Донателло возросла и переросла творения Гиберти.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!