Список произведений «Я и другие»



Итоговое сочинение (изложение) 2020-2021 учебный год

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

 

 

Общая структура итогового сочинения

 

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

§ Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

§ Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

§ Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

§ Дoкaзaтeльствa, пpимepы

§ Микpoвывoд

§ Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

Подробный план и структура итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,

2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

 

Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

§ Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

§ Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.

§ Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

§ Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

§ привести из литературных источников.

§ выделить в отдельный абзац.

§ в конце каждого аргумента написать микровывод.

§ к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

§ если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

 

Аргумент состоит из 3 элементов:

1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .

3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

 

 

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

 

Темы по направлению

§ Какова роль исторических памятников?

§ Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

§ Забвение есть измена.

§ Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

§ Как исторические события влияют на судьбу человека?

§ Забвение стирает, память преображает.

§ Почему нельзя забывать историю своего народа?

§ Никто не забыт, ничто не забыто.

§ Как произведения искусства становятся бессмертными?

§ Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

§ Почему важно помнить прошлое?

§ К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

§ Какие личности остаются в истории?

§ Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

§ «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Список произведений «Забвению не подлежит»

§ А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

§ М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

§ Б. Пастернак «Доктор Живаго»

§ М.Ю. Лермонтов «Бородино»

§ А. Платонов «Котлован»

§ А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

§ В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

§ В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»

§ К.М. Симонов «Живые и мертвые»

§ В.А. Обручев «Земля Санникова»

§ Е.И. Замятин «Мы»

§ А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»

§ А. Ахматова «Реквием»

§ «Слово о полку Игореве»

§ И. Стоун «Жажда жизни»

§ Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

§ Х.Л. Борхес «Цербер»

 

Я И ДРУГИЕ

 

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Темы по направлению Я И ДРУГИЕ

§ Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

§ Какова роль любви в жизни человека?

§ Как понять другого человека?

§ Какова роль дружбы в жизни человека?

§ Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?

§ Почему важно быть толерантным?

§ Всегда ли нужно избегать конфликтов?

§ Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»

§ Может ли человек жить вне общества?

§ Может ли человек выжить без общения?

§ Чем опасны конфликты?

§ Почему люди не понимают друг друга?

§ Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

§ Что такое толерантность?

§ Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

§ Личность и общество: возможна ли гармония?

§ Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

§ Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

§ Может ли человек жить вне общества?

§ Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

§ Что сближает людей?

§ Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

§ Почему общество не принимает некоторых людей?

Список произведений «Я и другие»

§ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

§ А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

§ Л.Н. Толстой «Война и мир»

§ М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»

§ А. Островский «Гроза»

§ Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

§ А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»

§ В.Г. Распутин «Уроки французского»

§ М.А. Шолохов «Тихий Дон»

§ А.И. Солженицын «Матренин двор»

§ Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

§ В.В. Быков «Обелиск»

§ К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

§ Е.И. Носов «Кукла»

§ Х. Ли «Убить пересмешника»

§ О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

§ Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

§ Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

§ У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»

§ Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

 

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.


Примерные темы по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

§ Почему люди боятся перемен?

§ Какие исторические события меняют судьбы людей?

§ Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

§ Когда заканчивается детство?

§ Выбор, который меняет человека.

§ Как современные технологии влияют на жизнь общества?

§ Может ли человек жить без перемен?

§ Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

§ К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

§ Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?

§ Сложно ли жить в эпоху перемен?

§ Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

§ Что способно изменить человека?

§ Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?

§ Почему многие люди боятся перемен?

§ Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

§ К каким последствиям могут привести перемены?

§ Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

§ Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

§ Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

§ Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

§ Всегда ли перемены бывают к лучшему?


Список произведений «Время перемен»

§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

§ И.С. Тургенев «Отцы и дети»

§ А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

§ И. Гончаров «Обломов»

§ Д.И. Фонвизин «Недоросль»

§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

§ Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»

§ А. Блок «Двенадцать»

§ Л.Н. Толстой «Война и мир»

§ Ю.Ф. Трифонов «Обмен»

§ А.С. Грибоедов «Горе от ума»

§ С. Есенин «Я усталым таким еще не был»

§ М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»

§ А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»

§ Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

§ М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»

§ М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

§ А.Н. Островский «Гроза»

§ Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»

§ Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

§ Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

 

 

РАЗГОВОР С СОБОЙ

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Темы по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

§ Что значит быть самим собой?

§ Что значит быть совестливым человеком?

§ Чем опасно бессмысленное существование?

§ Для чего человеку нужна совесть?

§ Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

§ Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

§ Как найти «свой путь»?

§ Что помогает человеку найти свой путь?

§ Трудно ли быть самим собой?

§ Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?

§ Каждый ли человек ищет смысл жизни?

§ Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?

§ К чему приводит душевный разлад?

§ Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?

§ Важно ли быть в гармонии с собой?

§ Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

§ Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

§ Что помогает человеку совершенствовать себя?

§ Что значит идти путём самосовершенствования?

§ Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

§ Что значит быть честным с самим собой?

§ «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?


Список произведений «Разговор с собой»

§ А.П. Чехов «Вишневыи сад»

§ А.П. Чехов «Черный монах»

§ Л. Леонов «Русский лес»

§ М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

§ И.А. Гончаров «Обломов»

§ Е. Замятин «Мы»

§ Л. Толстой «Война и мир»

§ B. Распутин «Прощание с Матёрой»

§ A. Блок «Двенадцать»

§ Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

§ М. Горький «На дне»

§ У. Шекспир «Гамлет»

§ И. Гете «Фауст»

§ А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

§ Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»

§ Х. Ли «Убить пересмешника»

§ Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

 

 

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.


Примерные темы по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

§ Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

§ «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

§ Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

§ Кто является героем для молодежи?

§ Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

§ Актуальна ли классическая литература в наши дни?

§ Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?

§ Нужно ли читать книги в XXI веке?

§ Как меняется язык в XXI веке?

§ Кто такой - «герой XXI века»?

§ Можно ли назвать поколение Z потерянным?

§ Что читает современное поколение?

§ Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

§ Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

§ Важно ли сохранять связь между поколениями?

§ Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

§ Что читает современное поколение?

§ Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

§ Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

§ Можно ли говорить о деградации современного поколения?

§ Что представляет собой портрет моего поколения?

§ Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

§ Почему молодежь стремится жить в городе?


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!