Восточные и западные формы цивилизационных пространств
Лекция 1 История 5.09.2020
Теоретические основы истории, дефиниция, предмет, функции источники структура и методология исторической науки.
План:
1. История как наука.
2. Методология исторической науки.
3. Периодизация всемирной истории. Восточные и западные формы цивилизационных пространств.
4. Россия в мировом цивилизационном пространстве.
1.
История – наука, которая изучает прошлое человеческого общества с целью познания настоящего и прогнозирования будущего.
История – наука многоотраслевая.
К историческим наукам относятся: этнография, археология, источниковедение, историография.
Существуют вспомогательные исторические дисциплины: гениология, геральдика, нумезматика, хронология, топонимика, палеография и др.
Предметом истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе, то есть исторический процесс.
Функции истории:
· Познавательная
· Воспитательная
· Прогностическая
· Мировоззренческая
· Функция социальной памяти
· Практически-рекомендательная
2.
Основой исторической науки являются исторические факты, которые предстают перед нами в виде исторических источников (Типы)
· Письменные (письма, дневники, документы и т.п.)
· Вещественные (украшения, орудия труда, оружие, строительные сооружения и т.п.)
· Этнографические (культурные, религиозные, бытовые нравы и традиции народов)
|
|
· Устные (фольклор)
· Лингвистические (данные языка)
· Аудиовизуальные (фото- кино- и звукодокументы).
Метод – в переводе с греческого означает правильный путь или план для достижения определенной цели.
Методы:
· Имперические: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение и др.
· Теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, дедукция, индукция, аналогия, типологизация, моделирование и др.
· Методы исторического исследования.
· Нарративный метод (Описательно-повествовательный)
· Исторический или историко-генетический метод основывается на принципе историзма (рассмотрение всякого явления в его развитии).
· Ретроспективный метод.
· Проблемно-хронологический метод.
· Историко-типологический метод.
Формационный подход.
Автор немецкий мыслитель Карл Маркс середина 19 конец 19 века
Суть: каждое человеческое общество проходит в своем развитии 5 стадий (формаций):
· Первобытно общинное.
· Рабовладельческое.
· Феодальное.
· Капиталистическая.
· Коммунистическая (социализм и коммунизм).
В основе перехода от одной стадии к другой лежит конфликт между быстроразвивающимися производительными силами. Способ разрешения конфликта – социальная революция. Подход основан на материалистическом понимании мира и мало внимания уделяет духовной сфере человеческих отношений.
|
|
Цивилизационный подход.
Получил начало в 18 веке, а развитие 19 – середина 20 века
Приверженцы подхода Вебер, Данилевский, Петирин Сорокин.
В основе подхода лежит термин цивилизация, под которым понимают целостную общественную систему, включающую в себя различные элементы: политическую, экономическую, социальную организации общества, религию, культуру и т.д., которые тесно взаимосвязаны и несут в себе черты своеобразия той или иной цивилизации.
Сильной стороной является рассмотрение истории как многолинейного и многовариантного процесса.
3.
Всемирная история – совокупность исторических процессов развития различных народов в макросистеме их международных связей.
Периодизация – это особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды.
Факторы, влияющие на периодизацию:
· Объективные (среда обитания, геополитические условия, демографические изменения, а также способ производства и развитие производительных сил.)
|
|
· Субъективные (деятельность государственных деятелей или исторических личностей, эволюция общественных политических институтов и систем управления, доминирующие в обществе идеи о государственном устройстве нравственных и жизненных ценностях тип мышления (мифологическая религиозная или научная), какие-либо поворотные события в судьбе государства).
Типы общественных изменений:
· Эволюционный – постепенные преобразования, стихийные или посредством реформ
· Революционный – быстрый прогресс и качественные скачкообразные изменения
· Застой (стогнация)
· Регресс
Традиционная европейская периодизация по эпохам развития человечества от древнего миро до новейшего времени.
1. История древнего мира.
С древнейших времен до падения западной Римской империи в 476 году.
Характеризуется появлением человекоподобных предков, переходом от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводству и земледелию, появлением религии, искусства, различных ремесел и науки, поэзии, театра, первых представлений о правах человека и демократии, появлением могущественных цивилизаций (Древний Рим и Греция) и государств Древнего востока
2. История средних веков.
|
|
От падения Римской империи до эпохи Великих географических открытий и реформаций, то есть до конца 15 начала 16 веков.
Характерно феодальный строй монархии и огромное влияние церкви и религии на общество.
3. История нового времени.
Конец 15 начало 20 веков
А) Раннее новое время с конца 15 века до 18 века
Б) Собственно Новое время 18 - начало 20 веков, от эпохи Великих колониальных империй до окончания Первой Мировой войны и заключение Версальского мира в 1919 году.
4.История Новейшего времени.
После окончания Первой Мировой войны и до наших дней.
Современная историколиберальная периодизация делит историю на следующие этапы: традиционный, индустриальный, информационный.
Восточные и западные формы цивилизационных пространств
1. Западная цивилизация (технологическая)
Сложилась на базе государств западной Европы, основывается на Древнеримской и Древнегреческой культуре, частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности, раннее складывание капиталистических отношений, в основе преобразовательной деятельности лежит рационализм человека, а в основе вероучения Бог-человек (Иисус Христос).
2. Восточная (традиционная)
Сложилась на базе культур Древней Индии, Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского востока. Основывается на общественном характере землепользования, преклонения человека перед силами природы, созерцательное, а не преобразовательное отношение к жизни и труду, почитание традиций, которые важнее эволюции, более позднее развитие капитализма, которая зачастую носила незавершенный характер. В основе большинства Восточных религий лежит направленность на нравственное самоочищение человека, обожествление природы и признание второстепенной роли человека по отношению к ней.
4.
Что разобрать:
Какое место в мировом цивилизационном пространстве занимает Россия, рассмотреть основные точки зрения (Россия как часть Западной цивилизации, Россия как часть Восточной цивилизации, Россия как носитель самобытной славянской цивилизации(славянофилы), Россия как пример особой Евро-Азиатской цивилизации.)
Историография российской истории: определение термина, ее цель, зарождение и этапы развития отечественной историографии. Перечислить отечественных историков и их работы, основные этапы российской истории, то есть рассмотреть концепции Соловьева, Ключевского и Карамзина.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 994; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!