Вопрос: Какие существуют методические способы установки на чтение?



Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Вопрос: Вступительное занятие. Виды вступительных занятий.

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О. И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения (Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972).

Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений (достаточно вспомнить экскурсии, проводимые М. А. Рыбниковой перед изучением стихотворений Пушкина и Фета). В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С. А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения (Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. – М., 1962. – С. 43). В качестве примера приведен рассказ учителя о быте Москвы XVI века (перед изучением «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова). Рассказ о быте Москвы, об опричнине, о торговле и кулачных боях — с умелым введением новых слов — подготовил учащихся к чтению и восприятию этого произведения.

Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.

Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов — свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.

В методической литературе приведено много примеров проведения вступительных занятий с учетом рода и жанра изучаемого произведения: рассказ об устном народном творчестве и видах сказок — перед чтением и изучением сказок (V класс); беседа о жанре сказки-были перед чтением «Кладовой солнца» М. М. Пришвина (VI класс); беседа о своеобразии драматического произведения перед чтением «Ревизора» Н. В. Гоголя (VIII класс) и многое другое.

В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения.

Вступительные занятия призваны подготовить учащихся к восприятию произведения, обеспечить правильность его восприятия, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу. Вступительные занятия могут быть разнообразны: от 5 до 20 минут в младших классах, до целого урока в старших. Методика этих занятий должна быть разнообразной: слово учителя, беседа по личным впечатлениям, рассматривание картин, предварительные творческие работы с последующим обсуждением, разного рода экскурсии, включая заочные. По мнению З.Я. Рез, «объем, содержание и методика проведения вступительных занятий определяется спецификой произведения, воспоминаниями и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся».

На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Условно и для большей четкости можно выделить следующие виды вступительных занятий:

1) вступительные занятия, помогающие понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;

2) вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение или вводящее в его тематику;

3) основанные на использовании жизненного опыта и живых наблюдений;

4) связанные с использованием биографического материала.

При классификации вступительных занятий надо особо выделить те, которые возбуждают интерес к произведению и к вопросам, поднятым в нем. При этом любое занятие должно пробудить интерес к произведению, в том числе и сообщение исторических сведений. Этого можно достигнуть, если стремиться к воссозданию эмоционального облика эпохи, используя произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы.

Есть уроки, на которых можно объяснить непонятные слова, сформировать определенный угол зрения на произведение. Вступительные занятия разнообразны. Но они не должны быть случайными. Все определяется спецификой произведения, общим направлением последующего анализа. В старших классах важно использовать исторические документы: дневники и письма современников, мемуарную литературу, исторические хроники. Одним из видов вступительного занятия в старших классах может стать урок первоначальной ориентировки в тексте. Разные произведения требуют разного введения и ориентиров. Это может быть (и чаще всего бывает) воспроизведение фактической основы произведения для того, чтобы ученики могли наглядно представить время и место (пространство) действия. Иногда ориентиром для вхождения в текст становится разговор о жанрово-композиционных особенностях произведения. З.А. Павлова подчеркивает: «Вступительные занятия в старших классах сложны по своему содержанию. Но цель у них одна: заинтересовать учащихся подготовить их к более активному и сознательному восприятию изученного произведения».

Вот, например, разные примеры вступительных занятий, дающих определенный угол зрения на одно произведение - рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

1. Задача учителя - воспитание чувства любви к природе. Вступительное занятие - подготовка учащихся к встрече с природой в тургеневском рассказе. Поэтому вступительное занятие - заочная экскурсия в Спасское - Луговиново и его окрестности.

2. В центре анализа рассказа - мальчики, показ отношения автора к ним, объяснить, что для Тургенева эти мальчики - крестьянский мир в миниатюре.

Вступительное занятие - это рассказ учителя о «Записках охотника» и показ наиболее значительных крестьянских типов. Рассказ о Хоре и Калиныче, о Якове Турке, о Касьяне с красивой Мечи, о Бирюке. Полезна демонстрация портретной галереи крестьянских типов, созданной И.Н. Крамским («Сидящий крестьянин», Мина Моисеев»), В.М. Васнецовым («Иван Петров»), И.Е. Репиным («Мужичок из робких»).

3. Если задача учителя - связь с пройденным и самостоятельно прочитанным материалом, то вступительное занятие к рассказу «Бежин луг» может быть на тему «Судьбы русских детей в разные эпохи». В беседу можно включить: «Крестьянские дети» Н.А. Некрасова, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, тематически близкие полотна художников (Перов, Маковский). Желательно познакомить учащихся с зарисовками крестьянских ребятишек в « Записках охотника» - поэтическая Аннушка («Касьян с красивой Мечи»), дочь Бирюка - печальная маленькая Улита, живущая в нищете, трудах и одиночестве, хитроватый Антипка («Певцы»), не желающий подвергнуться порке и др.

4. Вступительное занятие можно провести и таким образом: использовать репродукцию картины Маковского «Ночное», опираясь на личные впечатления и фантазию учащихся, предложить им воображаемую прогулку. Представьте себе, что заблудились и заночевали в лесу у костра, и вообразите, что чувствуете, о чем расскажите у костра, каков может быть внешний облик детей, какой представляется ночью у костра окружающая природа и т.д.

Таким образом, все варианты вступительных занятий одинаково правомерны. Выбор одного из перечисленных видов вступительного занятия зависит от состава учащихся, класса, учебно-воспитательных задач, от всей системы уроков по изучению рассказа.

В 5-7 классах эффективным могут быть вступительные занятия, опирающиеся на жизненные впечатления школьников. Это часто используется в связи с изучением пейзажной лирики.

Биография писателя в средних классах не изучается. Программа же предусматривает обращение к биографическому материалу: в учебниках-хрестоматиях для 5-9 классов перед произведением публикуется материал о писателе. Это краткие, популярно написанные статьи составителей учебников, дающие общий взгляд на писателя и рассказывающие о фактах, которые связаны с изучаемым произведением. Например, в V классе статьи о Пушкине, Лермонтове; в VIII классе фрагменты из работ или воспоминаний о писателе, или школьные программы предлагающие раскрыть «жизненную основу» произведения (например, при изучении «Детства» А.М. Горькова и «Школы» А. Гайдара).

Какие же биографические данные может включить вступительное занятие?

1) Устанавливающие прямую связь между произведением и жизнью писателя. Например, при изучении отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге». Вступительное занятие следует посвятить рассказу о детстве автора, проведенном в помещичьей усадьбе на берегу великой русской реки Волги, о том, что составило автобиографическую основу произведения.

2) Выявляющие те стороны личности и внутреннего мира писателя, которые проступают в произведении.

Таким образом, вступительные занятия, связанные с введением биографического материала призваны не только понять изучаемое литературное произведение, но и, подготавливают школьников понять авторскую позицию, авторский взгляд на героев, события, жизнь.

Вступительное занятие в 8-9 классах, а также в старшем звене школы часто трудно дифференцировать, так как их материал рассредоточивается в обзорных темах, в изложении биографического материала.

Вступительные занятия в старшем звене школы предусматривают раскрытие:

– истории создания произведения;

– характеристики эпохи на материале искусства (литература, живопись, музыка).

С этой целью предлагается использование документального материала: дневники, письма современников, мемуары, исторические хроники. Строки документов позволят учащимся услышать голоса людей прошедших эпох.

На вступительном занятии, предусматривающем первоначальную ориентировку в тексте, предлагается:

1. Воспроизведение фактической основы произведения, например, роман «Война и мир», вступительное занятие - рассказ - беседа о времени, которое охвачено в эпопее, об истории, обстоятельствах, сказывающихся в судьбах героев Л.Н.Толстого.

2. Жанрово-композиционные и стилистические особенности произведения. Например, роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского - дать учащимся представление о композиционно-структурном своеобразии романа («изломе» сюжета, сюжетно -самостоятельных частях - снах Веры Павловны, «Похвальном слове Марье Алексеевне») - это облегчит чтение и последующее изучение романа.

Таким образом, вступительное занятие в старших классах становится сложнее, но цель их остается прежней: подготовить учащихся к более заинтересованному, активному и сознательному восприятию изучаемого произведения.

Источники: 1. Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

2. https://helpiks.org/5-32431.html

 

 

вопрос: Какие существуют методические способы установки на чтение?

Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.

Изучение художественного произведения начинается с его чтения. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.

Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.

Учителя - практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий

Такие уроки требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческо-исполнительных способностей. Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.

Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение.

В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В 1 классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10-11 - летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально.

В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.

Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся.

Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:

1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.

2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.

3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.

4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.

Источники: 1. Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

2. https://helpiks.org/5-32431.html


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!