Кавказский фольклор в творчестве М.Ю. Лермонтова

Доклад Киреевой Анастасии Эдуардовны, Ж-20-2

Историческая тема и фольклор в творчестве М.Ю. Лермонтова

Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова отличается тем, что в нем широко представлена историческая тематика. Этой темы поэт касался еще в ранних стихах, и в дальнейшем пронес через все свое творчество, развивая ее, размышляя над ней, призывая читателя задуматься.

В раннем творчестве Лермонтов смотрит на мир с позиции романтика, поэтому ищет в истории романтического героя, которым становится прежде всего Наполеон. Надо отметить, что образ Наполеона интересовал многих современников поэта, даже далеких от литературы, поэтому такое увлечение вовсе не удивляет, а скорее является очевидным и ожидаемым.

История интересует поэта с той точки зрения, что он, имея в виду опыт настоящего, зная результаты всех действий и поразмыслив над ними, может взглянуть в прошлое и дать оценку событиям, людям, идеям. На основании такого анализа Лермонтов может рассуждать о судьбе своего поколения и России в целом, учиться на ошибках прошлого и предупреждать от их совершения в будущем.

Учитывая то, что большая часть его стихов написана в то время, когда только отшумели великие исторические события и наступило затишье, Лермонтов делает выводы: прошлое он видит "лихим, могучим пламенем", а о своем поколении сожалеет, что на их долю не выпало великих дел, нечем запомниться потомкам, нет повода оставить следа в истории.

Так же, как обращение к теме войны 1812 года, роль в творчестве поэта сыграло и воссоздание эпохи Ивана Грозного в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", где каждый персонаж прописан как полноценная живая личность. Они противопоставлены современникам поэта – людям скучным, серым, ничем не выделяющимся.

Так или иначе, восхищаясь героями прошлого, Лермонтов не видит им места в настоящем, по его мнению, эпоха героев прошла, осталась только рутинная жизнь, которая не сохранится в истории, потому что не заслуживает внимания. Именно поэтому поэт и обращается к великим историческим событиям, чтобы, следуя традициям романтизма, воспевать героев – сильных личностей, противопоставленных толпе, серой массе, способных вести за собой полки и целые народы. Восхищение такими людьми Лермонтов и пронес сквозь свое творчество.


Фольклор в творчестве М.Ю. Лермонтова

Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.

К старине и народным обрядам у Лермонтова было особое отношение. Достаточно будет отметить, что воспитывался он в деревне, у бабушки, и с тех пор навсегда полюбил природу, сумел разглядеть красоту простой крестьянской жизни. Позже, погрузившись уже в светскую жизнь, в решение главных и насущных вопросов общества, Лермонтов часто ловил себя на мысли:

 
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться—памятью к недавней
старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком;
и кругом Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей...


Величие, мудрость и чистоту старины писатель хотел сохранить в настоящем и донести до будущего. Порой художник тоскует и жалеет о былом величии русского народа, несколько утерянном в современном обществе. Вспомним известное стихотворение Лермонтова «Бородино», где он сравнивает предков с богатырями, воспевая их физическую и духовную силу.

Лермонтов не выделял отдельных циклов, фольклорные мотивы как-то незаметно вливаются и звучат во всем его творчестве. Вот несколько удивительно мелодичных названий его произведений, которые говорят сами за себя — «Баллада», «Русская песня», «Русская мелодия», «Казачья колыбельная песня», «Еврейская мелодия», «Приветствую тебя, воинственный славян», «Три пальмы» (восточное сказание) и т. д.

Народные предания и легенды сопровождают человека с самого рождения, чтобы напитать его душевной и природной красотой. Необъяснимая тайна древности по-прежнему будоражит его воображение и вдохновляет в творчестве или в жизни. В своем стихотворении «Жена Севера» Лермонтов использовал именно этот сюжет.

 
Покрыта таинств легкой сеткой,
Меж скал полуночной страны,
Она являлась нередко
В года волшебной старины,
И Финна дикие сыны Ей храмины сооружали.


Все путники и просто любопытные жители, кто стремился хоть одним взглядом посмотреть на это таинственное божество, умирали. И только скальды оставались невредимыми:


Они платили песнопеньем
За пламенный восторга час.


Рассуждая о мифологических образах в творчестве художника, необходимо оговориться. Как известно, у Лермонтова существует несколько стихотворений с очень характерными названиями, такими, например, как: «Мой демон», «Ангел», более крупные произведения — поэмы «Демон», «Ангел смерти». Но их сюжеты восходят не к фольклорным мотивам, а скорее к библейским легендам и олицетворяют у автора не народные символы или образы, а мировые.

Однако у Лермонтова встречаются и языческие народные образы - ведьмы, русалки, великаны — это те потусторонние силы, которые не имеют огромной власти над человеком, а лишь испытывают, искушают его, но, бывает, и помогают.

Лермонтов часто обращался и к тем фольклорным образам, которые никогда не стираются в памяти людей, но остаются насущными, живыми и актуальными для человеческого сознания во все времена — преданная и благородная любовь (стихотворение «Незабудка»), уважение к своим предкам («Желание»), Природа, самобытно-национальные характеры, история народа.

У Лермонтова есть автопортрет в стихотворении «Русская мелодия». В нем автор рисует собственный образ — певца, но не со знакомой всем лирой, а другим родным и близким певцу инструментом.

Кавказский фольклор в творчестве М.Ю. Лермонтова

Ни один из русских писателей не проявлял в области кавказского фольклора такой осведомленности, как Лермонтов, и никто, вдохновляясь мотивами этого фольклора, не создавал таких прекрасных произведений, как он. Обращаясь к сюжетам и отдельным образам, почерпнутым из области устного народного творчества, поэт при их обработке проявлял глубокую самобытность. Не греша этнографизмом, не перегружая свои поэтические создания фольклорными мотивами, он очень умело передавал дух образцов народного творчества многоплеменного Кавказа; проявляя изумительное художественное чутье, он останавливался не на случайных, а на типичных явлениях старинной и современной ему жизни горцев или гребенских казаков. Фантастика, нередко встречающаяся в его лирике и поэмах, совершенно чужда мистики: например, в образ Демона, имеющий аллегорическое значение, он внес много глубоких, волнующих мыслей, созвучных идеям, вложенным в знаменитую "Думу" или дневник Печорина.

Превосходное знание русского фольклора, а также фольклора западноевропейских народов, народов Востока (вспомним великолепную балладу "Три пальмы") и Кавказа помогло Лермонтову выработать замечательный язык, богатством которого так восхищались наши классики — Гоголь, Л. Толстой, Чехов и другие.

Кавказу Лермонтов посвятил многие лучшие свои произведения, и в большинстве из них видное место занимают мотивы или отдельные образы, связанные с песнями и сказаниями различных кавказских народов.

Интерес к фольклору горцев Северного Кавказа замечается в самых ранних произведениях Лермонтова, относящихся к 1828 г. Со времени последней поездки на Кавказ прошло всего три года. Юный поэт пишет поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник", в которых еще много ученического; в отдельных местах этих произведений видно явное подражание Пушкину, Козлову, Дмитриеву и другим современным русским поэтам; особенно сильно здесь влияние "Кавказского пленника" Пушкина. Но даже в этих полудетских литературных опытах сквозит глубокая оригинальность.

О замысле поэмы "Черкесы" профессор Висковатов сообщает следующее: "Основанием для нее послужили рассказы, переданные ему теткой его Хостатовой, постоянной жительницей окрестностей Пятигорска, женщиной, храбростью своею снискавшею известность даже на Кавказе". Эти данные, при всей их краткости, очень важны для нас; они свидетельствуют о том, что творчество юного поэта питалось не только личными впечатлениями или книжными источниками, но и рассказами местных старожилов. Автор повествует здесь о том, как один черкесский князь пытался освободить своего брата, томившегося в русской крепости; несмотря на все мужество горцев, освободить пленника не удалось. Пал в бою и сам предводитель отряда горцев. По-прежнему высится на горе крепость.

Лишь только слышно: кто идет;

Лишь только слушай раздается.

Характерна глубокая симпатия автора по отношению к горцам:

Черкесы поле покрывают;

Ряды как львы перебегают...

Ядро во мраке прожужжало,

И целый ряд бесстрашных пал.

Пространный монолог князя, готовящегося к битве, — первая попытка Лермонтова передать речь горца. Это место поэмы мало удачно; здесь характерен лишь мотив клятвы героя, обещающего или победить, или умереть. Подобный прием мы впоследствии не раз встречаем у поэта.

В "Кавказском пленнике" Лермонтов упоминает о песнях черкешенок:

Сплетаясь в тихий хоровод,

Восточны песни напевали;

И близ аула, под горой

Сидели резвою толпой;

И звуки песни произвольной

Ущелья вторили невольно.

Одну из таких песен он приводит, отмечая ее "напев унылый". Однако эта песня ("Как сильной грозою"...) не отзвук подлинных народных горских мотивов, а подражание лирической песне, известной автору из поэмы Байрона "Абидосская невеста" (в переводе Козлова). Поэт подверг эту песню переделке и внес упоминание о чеченце:

И смелой рукою

Чеченец возьмет

Броню золотую

И саблю стальную,

И в горы уйдет.

Вскользь он говорит и о боевых песнях, исполняемых воинами:

Иль, стукнув шашками своими,

Песнь горцев громко запоют.

Недостаточно оригинальные по содержанию, написанные в романтическом приподнятом стиле, эти произведения являются первой ступенью в овладении Лермонтовым горской тематикой и, в частности, горским фольклором. Они не предназначались автором к печати; впоследствии он не перерабатывал их, но они не лишены самостоятельного значения. К какому географическому месту приурочена первая поэма, автор не указывает; во второй местом действия являются берега Терека.

С глубокой симпатией говорит поэт о черкесах, восхищаясь простотой их жизни и их любовью к свободе, в лирических стихотворениях — "Черкешенке" (1829 г., I, 43) и "Кавказу" (1830 г., I, 96).


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!