Закрепление навыков по новой теме.

План-конспект урока

Предмет: Музыка

Тема: «Венская классическая школа».

Класс: 7

Дата: 06.11.2020

 

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся на основе прослушивания и анализа музыкальных произведений лучших представителей музыкальной Венской школы.

Задачи:

-познакомить с венской классической симфонией, представителями венской классической школы,

-систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе;

-развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку;

-воспитывать культуру слушания у учащихся.

Музыкальный ряд:

Для прослушивания:

Гайдн. Симфония № 103 (часть 1, 4).

Моцарт «Симфония № 40».

Бетховен «Симфония № 5», «Соната № 8 (Патетическая).

Для пения и разучивания:

Паулс «Листья желтые».

Ермолов «Осенний блюз».

Ход урока

Организационный этап.

Учитель говорит:

 


Послушай, музыка вокруг:
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов —
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
...Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы вам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.

 


 

Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с венской классической школой музыкантов. Мы начнем путешествие в мир новых познаний и размышлений. Давайте вспомним:

- Какую музыку называют классической? (ответ на вопрос)

Правильно, ребята. Слово «классика» в переводе с латинского языка означает «образцовый». Классиками называют лучших музыкантов разных стран. К ним относятся музыканты Венской классической школы.

 

Беседа с опорой на ранее изученный материал.

Венская классическая школа (1780 – 1827гг) – направление классической музыки второй половины 18 века в г. Вена – столице Австрии. Основателями классической музыки считают Йозефа Гайдна, В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Благодаря этим композиторам появились классические жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др.

Давайте вспомним:

-Что такое симфония? (ответы учащихся)

Симфония (с греческого языка означает «созвучие») – музыкальное сочинение для оркестра, обычно состоящее из 3, 4 частей.

-Какой оркестр исполняет симфонию?

Верно, симфонический оркестр.

-Назовите состав симфонического оркестра (ответы учащихся)

1.Струнно-смычковые инструменты

2.Деревянно-духовые инструменты

3.Медно духовые инструменты

4.Ударные инструменты

 

Работа с источниками информации, работа в тетради.

А теперь познакомимся с основателями венской классической симфонии.

Сейчас мы откроем тетради, запишем тему урока и сделаем таблицу. После того как вы ознакомитесь с материалом, находящимся на партах, мы попытаемся самое главное отметить в нашей таблице.

(к концу урока получится, примерно, так):

Представитель Венской школы Годы жизни, страна Основные произведения Основные жанры Впечатления от прослушанного
         
         
         

 

Представление новых знаний по теме урока

Венская классическая школа – это творческое направление в музыке конца XVIII – начала XIX веков, сложившаяся в г. Вена. К нему принадлежат три композитора: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. В их творчестве сформировался сонатно-симфонический цикл. Их произведения совершенны по форме и по содержанию (т.е. классические). Именно поэтому их назвали великими венскими классиками. Музыка композиторов венской классической школы до сих пор остается непревзойденным образцом сочинения (классический – одно из значений слова – образцовый). Школа – здесь понятие приемственности, т.е. продолжение и совершенствование одним композитором традиций и идей своего предшественника. Венские классики использовали новый музыкальный склад (способ изложения музыкальной мысли) – гомофоно-гармонический, где существует главный мелодический голос, а остальные голоса сопровождают мелодию (ему аккомпанируют).

 

Й. Гайдн ( 1732 – 1809 Австрия) – один из основоположников симфонии. Всего у композитора их 104. Й. Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии есть что-то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл свои симфонии словно картины «Вечер», «Утро», Полдень», «Охота», «Медведь», «Детская».

Й озеф Гайдн был самым старшим из венских классиков. В его творчестве окончательно сформировались жанры сонаты, симфонии, концерта и квартета. Его называют «отцом» симфонии. В основе его музыки лежат темы народных танцев и песен, которые он с величайшим мастерством разрабатывает. В его творчестве сформировался также состав симфонического оркестра, состоящий из трёх групп инструментов – струнных, духовых и ударных. Почти всю жизнь он прослужил придворным музыкантом у князя Эстергази, создав 104 симфонии, 52 сонаты, концерты и 83 квартета. Но вершиной стали его 12 Лондонских симфоний, оратории «Времена года» и «Сотворение мира», написанные в Лондоне в конце его жизни.

 

Слушание: Симфония № 103, части 1, 4.

Беседа после прослушивания:
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Что для вас оказалось неожиданным?
- Какие образы у вас возникли?

 

- Следующий представитель венской классической школы – В.А.Моцарт.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 Зальцбург – 1791 Вена) – австрийский композитор, скрипач, клавесинист, сочинил около 50 симфоний. П оследователем творчества Гайдна стал немецкий композитор В.А.Моцарт. Его светлая музыка до сих пор современна – яркий пример классицизма. С ранних лет он стал сочинять сонаты, симфонии и оперы. Используя сонатно-симфонический цикл Гайдна, Моцарт развил и обогатил его. Если у Гайдна контраст между главной и побочной партиями выражен не ярко, то у Моцарта главная партия по характеру сильно отличается от побочной и разработка (средний раздел) в связи с этим более насыщена. Музыка Моцарта с потрясающей силой передает и скорбные трагические настроения («Реквием»), и юмористические образы, и прекрасную природу. Музыка Моцарта отличается красотой и изяществом. Моцарт автор многих опер, самыми известными из которых стали: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». У него около 50-ти симфоний (наиболее известны соль минор №40 и «Юпитер» №41), множество сонат, концертов для клавира, скрипки, гобоя, флейты, дивертисментов.

 

Слушание: Симфония № 40.

 

Беседа после прослушивания: учащиеся дают характеристику, произведению, говорят о своих чувствах, эмоциях, образах, возникших во время прослушивания.

Л.В.Бетховен ( 1770 Бонн, Германия – 1827 Вена, Австрия) – немецкий композитор, дирижер и
пианист. Сочинил 9 симфоний. Л юдвиг ван Бетховен (1770-1827) - третий венский классик. Великий немецкий композитор родился в г. Бонне. Современник Великой французской революции, он воплотил в своей музыке мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества. Им создано 9 симфоний (самые известные: до минор №5, №9), ряд увертюр («Кориолан», «Эгмонт», «Леонора»); 32 сонаты («Лунная».№14, «Патетическая» №8, «Аппассионата» №23 и др.) опера «Фиделио», 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт и сонаты для скрипки, 16 струнных квартетов. Творчество Бетховена наполнено огромной энергией, контраст между темами очень яркий, музыка его драматична и в то же время жизнеутверждающая и доступна пониманию всех людей.

 

Слушание: Симфонии № 5, № 8 (Патетическая)

 

Беседа после прослушивания: характер произведения, чувства, эмоции, образы.

Немного теории:

Симфония традиционно состоит из 4-х частей:

1ч.- быстрый, стремительный темп. Музыка активна, драматична.

2ч. – медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин природы.

3ч. – живая, подвижная музыка, восходящая своими темпами сначала к менуэту (спокойный салонный танец), затем к скерцо (весёлая танцевальная музыка шутливого характера).

(Работа с терминами: менуэт, скерцо).

4ч. – быстрая, с чередованием неизменной темы-рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.

 

Закрепление навыков по новой теме.

Ребята, вам нужно заполнить таблицу, которая уже есть в ваших тетрадях. Для этого еще раз прочитайте материал о представителях Венской классической школы и заполните графы таблицы. Чтобы глубже проникнуть в тему, прослушайте предложенные музыкальные произведения еще раз, подумайте, поразмышляйте о них. Также вы можете воспользоваться текстами в Приложении (смотрите ниже).

 

Певческая деятельность

За окном осень. Чтобы немного отдохнуть, можно включить песни «Листья желтые» и «Осенний блюз» и спеть вместе с исполнителями. Тексты вы можете найти в Приложении. Танцы под музыку – приветствуются. Желаю хорошего настроения и только положительных эмоций от уроков музыки.

(Слушание и исполнение песен).

 

Рефлексия.

Симфония – это целый мир, мир художника, ее создавшего. Слушая классические симфонии, мы становимся с вами духовно богаче, соприкасаясь с великим искусством. До следующей встречи с музыкой!

Пожалуйста, устно ответьте на вопросы:

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Какую музыку из прослушанной на уроке вы посоветуете послушать вашим друзьям, родителям?

 

Домашнее задание.

Напишите отзыв на одно из прослушанных произведений музыкантов Венской классической школы. В отзыве должны быть такие элементы:

-вступление (первый абзац, здесь вы говорите о том, о чем пишите),

-основная часть (здесь вы выражаете свои эмоции о том, о чем пишете, даже если они отрицательные. Вы должны обосновать то, о чем пишете. Объем, количество абзацев зависят от того, насколько вас «поразила» музыка);

-заключение (это вывод о том, о чем вы пишете. Это несколько предложений о том, о чем вы писали ранее, только другими словами, более компактно).

Внимание! Отзыв должен быть таким, чтобы тот, кто прочитает его, решил однозначно послушать ту музыку, которая поразила вас, или же принять для себя решение никогда не слушать эту музыку. От себя скажу, что музыка эта пережила столетия, и она заслуживает положительного отзыва от «детей Интернета». Классика переживет все времена!

 

Приложение

ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732-1809)

Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четы ре года он нашёл постоянную работу - устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 1761 г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790 г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники - композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. О музыке Йозефа Гайдна - одного из основателей венской классической школы - его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: "Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн". С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемь десять три), клавирная соната (пять десять две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке Йозефа Гайдна часто называют "отцом" симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. Представителям венской классической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - яркий признак классицизма. Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории ("Сотворение мира", 1798 г.; "Времена года", 1801 г.).


ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756-1791)

Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека ("Буря и натиск", отчасти сентиментализм). Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности. Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт - музыкант капеллы архи епископа Зальцбургского. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу "Аполлон и Гиацинт", а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы "Митридат, царь Понтийский". Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье. Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781 гг.) - был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбург. Однако независимый характер мастера (особенно когда дело касалось музыки) вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром). Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления.

Опера "Свадьба Фигаро" (1786 г.) написана по пьесе французского драматурга Пьера Огюсте на Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро", которая была запрещена цензурой. Главная тема оперы - любовь, что, впрочем, можно сказать обо всех творениях Моцарта. В опере "Дон Жуан" (1787 г.) получил музыкальное воплощение средневековый сюжет о покорителе женских сердец.

Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием. Музыка «Реквиема» (1791 г.), предназначенного для солистов, хора и оркестра, глубоко трагична (Моцарт работал над сочинением, когда уже был болен, фактически перед самой смертью). Мастер так и не успел дописать реквием; он был доработан по наброскам композитора его учеником Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803).

Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.

 

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770-1827)

"Музыка должна высекать огонь из груди человеческой" - это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. Традиции классицизма Бетховен использовал уже как мастер XIX столетия - опираясь на наследие Гайдна и Моцарта, он значительно расширил возможности музыкального искусства. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца. Однако настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798). Он преподавал юному музыканту основы композиции, обучал игре на клавире и органе. С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви, потом - придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна. В восемнадцать лет он поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не окончил его и впоследствии много занимался самообразованием. В 1792 г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у Йозефа Гайдна, а также у Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825) - крупнейших музыкальных теоретиков той эпохи. Вскоре Бетховен начал давать концерты; стал популярным: его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии. Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг - он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802 г. приготовил завещание, где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья ("Героическая") симфония. Работая над Третьей симфонией (1802-1804 гг.), Бетховен сначала хотел посвятить её Наполеону Бонапарту - настолько восхищала и притягивала композитора эта сильная личность. Наполеон казался настоящим героем, предводителем народных масс, который руководствуется отнюдь не личными побуждениями. Но вот "генерал революции" провозгласил себя императором, и стало очевидно, что им двигало вовсе не стремление к общечеловеческому счастью, а жажда власти и славы. И Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав лишь одно слово: "Героическая". В целом музыка "Героической" симфонии отражает бурную и мятежную эпоху Французской революции и Наполеоновских войн. Это произведение - гимн стойкости человеческого духа, утверждение победы света и разума, преодоление боли и отчаяния. Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в 1812 г., но работал над ней композитор с 1822 по 1823 г. Симфония грандиозна по масштабам; особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды "К радости" Иоганна Фридриха Шиллера. Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства, равенства людей перед Богом. Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен сократил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляются Бог и стремление к победе человеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную "Оду к радости", весьма отличающуюся от оригинала.

 

Листья желтые Не прожить нам в мире этом, Не прожить нам в мире этом Без потерь, без потерь. Не пройдет, казалось, лето, Не пройдет, казалось, лето, А теперь, а теперь... Припев: Листья желтые над городом кружатся, С тихим шорохом нам под ноги ложатся. И от осени не спрятаться, не скрыться... Листья желтые, скажите, что вам снится? Лист к окошку прилипает, Лист к окошку прилипает Золотой, золотой. Осень землю осыпает, Осень землю осыпает Красотой, красотой. Припев. И пускай дождливы часто, И пускай дождливы часто Эти дни, эти дни, Может, созданы для счастья, Может, созданы для счастья И они, и они. Припев. Осенний блюз Осыпает осень листьями дорогу, украшает. Рассыпаясь в извиненьях, подметает. Ветер красочные пятна октября. Свет струится, ягод спелых багровеет вереница. И, качаясь на ветвях. На тонких спицах. Опадает, словно тает на глазах. Припев. Осенний блюз звучит в тиши. Ты не молчи, ты напиши. Я так хочу, я так стремлюсь услышать твой осенний блюз. Услышать твой осенний блюз. Эти звуки извлекают из рояля мои руки. Испаряя, прогоняя сердца муки. Под мелодию осеннего дождя. Свет струится, ягод спелых багровеет вереница. И, качаясь на ветвях. на тонких спицах. Опадает, словно тает на глазах. Припев

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!