Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)

Г. (пятница)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 74

Урок № 36

Тема: «Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношение человека и природы в романе «Царь-рыба»

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

Цели урока:

- ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его произведением “Царь – рыба”;

- приобщить обучающихся к творческому миру самобытного писателя; понять позицию автора в произведении;

- обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

 

 Материалы урока:

“...Любовь к родной природе – один

 из важнейших признаков любви к своей стране...”
К.Г.Паустовский

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.

Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год.

В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.

В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.

– В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?

(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.)

– Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской

Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.

Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств.

Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.

(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”)

– Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)

– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”

(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)

– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?

(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.)

Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.

– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”

(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)

– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?

(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)

Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)

– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?

(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)

– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?

(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)

– Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.”

– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?

(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:

“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!”

Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?

(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)

– Можно ли считать Акима положительным героем?

(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)

– Что умеет Гога Герцев?

(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.)

– Как относятся артельщики к старикам и детям?

(Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) Обращение к тексту главы “Капля”

– Какова авторская позиция в этой главе?

(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.)

Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения.

На последних страницах «Царь - рыбы» автор обращается за помощью к вековой мудрости, запечатленной в Священной книге человечества: «Всему свой час, и время всякому делу под небесами. Время родиться и время умирать (...) Время войне и время миру». Но эти афоризмы не утешают, и кончается «Царь - рыба» трагическим вопросом автора: «Так что же я мучаюсь, отчего я мучаюсь, почему, зачем? - нет мне ответа».

В этих вопросах - боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением - человеком.

 

Домашнее задание:

1. Законспектировать материалы урока.

2. Прочитать повесть В.Г.Распутина «Последний срок».

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!