Творчество А. П. Платонова в критике и литературоведении



26.10

Домашняя работа

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951 ). Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· знакомство с особенностями жизни и творчества А. П. Платонова.

Задачи:

· сформировать представление о самобытности художественного мира А. П. Платонова, о типе платоновского героя;

· закрепить умения оперировать теоретико-литературным понятием «гротеск», что помогает провести глубокий анализ платоновского текста.

На занятии

мы узнаем:

· некоторые факты из биографии Андрея Платонова;

мы научимся:

· анализироватьисторические события того времени и авторский взгляд на преобразования в стране после революции 1917 г.

мы сможем:

· сформировать представление о самобытности художественного мира А. П. Платонова и познакомиться с необычным типом платоновского героя.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Самобытность художественного мира А. П. Платонова;

2. Теоретико-литературное понятие «гротеск»

3. Анализ текст на примере нескольких произведений писателя.

Тезаурус

· Антиутопия – в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.

· Герменевтика – искусство толкования и понимания текстов.

· Гротеск – приём, который основывается на чрезмерном преувеличении.

· Идиостиль– это авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики.

· Сатира – обличающая ирония.

· Сюрреализм – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

· Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Цель – обличение утопического идеала как отклонения от нравственного идеала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Андрей Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) был участником всех знаковых событий первой половины XX века: принял участие в революционном движении, в качестве фронтового корреспондента прошёл гражданскую войну, был свидетелем сталинской коллективизации, и, наконец, работал военкором на фронтах Великой Отечественной войны. Безусловно, все эти события нашли отражение в творчестве писателя. Платонов родился в семье железнодорожного машиниста в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, а после — в городском училище. Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в ремонтных мастерских. В годы гражданской войны служил в Красной армии.

С 1918 года на страницах воронежских газет и журналов он начинает публиковать свои первые очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.В 1922 году выходит первая книга стихов Платонова — «Голубая глубина», на которую обращает внимание Валерий Брюсов.

В период «великого перелома» Платонов подвергается гонениям. После прочтения повести «Впрок» Сталин присылает в издательство «Красная Новь» письмо, в котором фактически объявляет писателя врагом народа. Ему отказывают в издании «Чевенгура». Не может быть и речи о публикации повести «Котлован».

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».

После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.

Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация.

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

События первой половины XX века, участником которых был Андрей Платонов, нашли отражение в его творчестве. Он показывал их как в сатирическом, так и трагическом ключах. Всё новое, что происходило в смутное послереволюционное время, писатель проверял на «прочность» и всегда отстаивал гуманистическое начало в творчестве.

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

«Андрей Платонов — смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и всё страдает в этом "прекрасном и яростном мире" от какой-то неродственности бытия...», — так определил Валентин Распутин писателя, который был убеждён: чужой боли и чужого страдания не бывает. Платонов просит читателей проявлять сочувствие и сопереживание к жизни других людей. В своей лирике он отстаивает ценность человека и предупреждает: «Человечество — одно дыхание, одно живое, тёплое существо. Больно одному, больно всем». По Платонову, «всё действительно возвышенное рождается лишь из житейской нужды», а человек «начинается с исполнения своего долга перед народом», человек должен «жить всем дыханием человечества».

Творчество А. П. Платонова в критике и литературоведении

Л. А. Шубин: «О языке Платонова писали много — порой в нём видели своеобразный эстетский язык, маску, юродство, кривляние, чаще, однако, восторгались его народной выразительностью, гибкостью и красотой. Вводя образ рассказчика или передавая слово герою, молодой писатель стремился социально и психологически оправдать собственный строй мышления, ибо, по сути дела, он изображал не “чужое слово” и не “чужую мысль”. Платонов остаётся как бы внутри изображаемого сознания. Он сам так думает, как его герои, самый склад его мышления народный. Платонов — интеллигент, который не вышел из народа. “Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость, особые, столь характерные для народной речи, спрямления — всё это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, возникает, “примеряется” к действительности... Герои Платонова ведут беспрерывный диалог с миром и с окружающими людьми, диалог, через который складывается, формируется авторская идея».


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!