Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

Г. (четверг)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 80

Урок № 28

Тема: «Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа»

Цели урока:

- раскрыть причины изображения общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века И.С.Тургеневым в романе "Отцы и дети", раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественное своеобразие;

- способствовать развитию умений обучающихся анализировать сюжет и композицию романа, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя содержание романа;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к разным точкам зрения разных поколений.

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

 

Материалы урока

В России 60-х годов XIX века общественные взгляды на развитие событий в стране разделены. Часть населения поддерживает мировоззрение консерваторов — сторонников привычного уклада. Представители революционно-демократической оппозиции призывают народ к решительным движениям и свержению старого режима.

   Вы, конечно, помните, что до романа «Отцы и дети» Тургеневым были написаны уже романы «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1858) и «Накануне» (1859). Чуткий к общественным переменам, Тургенев видел, что время дворянских гнёзд проходит, что дворянство обречено на гибель, потому что слишком велика его вина перед народом. Но кто должен прийти на смену дворянству? Кто осуществит преобразования, которых ждёт общество и которые так необходимы? И такой герой, не краснобай, способный только на слова, как Рудин, а деятель, появляется в романе «Накануне». Это Дмитрий Инсаров, студент- болгарин. Этот герой колоссально отличался от Рудина, от Лаврецкого. Он не живёт за чужой счёт, он решителен, не склонен к болтовне, он готовится возглавить восстание у себя на Родине, в Болгарии, против турецкого ига.

Казалось бы, герой найден. Но он болгарин. В романе замыслам Инсарова не суждено сбыться, он умирает. В конце романа один из героев размышляет: «Будут ли в России свои Инсаровы?» Ответом на этот вопрос стал роман «Отцы и дети». Обратите внимание на начало романа:

-Что, Пётр, не видать ещё?- спрашивает Николай Петрович своего слугу.

-Никак нет-с, не видать,- отвечает Пётр.

-Не видать?- повторяет чуть позже барин.

-Не видать,- вторично ответствовал слуга.

Начало символично. Должен появиться герой, которого с нетерпением ждут. И он приезжает с Аркадием - это Базаров. И с первых страниц мы видим, как сильно отличается он от дворян, в семейство которых он приехал. Тургенев искал в предыдущих романах героя- деятеля. Дворяне на эту роль не подошли. Но когда Тургенев нашёл умного, честного, энергичного героя, то оказалось, что он не деятель, а разрушитель. Нигилист, от латинского «ничто».

Что подсказало писателю этого героя? Откуда взял он те взгляды, те убеждения, которыми наделил Базарова? Вот такого героя изобразил Тургенев в своём романе.

Роман был закончен в 1862 году, а первая мысль о нём, по словам самого автора, зародилась у него в 1860-ом. В сентябре 1860 года Тургенев пишет своему другу П. Анненкову из Парижа: «Намерен работать изо всех сил. План моей повести готов до малейших подробностей, и я жажду за неё приняться».

В течение зимы Тургенев пишет первые главы, но работа идёт медленно. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности накануне отмены крепостного права, писатель приезжает в Россию. Начатый до реформы роман он заканчивает уже после неё в Спасском и в письме к тому же Анненкову сообщает: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении из Парижа, Тургенев читает свой роман Боткину и Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь, а в чём-то споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» роман, вносит в него многочисленные изменения и поправки, и в марте 1862 года «Отцы и дети» появляются в журнале «Русский вестник», потому что с «Современником» к этому времени Тургенев уже разошёлся.

 

Иван Сергеевич Тургенев задаётся вопросом, какова дальнейшая судьба страны: «Я напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…».
Название не случайно: образы «отцов» и «детей» воплощают черты разных общественных интересов.

«Дети» — это представители демократического поколения. Они не желают и не могут жить по-старому, призывают разрушить давно существующие ценности. Такие действия автор называет «нигилизмом». По словам литературоведа Никиты Ивановича Пруцкова, нигилисты «готовы были отрицать прекрасное искусство, эстетику… Называли себя “ужасными реалистами”, сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Противоположные взгляды и ненависть друг к другу вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства. Евгений называет Павла Петровича «феодалом», «архаическим явлением», жизнь его — «пустота и распущенность», его принципы — пустые слова человека, который «сидит сложа руки».

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — так поясняет сам Тургенев, считая основным конфликтом в произведении споры Базарова и Кирсанова, то есть, демократов и либералов.
Молодой нигилист — сын лекаря, а дед его пахал землю. Он из простой среды, из людей, которым знакома крестьянская доля, поэтому хочет изменить тяжёлое положение простых тружеников. Но почему Базаров изображён равнодушным к судьбе народа? Недоверчивые мужики называют самоуверенного Базарова «вроде шута горохового». По мнению писателя, герою нет дела до того, как будут жить крестьяне после реформ, он считает, что простой люд находится на низшей ступени развития.
Евгений образован и твёрдо уверен, что знания и опыты нужны для того, чтобы понять и объяснить явления окружающего мира, болезни людей, пороки современного общества. Искусство молодой человек считает бесполезной тратой времени, не видит в нём «никакого практического смысла», для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Он отрицает отжившие формы общественной жизни, аристократические принципы, Бога, обычаи народа, любовь, дружбу.

Тургенев поясняет: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, … сухостью и резкостью, …я (как писатель) не достиг своей цели». То есть, герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.
Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой». Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».
Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе. Таким образом, автор подчёркивает ценность связи между поколениями, которую необходимо беречь.

Писатель не обходит стороной и тему любви. Молодой нигилист презирает людей, теряющих голову от чувств: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...».
Богатая молодая вдова Анна Одинцова симпатична Евгению, но он старается этого не показывать. Отрицая любовь, смеясь над Павлом Петровичем, Базаров попадает в подобную ситуацию: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» ... «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь.
Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.
Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки все же не смог. Так, в десятой главе автор сталкивает мировоззрения двух поколений.

Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер: в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое. Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом. Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками: в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь. Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Базаров – материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.

Таким образом, перед нами роман, в котором столкновением двух поколений испытываются новые духовные возможности дворянской интеллигенции и новых людей. Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени молодого, незнакомого».

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского, Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев, а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

Это и является художественным своеобразием романа.

Домашнее задание:

1. Изучить материалы урока.

2. Ознакомиться https://www.youtube.com/watch?v=H-EQFsmXHXo.

3. Законспектировать сравнительную характеристику Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, дополнив таблицу цитатами из романа:


Сравнительная характеристика
Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова



Павел Петрович Кирсанов Евгений Базаров
Возраст – около 45 лет: «...На вид ему было лет сорок пять...» Возраст – около 30 лет: «...мы оба уже не первой молодости...»
Внешность Павла Петровича: «...Он с детства отличался замечательною красотой...» «...Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам...» «...лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...» Внешность Базарова: «...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...»
Кирсанов медленно ходит: «...Павел Петрович медленно повернулся на каблуках и медленно вышел...» У Базарова смелая, быстрая походка: «...походка его, твердая и стремительно смелая..."
Павел Петрович одевается изящно и изысканно: «...еще красивого, изящно одетого...» «...На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм...» Базаров носит старую одежду: "...его старой круглой шляпы..." "...Базарова, облеченного в староватый фрак..."
Кирсанов по происхождению дворянин: «...его уважали за его отличные, аристократические манеры...» Базаров является дворянином по матери, но его отец вышел из низов. Вероятно, Базаров - разночинец (см. Происхождение Базарова): "...Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров..." "...Сын простого штаб-лекаря..."
Кирсанов – гвардейский офицер в отставке: «...вышел офицером в гвардейский полк...» Базаров учится на врача: «...А! он по медицинскому факультету...»
Кирсанов – состоятельный человек: "...он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы..." Базаров – бедный человек: "...Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал..."
Кирсанов – умный мужчина: "...ты самый добрый и умный человек в мире..." Базаров – умный мужчина: «...Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек...»
Павел Петрович - добрый человек: "...только у него сердце предоброе..." Базаров – добрый человек: "...как мне вас благодарить; такой вы добрый, право..." (мнение Фенечки)
Павел Петрович – честный человек: "...его уважали также за его безукоризненную честность..." Базаров - честный, прямой человек: "...он никогда не «сочинял»..” "...Он бескорыстный, честный человек…”
Павел Петрович – самоуверенный человек: «...к тому же он был самоуверен...» Базаров – самоуверенный человек: "...лицо <...> выражало самоуверенность и ум..." "...И ведь тоже думал <...> задача есть, ведь я гигант!.."
Павел Петрович - самолюбивый человек: "...Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство..." Базаров - самолюбивый человек: "...тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия..."
Кирсанов – учтивый, вежливый человек: "...проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович..." "...Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью..." Базаров – нахал, развязный человек: "...возмущала совершенная развязность Базарова..." "...к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам..." "... считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем..."
Павел Петрович - гордый человек: "...И те и другие считали его гордецом..." Базаров – гордый человек: "...с надменною гордостию отвечал Базаров..." "... считал его гордецом..."
Павел Петрович - насмешливый человек: «...немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться...» Базаров – насмешливый человек: "...Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово..."
Павел Петрович - нервный человек: "...Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая..." Базаров - спокойный, флегматичный мужчина: "...Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров...» "...флегматически заметил Базаров..."
Павел Петрович – холодный, сдержанный человек: «...остановился, промолвив с холодною вежливостью...» Базаров - холодный человек: "...Базаров и тут остался холоден как лед..." «...произнес он с холодною усмешкой...»
Павел Петрович не романтик, но он был влюблен и много страдал из-за любви: «...Он не был рожден романтиком...» «...влюбился в нее страстно...» «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви...» Базаров не признает романтику и любовь, но внезапно сам влюбляется в Одинцову: «...Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...» «...я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились...»
Павел Петрович считает себя дельным человеком, но по сути ничем не занимается: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки...» Базаров – трудолюбивый, деятельный человек: "...Аркадий сибаритствовал, Базаров работал..." "...Базаров работал упорно и угрюмо..."
Павел Петрович не признает нигилизм: «...Как же! Очень нужны нигилисты! <...> Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…” Базаров – нигилист: «...Он нигилист, – повторил Аркадий <...> Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру…”

 

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

 

Приложение к уроку

 

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликтстолкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!