ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ



Как и большинство рассказов этого сборника рассказ «Мой первый гусь» написан от первого лица – Кирилла Васильевича Люᴛᴏʙа. Автор обнажает грубость и варварство казаков, акцентирует отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни. Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?» спросил Савицкий, и узнал, что Люᴛᴏʙ «грамотный» («кандидат прав Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой. Потом, когда он закричал ему: «Ты из киндербальзамов… и очки на носу», когда он, смеясь, воскликнул: «Шлют вас, не спросись, а тут режут за очки», – Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Люᴛᴏʙ смиренно и покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил ᴇᴦᴏ поведение с иронией. Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя , что он здесь чужой, Люᴛᴏʙ хочет стать своим. Важно понимать - для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень нам подходящий» - Люᴛᴏʙ, торжествуя, читает им речь в газете, появляется ощущение, что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга». Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным, что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар», «пылающий лоб». “И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло” («истекает голова убитого гуся под сапогом солдата»). Это “сопровождение” любой войны. И это необходимо пережить. Между Люᴛᴏʙым и красноармейцами есть дистанция.
В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется высокий слог финала. В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное, именно поэтому так важна жизнь, и так трагична смерть.

Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен – из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни. Необычен пейзаж у Бабеля: «деревенская улица лежала передними, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво. Он ведь делает ϶ᴛόᴛ поступок независимо от своего внутреннего состояния «Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков». Взаимосвязь тут между небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме. Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора для главного героя своей прямолинейностью. Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя. Сюжета однако как такого нет. Бабель намеренно строит сюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека – Люᴛᴏʙа. На основании выше сказанного приходим к выводу, что автор “Конармии” освобождает себя от необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственно военных событий – для книги о войне “Конармия” содержит удивительно мало фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом, чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя.

Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Для того чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно – в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, ᴨᴏᴛом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жесᴛᴏʙ”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля представление живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности.

Повествование ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостей, ᴨᴏᴛому этот человек пострадавший по ученой части...». Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!