Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.



Г. (вторник)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 80

Урок № 27

Тема: «Герой и эпоха в романах И.С.Тургенева. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская – тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами»

Цели урока:

- образовательная: - обзор идейного содержания романов «Рудин», «Дворянское

гнездо», «Накануне», психологизм его произведений;

- развивающая: - обеспечить развитие речи учащихся путём самостоятельного формулирования выводов и обобщений обеспечение ситуации эмоционального переживания;

- воспитательная: - формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей обучающихся и использования взаимосвязи видов искусств.

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

 

Материалы урока

   Романы И.С.Тургенева «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) - зеркало эпохи 50-х - 60-х годов. В этом зеркале времени, как по часовой стрелке, только сменяются герои. Время ставит перед ними новые задачи, которые они пытаются решить, но чаще всего вопросы остаются. И мы уже в XXI веке снова вместе с тургеневскими героями ищем на них ответы.

Тургенев – один из основоположников реалистического романа в русской и мировой литературе. Романы принесли Тургеневу всемирную славу. В последнем и наиболее полном пожизненном издании (1880 год) в собрании своих сочинений Тургенев помещает все свои романы подряд. В предисловии к этому изданию писатель указывает, что видит в них нечто целостное.

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть три самых ранних романа – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Все три романы были написаны в период, предшествующий крестьянской реформе 1860 года и их объединяет одна центральная тема – судьбы прогрессивной русской интеллигенции с конца тридцатых до конца пятидесятых годов.

Рассмотрим типологию романов, конфликт, сюжет.

 

Типология романов И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Тургеневский роман не мыслим без крупного общественного типа. В этом одно из существенных отличий тургеневского романа от его повести. Характерная особенность структуры тургеневского романа – подчеркнутая непрерывность повествования. Исследователи отмечают, что романы, написанные в пору расцвета таланта писателя, изобилуют сценами, как бы не завершенными в своем развитии, полными значения, не раскрываемого до конца. Основная цель И. С. Тургенева – нарисовать лишь в главных чертах духовный облик героя, рассказать о его идеях.

Запросами общественной жизни и логикой собственного художественного развития Тургенев был приведен к необходимости преодоления "старой манеры" очеркиста. Издав в 1852 году отдельным изданием "Записки охотника", Тургенев решил "отделаться... от этой старой манеры", как сообщил он в письмам К. С. Аксакову и П. В. Анненкову .

Преодолевая "старую манеру", Тургенев ставит задачу осмысления героя в его социальной роли, в аспекте соотнесения с целой эпохой. Так, Рудин выступает представителем эпохи 30—40-х годов, эпохи философских увлечений, отвлеченных созерцаний и вместе с тем страстного стремления к общественном; служению, "делу", с ясным пониманием своей ответственности перед родиной и народом. Лаврецкий является выразителем уже следующего этапа общественной истории России — 50-х годов, когда "деяние" накануне реформы приобретает черты большей социальной конкретности. Лаврецкий уже не Рудин, дворянский просветитель, отрешенный от всякой почвы, он ставит перед собой задачу "научиться пахать землю" и нравствен воздействовать на народную жизнь путем ее глубокой европеизации.

Тургенев рисует представителей своего времени, поэтому его персонажи всегда приурочены к определенной эпохе, к определенному идеологическому или политическому движению. Характерной чертой своих романов Тургенев считал наличие в них исторической определенности, связанной с его стремлением передать "самый образ и давление времени". Ему удалось создать роман об историческом процессе в его идеологическом выражении, о смене исторических эпох, о борьбе идейно-политических направлений. Романы Тургенева стали историческими не по теме, а по способу изображения.

Особый тип романа, созданный Тургеневым, связан с этой способностью подмечать зарождающуюся жизнь, верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории. Не занимательная интрига, не бурное развитие событий, а "внутреннее действие" характерно для романов Тургенева — процесс обнаружения духовного содержания человека и конфликт его со средой

Несмотря на новеллистический характер, романы Тургенева отличаются необходимой эпичностью. Она создается именно тем, то ведущие герои выходят за пределы интимно-личных переживаний в широкий мир духовных интересов.

Способом достижения эпической масштабности в тургеневском романе является особое преломление принципа историзма: в романе происходит сложное взаимопроникновение хронологических аспектов. Настоящее время, в котором развертывается действие, насквозь пронизано прошлым, объясняющим истоки корни изображаемых явлений, событий, характеров. Для русского романа вообще, в особенности для тургеневского, характерны подчеркнутая связь времен и тесное переплетение хронологичёских планов. Характеры героев в их цельности и развитии вырисовываются у Тургенева за счет ретроспекций (биографий и проекций в будущее (эпилогов)), поэтому те "пристройки" которые воспринимались в критике как "просчеты" и "недостатки" автора, обладают эпическим содержательным смыслом, способствуют прорастанию повести в роман.

Тургенев - стремился к предельной динамичности первых вводных эпизодов, к тому, чтобы действующие лица проявляли себя непосредственно, в диалогических сценах.

Итак, важное отличие тургеневского романа от повести коренится в характере его построения. При сравнении с повестью Тургенева, его роман выглядит как сложная и в то же время очень стройная сюжетно-композиционная система с четко налаженной внутренней взаимосвязью между всеми ее подчас противоречивыми элементами.

Роман Тургенева 50-х годов. Своеобразие сюжета, композиции и изображения человека («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). В пятидесятых Тургенев обращается к романам. Именно романы занимают особое место в его творчестве – в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России. Первым опытом писателя в этом жанре была начатая им в 1852 году работа над «Двумя поколениями». В одной из статьей того времени Тургенев говорит, что в Россия приемлемы романы «сандовского» и «диккенсовского» типа, хотя «мы слышим пока в жизни русской отдельные звуки, на которые поэзия отвечает такими же быстрыми отголосками». Тургенев в письме к И.Ф.Миницкому несколько скептически отзывается о «Записках охотника»,потому что «уже пошел вперед» и надеется, что сделает «что-нибудь посолиднее». И это «посолиднее» — роман, который должен был, по словам писателя, состоять из трех частей. Таким образом, мы видим, что сложившееся представление о романе, как о большом произведении с широким эпическим повествованием,   Тургенев предполагал воплотить в «Двух поколениях». Но, как известно, этот замысел не был до конца реализован. А между тем, романы, созданные Т., отличаются небольшим объемом, концентрированной формой повествования. Также, сам писатель указывает на единство и связь своих романов, на «постоянство» и «прямолинейность направления» своего романного творчества. Эти слова Тургенева подтверждают мысль о том, что художник, остро ощущая движение исторического процесса и фиксируя его отдельные этапы в своих романах, в то же время сознательно стремится к целостному охвату действительности. Образ времени, его давление и русский человек в соотнесенности с этим временем - вот задача, решение которой было важно для Тургенева в его работе от романа к роману.

В двух первых романах писатель обращается к проблеме «лишнего» человека. Летом 1855 года в Спасском был написан роман «Рудин». «Рудиным» открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, героев, точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. В «Рудине» Т. исследует такую разновидность этого типа, которая представляла собой мыслящую дворянскую интеллигенцию 40-х годов, когда и слово было «делом». При этом художник воссоздает характерную для того времени духовную атмосферу. Во втором романе, «Дворянское гнездо» (1859), Тургенева продолжает волновать судьба дворянской интеллигенции, которая в лице Лаврецкого сознает бесцельность и никчемность своего существования. Осознав положение дворянского интеллигента, Т. понимает, что это уже, хотя и недалекое, но все же прошлое России, а потому пытается определить нового героя времени. И таким новым героем романов писателя становится вначале болгарин Инсаров, увлекающий на путь борьбы за свободу и справедливость русскую девушку Елену Стахову («Накануне», 1860), а потом, уже в шестидесятых, разночинец Базаров («Отцы и дети», 1862). Если в «Рудине» и «Дворянском гнезде» Тургенев изображал прошлое, рисовал образы людей 40-х годов, то в «Накануне» он давал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъёма второй половины 50-х годов волновали всех мыслящих и передовых людей. Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе «Накануне». По словам самого Тургенева, в основу романа была «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур... для того, чтобы дело подвинулось вперёд». В центре, на первом плане, стоял женский образ. Весь смысл романа таил в себе призыв к «деятельному добру» - к общественной борьбе, к отрешению от личного и эгоистического во имя общего. Выбор, сделанный Еленой, как бы указывал, каких людей ждала и звала русская жизнь.       Среди «своих» таких не было - и Елена ушла к «чужому». Она, русская девушка из богатой дворянской семьи, стала женой бедняка-болгарина Инсарова, бросила дом, семью, родину, а после смерти мужа осталась в Болгарии, верная памяти и «делу всей жизни» Инсарова. В Россию она решила не возвращаться, спрашивая: «Зачем? Что делать в России?» . Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860) - все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов — героического энтузиаста и поглощенного собой рефлектора.

 

Конфликт романов И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Работу над «Рудиным» Тургенев начал в 1855 году. Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под гениальностью Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под натурой — твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, поскольку по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: «натуры» в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя «гениальность» в нем была.Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы — Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский, отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи.

Главный герой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей.

Характер Рудина раскрывается в слове. Он — гениальный оратор. В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа»?

Просвещение, наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Высказывания главного героя произведения вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом ощущают все. И каждый восхищается Ру-диным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека — и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи — и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор в душе читателя уже посеял сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения — с поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию любовью. Это чувство у Тургенева — то светлое, то трагичное и разрушительное, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут-то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи его полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем сердце и душу. Преобладание в главном герое рационального начала ощущается нами уже в сцене первого любовного признания.
Первое же возникшее на его пути препятствие — отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на свой вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» — Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.
В романе главному герою противопоставлен Лежнев, противопоставлен открыто, прямолинейно: Рудин красноречив —Лежнев обычно немногословен; Рудин не может разобраться в самом себе — Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря своему душевному такту и чуткости; Рудин ничего не делает — Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антипод Рудина, он еще и оценивает главного героя, причем его оценки неодинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они помогают читателю понять сложный характер героя и его место в жизни.

    Так, может быть, Лежнев, человек практического склада, и есть истинный герой романа? Он умен, рассудителен, отзывчив, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его, если можно так сказать, будничность. Да, Лежнев деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

    В Рудине отражена трагическая судьба человека тургеневского поколения.
Уход от реальности не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной жизни.
Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала. Он — своего рода странник-скиталец, чем-то напоминающий бессмертного Дон Кихота.
   Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из его письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…»1

Как ни странным это может показаться на первый взгляд, главным предметом рассмотрения повести "Дворянское гнездо" является "Наука", которая, как известно совершенно бездуховна и которой совершенно безразлична судьба мира. Наука изучает объективные свойства мира, которые не могут зависеть или не зависеть от желания людей. Если так в Природе есть, значит так есть. Ни один учёный не в состоянии изменить законов функционирования Природы. Он может только узучать эти законы и при возможности использовать эти знания на благо или во вред человечества.

Если человек начинает относиться к Природе, как к чему-то у чего можно "просить" или на что можно "молиться", то, очевидно, такой подход может привести только к конфликту и трагедии. Отображением такой "бездуховной" Природы, когда человек не в состоянии переступить определенные рамки, которые установлены для него Природой, является неразделённая любовь мужчины и женщины. Как известно эта тема - основная тема творчества Тургенева, которая вдохновлялось проблемами в его собственной личной жизни - трагической любовью к Полине Виардо.

Жена главного героя повести "Дворянское гнездо", в общем, к нему достаточно равнодушна. Хотя он вначале любил её, но после понял, что она человек достаточно легкомысленный и любить ее не стоит. Равнодушие и достаточное безразличие Варвары Павловны к проблемам Лаврецкого, является аналогом того, как Наука относится к её почитателям. Они могут её любить, могут не любить, но она есть и это факт. Она достаточно безразлична к проблемам человека, но если человека это сильно волует, то это его личные пролемы.

В то время как Лаврецкий полагает, что его жена умерла, он знакомится с девушкой, в которую влюбляется. Эта девушка также любит Лаврецкого и они, по-видимому, могут создать счастливую семью. Дело осложняется тем, что жена Лаврецкого совсем не умерла и появляется в самый острый момент, когда кажется, что судьба его и Лизы уже решается вполне оптимистически.

Варвара Павловна много времени провела заграницей, и даже манера её говорить очень сильно раздражает Лаврецкого. О каких-то высоких отношениях между ними, очевидно, речи быть не может. Поскольку оказывается, что он фактически женат, то его связь с Лизой оказывается невозможной. Лиза, поняв это, оказывается уничтоженной. В повести, Лаврецкий не может развестись с нелюбимой женой, хотя это условие и выглядит достаточно искусственно. Таким образом, равнодушный человек, который связан с главным героем исключительно формальными узами уничтожает жизнь сразу двоим людям.

Её муж оказывается совершенно убитым, поскольку для него Варвара Павловна значительно выгоднее мёртвой. Её существование пресекает его возможность устроить свою жизнь нормально, то есть, по своему желанию. Лиза, поняв, что на пути к Лаврецкому стоит его жена, сознательно уходит в монастырь, а значит, также прерывает нормальное течение своей жизни и зачёркивает своё будущее.

Это произведение может, наверное, иметь некую трактовку, если положить, что например, евреи и бог в Ветхом Завете рассматриваются, как супружеская пара, а Мессия является "наместником бога на земле". Появление Мессии не такого, как бы им очень хотелось, может привести к серьёзным проблемам и для народа и для того, кто является их новым увлечением. Но это всё достаточно искусственные домыслы. Другой вариант это то, что вместо "доброго" бога", каким представляется Христианам Природа, она на самом деле она оказывается совершенно равнодушной и формальной по отношению жизни людей, что не имеет ничего общего с христианским видением и пониманием мира.

Главная психологическая проблема повести "Дворянское гнездо" - это наличие некоторых факторов в Природе, которые могут быть связаны с духовными проблемами, но при этом быть совершенно хладнокровными и бесстрастными. Бармен не может пить на работе, потому, что это его работа. При излечении больного, врач должен думать прежде всего о том, как спасти жизнь человека, а не о том, что в процессе проведения операции, этому человеку может быть больно.

В начале 1860 г. Тургенев напечатал роман «Накануне». «Г. Тургенев — любимец русских читающих людей,— писал критик журнала «Русское слово»,— и они уже давно привыкли восторженно встречать каждое новое произведение его, полагая найти в нём ответ на заветные думы». Тургенев упрочил уже за собой репутацию не только крупнейшего писателя-художника, но и писателя, который”, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в сознание общества, и в своих произведениях обыкновенно обращал (насколько позволяла обстоятельстве) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

Романом «Накануне» как нельзя более Тургенев оправдал эту оценку. Новое его произведение явилось «новым словом» в русской литературе, вызвало шумные толки и споры (и в критике и у читателей). Роман читался с жадностью. «Самое название его,— по словам критика «Русского слова»,— со своим символическим намёком, которому можно придать очень обширный смысл, указывало на мысль повести, заставляло догадываться, что автор хотел сказать чтото больше того, что заключено в его художественных образах». В чём же была идея, особенности, новизна третьего романа Тургенева?
      Если в «Рудине» и «Дворянском гнезде» Тургенев изображал прошлое, рисовал образы людей 40х годов, то в «Накануне» он давал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъёма второй половины 50х годов волновали всех мыслящих и передовых людей.

Не идеалисты-мечтатели, а новые люли, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе «Накануне». По словам самого Тургенева, в основу романа была «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперёд».
     В центре, на первом плане, стоял женский образ. Весь смысл романа таил в себе призыв к «деятельному добру» — к общественной борьбе, к отрешению от личного и эгоистического во имя общего.

В героине романа, «удивительной девушке» Елене Стаховой, выступал «новый человек» русской жизни. Елена окружена даровитой молодёжью. Но ни Берсенев, только что кончивший университет и готовящийся стать профессором; ни талантливый скульптор Шубин, в котором всё дышит искромётной, умкой лёгкостью и счастливой весёлостью здоровья, влюбленный в античность и думающий, что «вне Италии нет спасения»; ни, тем более «жених» К Урнатовский, эта «служебная честность и дельность без содержания»,— не разбудили чувств Елены.

Свою любовь она отдала Инсарову, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни была одна великая цель — освобождение родины от турецкого гнёта и в котором жила «сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти». Инсаров покорил Елену тем, что ответил на её смутное, ко сильное стремление к свободе, увлёк её красотой подвига в борьбе за «общее дело».
       И Шубин, и Берсенев отступили перед Инсаровым, отдавая должное его прямой, и смелой «железной» силе, Шубин признаётся: «Нет ещё у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Всё — либо грызуны, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо телкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные!» Он спрашивает: «Когда ж каша прядёт пора? Когда у нас народятся люди?» — и слышит ответ собеседника: «Дай срок… будут».

Выбор, сделанный Еленой, как бы указывал, каких людей ждала и звала русская жизнь. Среди «своих»,таких не было — и Елена ушла к «чужому». Она, русская девушка из богатой дворянской семьи, стала женой бедняка-болгарина Инсарова, бросила дом, семью, родину, а после смерти мужа осталась в Болгарии, верная памяти и «делу всей жизни» Инсарова. В Россию она решила не возвращаться, спрашивая: «Зачем? Что делать в России?» На её вопрос время ответило романом Чернышевского, «русскими Инсаровыми, поднявшими борьбу с отечественным «турецким гнётом».

В замечательной статье, посвященной разбору романа «Накануне», Добролюбов писал: «Появляются уже такие понятия и требования, какие мы видим з Елене, требования эти принимаются обществом с сочувствием; мало того — они стремятся к деятельному осуществлению. Это значит, что уже старая общественная рутина отживает свой век: ещё несколько колебаний, ещё несколько сильных слов и благоприятных фактов,— и явятся деятели… Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова.

 

Сюжет романов И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», « Накануне».

«Рудин»

Сюжет романа "Рудин" и развитие его во времени. Особенности построения романов Тургенева в сопоставлении с Гончаровым. Сюжетное развитие романа "Рудин" отличается лаконизмом, точностью и простотой. Действие укладывается в короткий временной срок. Впервые главный герой, Дмитрий Николаевич Рудин, появляется в поместье богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Встреча с ним становится событием, привлекшим самое заинтересованное внимание обитателей и гостей имения. Складываются новые взаимоотношения, которые драматически прерываются. Спустя два месяца развитие сюжета продолжается и снова укладывается меньше чем в два дня. Дмитрий Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской, дочери хозяйки имения. Эту встречу выслеживает приживал Пандалевский и доносит ее матери. Разгоревшийся скандал делает необходимым второе свидание у Авдюхина пруда. Встреча заканчивается разрывом влюбленных. В тот же вечер герой уезжает.

На втором плане, параллельно, в романе разворачивается другая любовная история. Соседний помещик Лежнев, товарищ Рудина по университету, объясняется в любви и получает согласие молодой вдовы Липиной. Таким образом, все события происходят в течение четырех дней!

В композицию входят элементы, призванные раскрыть характер и историческое значение образа Рудина. Таков своеобразный пролог, первый день повествования. На протяжении этого дня появление главного персонажа тщательно подготавливается. Роман не заканчивается расставанием Рудина с Натальей Ласунской. За ним следует и два эпилога. Они дают ответ на вопрос, что стало с героем дальше, как сложилась его судьба. Мы еще дважды встретимся с Рудиным – в русской глубинке и в Париже. Герой по-прежнему скитается по России, с одной почтовой станции на другую. Его благородные порывы бесплодны; он – лишний при современном порядке вещей. Во втором эпилоге Рудин героически гибнет на баррикаде во время парижского восстания 1848 года.

Подобная сюжетная сжатость и временная «скупость» вообще свойственна романному жанру Тургенева. Гончаров с эпической неторопливостью разворачивал цепь событий в своих романах. В отличие от него, Тургенев для изображения избирает важнейшие, кульминационные моменты жизни персонажей.

Выбор главного героя у двух романистов тоже принципиально разнится. Гончаровских персонажей мы можем назвать сыновьями своего века. В большинстве они – рядовые люди, испытывающие влияние эпохи, как Петр и Александр Адуевы. Лучшие из них дерзают противостоять диктату времени (Обломов, Райский). Это происходит, как правило, в пределах личного существования. Напротив, Тургенев, вслед за Лермонтовым ищет героя своего времени. Про центрального персонажа тургеневских романов можно сказать, что он воздействует на эпоху, ведет за собой, увлекая современников своими идеями, страстными проповедями. Его судьба незаурядна, а смерть – символична. Таких людей, олицетворяющих духовные поиски целого поколения, писатель искал каждое десятилетие. Можно сказать, в этом заключался пафос романного творчества Тургенева. Добролюбов признавал, что «если уж г.Тургенев тронул какой-нибудь вопрос», то скоро он «выкажется резко и ярко перед глазами всех».

Экспозиция романа. Первая, экспозиционная глава, на первый взгляд, мало связана с дальнейшим развитием действия. И Рудин в ней пока не появляется. В одно прекрасное летнее утро помещица Липина спешит в деревню. Ею движет благородное стремление – проведать заболевшую старушку-крестьянку. Александра Павловна не забыла захватить чай и сахар, а в случае опасности намеревается отвезти в больницу. Она навещает крестьянку чужого, даже не ей принадлежащего села. Беспокоясь о дальнейшей участи маленькой внучки, больная с горечью произносит: «Наши-то господа далеко…» Старушка искренне благодарна Липиной за ее доброту, за обещание позаботиться о девочке. Другое дело, что везти старушку в больницу уже поздно. «Все одно помирать-то… Где ж ее в больницу! ее станут поднимать, она и помрет!»2 – замечает соседский крестьянин.

Более нигде в романе Тургенев не коснется участи крестьян. Но картина крепостной деревни запечатлелась в сознании читателя. Между тем дворянские герои Тургенева не имеют ничего общего с персонажами Фонвизина. В них нет грубых черт Простаковых и Скотининых и даже ограниченности обитателей барской Обломовки. Это образованные носители утонченной культуры. В них сильно нравственное чувство. Они сознают необходимость помощи крестьянам, заботы о благе своих крепостных. В своем поместье ими предпринимаются практические шаги, филантропические попытки. Но читатель уже убедился, что этого мало. Что же следует делать? В ответ на этот вопрос и появляется в романе главный герой.

«Дворянское гнездо»

В центре романа - история Лаврецкого, происходящая в 1842 г. в губернском городе О., эпилог рассказывает о том, что произошло с героями через восемь лет. Но в целом охват времени в романе гораздо шире - предыстории героев уводят в прошлый век и в разные города: действие происходит в имениях Лаврики и Васильевское, в Петербурге и Париже. Так же "скачет" и время.

В начале повествователь указывает год, когда "дело происходило", затем, рассказывая историю Марьи Дмитриевны, отмечает, что муж ее "умер лет десять тому назад", а еще тому назад пятнадцать лет "в несколько дней успел покорить ее сердце". Несколько дней и десятилетие оказываются равнозначными в ретроспективе судьбы персонажа. Таким образом, "пространство, где живет и действует герой, почти никогда не бывает замкнутым - за ним видится, слышится, живет Русь...", в романе показана "лишь часть родной земли, и это чувство пронизывает и автора, и его героев".

Судьбы главных героев романа включены в историко-культурную ситуацию российской жизни конца XVIII - первой половины XIX в. Предыстории персонажей отражают связь времен с характерными для разных периодов чертами быта, национального уклада, нравов. Создается соотношение целого и части.

В романе показан поток жизненных событий, где бытописание естественно сочетается с тирадами и светскими диспутами на социально-философские темы (например, в гл. 33). Персонален представляют разные группы общества и разные течения общественной жизни, характеры проявляются не в одной, а в нескольких детально обрисованных ситуациях и включаются автором в более длительный, чем одна человеческая жизнь, период. Этого требует масштаб авторских умозаключений, обобщающих идей об истории России. В романе шире, чем в повести, представлена российская жизнь, затрагивается более широкий круг общественных вопросов.

В диалогах в "Дворянском гнезде" реплики героев имеют двойной смысл: слово в буквальном значении звучит как метафора, а метафора неожиданно оказывается пророчеством. Это относится не только к пространным диалогам Лаврецкого и Лизы, рассуждающих о серьезных мировоззренческих вещах: жизни и смерти, всепрощении и грехе и т. д. до и после появления Варвары Павловны, но и к разговорам других персонажей. Глубокий подтекст имеют, казалось бы, простые незначительные реплики. Например, объяснение Лизы с Марфой Тимофеевной: "А ты, я вижу, опять прибирала свою келейку. - Какое это вы произнесли слово! - прошептала Лиза..." Эти слова предваряют главное объявление героини: "Я хочу идти в монастырь".

Характер диалога в романе изменяется только один раз, во время свидания Лизы и Лаврецкого. Он становится "импрессионистским", передающим эмоциональную атмосферу свидания, намекает на чувства героев. Диалог состоит из отрывочных фраз и неполных предложений, в которых повторяются отдельные слова. Замешательство Лаврецкого передано многоточиями и повторами: "Лиза!... Лиза... "Я...я...я... люблю вас")3. Психологическое состояние героев дано в авторских "описательных" ремарках: "сердце его захолонуло", "произнес он с невольным ужасом" и т.д. Как было отмечено, главные герои "все подлинно гармонические моменты любви... переживают вне ситуации общения" .

Диалог занимает большое место в повести, но его значение специфично: "Вы сегодня были сердиты. - Я? - Вы. - Отчего же, помилуйте... - Не знаю, но вы были сердиты и ушли сердитыми. Мне было очень досадно, что вы так ушли, и я рада, что вы вернулись". В речевых интонациях передаются эмоции героев; разговоры "ни о чем" отражают неопределенность их чувств, диалоги создают эмоциональную атмосферу, в которой формируются отношения Аси и господина Н. Н., запечатлевают причудливую смену настроений героини.

Диалог становится драматичным (когда реплики приравниваются к действию) в повести однажды - во время свидания, выявляя грубость и непоследовательность поведения Н. Н. (неожиданную для него самого). В самый решительный момент герой вспоминает о Гагине и восклицает: "Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами". Эта фраза определяет последующее развитие событий. В этом диалоге каждое слово равно поступку. И эти действия не соответствуют характеру отношений, сложившихся у молодых людей ранее. Поэтому героиня не сразу понимает смысл слов и переспрашивает: "Я должен был ему все сказать. - Должны? - проговорила она невнятно". Дальнейшие обвинения, которые предъявляет Н. Н. Асе ("Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты..."; "посмотрите лее, что вы наделали..."), являются, по сути, его самым решительным действием, в ответ на которое Ася отвечает не словами, а резким и неожиданным движением: "...она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла...".

Таким образом, диалог в повести и романе выполняет различные функции.

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что близкие по тематике повесть и роман Тургенева конца 50-х гг., с характерной для его творчества коллизией "счастья и долга", при ближайшем рассмотрении обнаруживают различия в характере конфликта, в изображении хронотопа, в роли второстепенных персонажей, в масштабах художественного мира, широте отражения действительности, форме повествования.

«Накануне»

Роман начинается со спора о природе и о месте человека в ней между двумя молодыми людьми — учёным Андреем Берсеневым и скульптором Павлом Шубиным. В дальнейшем читатель знакомится с семьёй, в которой живёт Шубин. Супруг его троюродной тётушки Анны Васильевны Стаховой, Николай Артемьевич, некогда женился на ней из-за денег, не любит её и водит знакомство со вдовой-немкой Августиной Христиановной, которая его обирает. Шубин живет в этом семействе лет пять, с момента смерти матери, и занимается своим искусством, однако подвержен приступам лени, работает урывками и не намерен учиться мастерству. Он влюблён в дочь Стаховых Елену, хотя не упускает из виду и её семнадцатилетнюю компаньонку Зою.

Елена Николаевна, двадцатилетняя красавица, с малолетства отличалась доброй и мечтательной душой. Её привлекает возможность помогать больным и голодным — как людям, так и животным. При этом она уже давно проявляет самостоятельность и живёт своим умом, но ещё не нашла себе спутника. Шубин её не привлекает в силу своей изменчивости и непостоянства, а Берсенев интересен ей своим умом и скромностью. Но затем Берсенев знакомит её со своим приятелем, болгарином Дмитрием Никаноровичем Инсаровым. Инсаров живёт идеей освобождения своей родины от турецкого владычества и привлекает живой интерес Елены.

После первой встречи Инсаров не сумел понравиться Елене, но всё переворачивается после случая в Царицыне, когда Инсаров защищает Елену от приставаний пьяницы огромного роста, зашвырнув того в пруд. После этого Елена признаётся себе в дневнике, что полюбила болгарина, но вскоре оказывается, что он намерен уезжать. В своё время Инсаров рассказал Берсеневу что уедет, если влюбится, так как не намерен отказываться от долга ради личных чувств, о чём впоследствии Елена Николаевна узнаёт от Андрея. Елена отправляется к Дмитрию и признаётся ему в любви. На вопрос, последует ли она за ним повсюду, звучит положительный ответ.

После этого Елена и Дмитрий какое-то время связываются через Берсенева, но тем временем с родины Инсарова приходят всё более тревожные письма, и он уже всерьёз готовится к отъезду. В один из дней Елена отправляется к нему сама. После долгого и жаркого разговора они принимают решение пожениться. Это известие становится для родителей и друзей Елены ударом, но она всё же уезжает с мужем.

Добравшись до Венеции, Дмитрий и Елена ждут прибытия старого моряка Рендича, который должен их переправить в Сербию, откуда их путь лежит в Болгарию. Однако Инсаров болен, у него начинается жар. Измученной Елене снится кошмар, и, очнувшись, она понимает, что Дмитрий при смерти. Рендич уже не застаёт его в живых, но по просьбе Елены помогает ей доставить тело мужа на его родину.

Спустя три недели Анна Стахова получает письмо от дочери: та направляется в Болгарию, которая станет её новой родиной, и никогда не вернётся домой. Дальнейшие следы Елены теряются; по слухам, её видели при войсках в качестве сестры милосердия.

 

 

Заключение.

Во всех трех романах находит выражение целая историческая эпоха жизни общества. Это достигается автором за счет особенностей изображения не только героев, но и истории их жизни, истории их родословных.

Сюжет, как я вижу, везде сходен - внезапное появление главного героя в однообразную провинциальную жизнь дворянского общества и, как неминуемое следствие этого появления, изменение жизни этого общества; история любви; развязка; эпилог.

Повествование романов происходит на фоне философских рассуждений героев о необходимости «делать дело», о смысле жизни, о добре и о любви. Обязательными являются во всех трех романах и экскурсы автора в прошлое героев и пейзажные зарисовки, которые сопутсвуют настроениям героям. Однако герои романов вечный вопрос «что делать» решают разными путями. Рудин, не найдя применения своему дару, расстается с жизнью защищая чужие идеалы; Лаврецкий успокаивается – ему даже удается, как он хотел, «пахать землю»; Инсаров остается верен своим идеалам до самой смерти. Женские образы героинь розняться так же. Если Наталья в «Рудине» выступает обличителем слабодушия полюбившегося ей Рудина, Елена продолжательницей дела и веры мужа, то образ Лизы Калитиной выглядит тусклым.

Наряду с историческим значением романы имеют и огромное воспитательное значение - все внимание автора сосредоточено на проблемах нравственных, на вопросах воспитания личности самоотверженной, цельной, целеустремленной.

 

Домашнее задание:

1. Изучить материалы урока.

2. Ознакомиться https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/i-s-turgenev/roman-i-s-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo.

3. Прочитать роман «Отцы и дети».

 

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

 

Приложение к уроку

РОМАН «РУДИН» (1856)

Вопросы: 1) Какова основная тема и идея произведения? 2) Чем пленил Рудин семнадцатилетнюю Наталью Ласунскую? 3) Сопоставьте образ главного героя с образами Онегина, Печорина. Что в них общее, что различно?

В романе И. С. Тургенев изобразил героя уже отошедшей эпохи. Рудин покорил общество блеском своего ума и красноречия. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих… Все мое богатство пропадет даром… Первое препятствие – и я весь рассыпался…» – сказал герой.

Рудин, вслед за Онегиным и Печориным, продолжил галерею образов «лишних» людей в русской литературе.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!