ПРОЧТИТЕ ПЬЕСУ «На дне» М.Горького

ОДБ.01 Литература

Группа № 78

Урок № 38

Тема: Социально-философская драма «На дне». Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей

Цели:

·  актуализировать опорные знания и умения по изучаемой теме;

· прочитать и изучить социально-философскую драму М.Горького «На дне»;

· прояснить смысл названия изучаемой пьесы и основную её проблематику;

· прививать любовь к чтению, к познанию в целом;

· способствовать развитию умения изучать и анализировать литературные художественные произведения;

· развивать логическое и аналитическое мышление, внимание, воображение, умение корректно и точно излагать свою точку зрения.

Средства обучения:

ü конспект;

ü теоретический материал урока;

ü учебник - Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др. ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2016. – 415 с.

ü текст пьесы – А.М.Горький «На дне»;

ü видео театральной постановки пьесы «На дне»

Ход урока

1) Актуализация ранее изученного материала (УСТНО - проверьте свое знание рассказа «Старуха Изергиль»):

1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?

2. От чьего лица ведется повествование в данном произведении?

3. В чем состоит особенность композиции произведения «Старуха Изергиль»?

4. Каким общим идеям подчинены все три части рассказа «Старуха Изергиль»?

5. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль?

6. Кто был отцом Ларры?

7. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям?

8. Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»?

9. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше?

10. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли на простор степи?

2) МАТЕРИАЛЫ УРОКА (ИЗУЧИТЬ, кратко ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ):

Материалы учебника – стр. 193 – 198 (повторить)

2.2. Дополнительный материал:

«Видел я всякие угнетения, какие делают под солнцем; и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И блажил я мертвых, которые давно умерли».

Экклезиаст, 4; 1; 2


«Кто-то сказал: если мое произведение все бранят, значит, в нем что-то есть. Если все хвалят, значит, оно плохо, а если одни хвалят, а другие бранят, тогда оно превосходно. По этой теории произведения Горького превосходны».

Л. Н. Толстой, 1903


«...От волнения слезы душили меня, от радости за всех вас, за театр, за Максимыча, за вечную идею добра, любви к людям, которая вспыхнула во всех людях, бывших в театре... Ну как же не праздник! Камни заговорили! Все озлобленные, живущие борьбой за существование люди, мертвые, вдруг ожили, и вместо злобы — любовь к человеку!»

Л. А. Сулержицкий, русский театральный режиссер, художник,

Общественный деятель, сподвижник К.Станиславского, 1902

 

 

Драма Максима Горького «На дне» (1902), созданная сразу же после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде мечты и правде реальности, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств.

 

Драма – один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой ), принадлежащий одновременно 2-м видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. Пьеса — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.  
Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву. Но тема бессолнечной жизни в пьесе осталась — в песне «Солнце всходит и заходит».

 

В данной драме мы слышим несколько повествований босяков о прошлом. С какой целью писатель столь активно использует этот элемент в пьесе?

Л. Н. Андреев (1902): «Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы, просветленном взгляде автора. Из романтика со всею бессознательною, хоть и красивою ложью романтизма он словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц — и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости. <....> Драма его лежит на широчайших социальных основах».

На вопрос, почему он «взял именно «бывших» людей и заставил именно их говорить то, что они говорят в пьесе», Горький в 1928 году отвечал так: «Потому, что эти люди оторвались от класса своего, свободны от мещанских предрассудков, им уже ничего не жалко, — но в этом и все их лучшее. К восстанию ради свободы труда они не способны. Ничего нового внести в жизнь не могут...»

Одному из корреспондентов М. Горький писал: «...русский босяк — явление более страшное, чем удалось сказать, страшен человек этот прежде всего отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».

Итак, как изображается место действия в пьесе? – Оно описывается в авторских ремарках:

- в первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».
Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: от зрителя и сверху вниз свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей.

Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам — нары».

Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни).

Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

 

- Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена сарая или конюшни «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

 

- В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

 

- Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре.

Как мы понимаем, обитателями ночлежки являются люди, опустившиеся на дно жизни; ночлежка – это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей».

Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел.

Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно
обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось — «все забыл».

Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни.

Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники.

Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

Известный русский поэт, драматург и переводчик, критик и исследователь литературы и языка И. Ф. Анненский отметил в драматургии пьесы «На дне» «три главных элемента:

1) сила судьбы;

2) душа бывшего человека;

3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы.                            

(Подумайте, прочитав пьесу,

в каких персонажах и их взаимодействии

это проявляется)

 

 

 

Итак, что же мы знаем о персонажах пьесы:

!!! ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ !!! – продолжите свой конспект кратко!

 

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, распределив данную о персонажах информацию

Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики
Актер
Алешка
Барон
Бубнов
Васька Пепел
Лука
Настя
Сатин

Причины попадания «на дно»:

Ø - В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьбу, поэтому «плывет по течению», опускаясь на дно.

 

Ø - Однажды убил человека, из-за чего был отправлен в тюрьму на 5 лет.

 

Ø - Загадочный странник, о котором мало что известно.

 

Ø - Вечно пьяный и веселый сапожник, который никогда не старался подняться по социальной лестнице. Его легкомысленность и привела его на дно.

 

Ø - Жизнь заставила опуститься на дно и стать девицей легкого поведения.

 

Ø - В прошлом имел невысокий, но дворянский титул, однако, судьба распорядилась так, что он утратил все свое богатство.

 

Ø - Потомственный вор, который дважды сидел в заключении.

 

Ø - На дно опустился из-за постоянного пьянства; в прошлом, вероятно, талантливый человек.

 

 

Характерные особенности и высказывания:

 

ü Влюбленный, слабохарактерный вор. «Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать»

 

ü Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств; говорит: «Все люди на земле лишние». «...Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да!..». «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…»

ü Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами.

 

ü Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины.

 

ü «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…». «Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»

 

ü «А я — ничего не хочу; я — ничего не желаю», «Зато я весёлый мальчик, зато я хороший»

 

ü Часто цитирует литературные произведения. « … главное – талант … А талант – это вера в себя, в свою силу…». «Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…»

 

ü Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать, направляет на истинный путь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…». «Человек — все может... лишь бы захотел...»

 

 

ИНТЕРЕСНО – о значении имен персонажей:

 

Васька Пепел, 28 лет.

Василий [греч. «царь, царский, царственный»]; Васька — мальчик, служка; распространенная кличка для кота. Пепел — изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах.


Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ — насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос.


Анна, жена Клеща, 30 лет.

Анна [др.-евр. «грация, миловидность»; «милость»; «благодать»].


Настя, девица, 24 года.

Анастасия [греч. «воскресшая, возрожденная»].


Бубнов, картузник, 45 лет.

Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Сравните выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.


Барон, 33 года.

Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства, которая у нас жалуется иногда и неслужащим, напр. именитым торговым людям. Баронить — важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу. Лишь в последнем акте Барон рассказывает о своей родословной: его предком был Густав Дебиль. Справка: Густав — немецкое имя из др.-герм, qunt’ — «сражение», star — «жезл»; некоторые считают, что имя образовалось из перестановки слогов в имени Август — лат. «священный, величественный»; фамилию Дебиль (видимо, ее и носит Барон) можно истолковать как: фр. débile — «слабый, хилый, немощный»

Сатин, приблизительно одного возраста с Актером; лет под 40.

Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Актер, приблизительно одного возраста с Сатиным; лет под 40.
Является ли сценический псевдоним Актера — Сверчков-Заволжский — «говорящим именем»? Если да, как бы вы его расшифровали? (Вспомните пословицы, в которых используется слово «сверчок»; Заволжье, славившееся обилием раскольничьих скитов, считалось одним из оплотов «старой веры».)

 

Лука, странник, 60 лет.

Лука<Лукиан [лат. «светлый, светящийся»]. Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук., X. 1), автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчеркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам: они дороже Ему, чем гордецы, хотя бы и справедливо кичащиеся своей добродетелью (притча о блудном сыне, мытаре и фарисее). Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ПРОЧТИТЕ ПЬЕСУ «На дне» М.Горького

И

ПОСМОТРИТЕ СПЕКТАКЛЬ

Год

(МХАТ – постановка К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко):

часть 1 – https://www.youtube.com/watch?v=6ekp7D7AdLI

часть 2 – https://www.youtube.com/watch?v=iioRvHGDHPc

И / ИЛИ

Год

(театр «Современник» - постановка Галины Волчек):

https://www.youtube.com/watch?v=XqeUZlUPbFY (1 серия)

https://www.youtube.com/watch?v=ZsxflLfy9TY (2 серия)

2) УСТНО ответьте на вопросы – разберитесь в персонажах, основном содержании и идеях пьесы!!! –

· Где происходят события пьесы? Как изображается место действия?

 

· Какие люди являются обитателями ночлежки? Чем объединены одинокие обитатели ночлежки «бывшие люди»?

 

· Каков конфликт драмы? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана? Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

 

· Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

· Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления

Луки?

 

· Какая сцена является завязкой конфликта?

 

· Каким образом Лука действует на ночлежников?

 

· Врал ли ночлежникам Лука? Свою точку зрения – докажите: подтвердите примерами из текста пьесы.

 

 

СФОТОГРАФИРУЙТЕ КОНСПЕКТ по материалам урока и ПИСЬМЕННОЕ задание (таблица – характеристика персонажей)

И ПРИШЛИТЕ!!!


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!