Петербург в повестях Н.В.Гоголя «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Записки сумасшедшего»



МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного». Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Сам писатель не объединял повести, в которых изображён Петербург, в особый цикл.

«Невский проспект» (1834)

Записки сумасшедшего» (1834)

«Шинель» (1835)

«Нос» (1832)

 

Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл.

Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника, можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие. Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами. Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега. Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» - это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города. Петербург Гоголя поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губительный для человеческих душ.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего. Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина. Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.

 

Повесть «Невский проспект»

· Темой Невского проспекта открывается первая из петербургских повестей. Её страницы, посвящённые главной улице города, играют роль пролога ко всему циклу. Н.В.Гоголь ласково называет этот проспект красавицей столицы. Но эта красавица весьма обманчива и мало кому приносила счастье. Здесь мы видим своеобразный ироничный гимн Невскому проспекту, который является просто выставкой человеческого достатка в жизни, где «пахнет одним гуляньем», где процветает «жадность и корысть» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Столица дворянской России, отражением которой является Невский проспект, с внешней стороны – выставка роскоши, модного великолепия и пышности, ослепляющая бедного мечтателя вроде Пискарёва. Но за блестящим фасадом дворянской монархии скрывается глубокий общественный упадок. Блеск и красота, увлекающее опьянение и суета столичной жизни – обман, под покровом которого таится извращение всех человеческих ценностей, страстей и понятий, - таков конечный вывод автора-сатирика.

· Не случайно повесть открывается описанием Невского проспекта и всей сменяющейся на нём пёстрой вереницы лиц разного возраста и состояния. Панорама Невского проспекта, картины его жизни в разные часы – с утра до вечера – позволяют Н.В.Гоголю дать своеобразный физиологический «разрез» Петербурга. Красавец-проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров». В многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается, как в зеркале, жизнь всего огромного города. Однако красота шумного проспекта призрачна и обманчива. Утром здесь «пахнет горячими хлебами» и «нищие собираются у дверей кондитерских». Ломовой извозчик тащит «красный гроб бедняка». Вечером «будочник… карабкается… зажигать фонарь» и дома начинают «мерцать обманчивым светом». Если дневной свет приглушает характер проспекта, если люди, мелькающие на нём в течение дня, затмевают собственный облик города, то вечером он – сам по себе: «оживает и начинает шевелиться». Люди не так заметны в сумерках и ночью – более явственны их тени: «длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста».

· Н.В.Гоголь представляет образ Петербурга и глазами местных художников: «земля снегов», «всё мокро, гладко, ровно, серо, туманно», «тихое искусство», «маленькая комната», «голые стены», «нищая старуха», «пыль», «стены, запачканные красками, с растворённым окном, сквозь которое мелькает бледная Нева и бедные рыбаки в красных рубашках», «серенький мутный колорит»…

· Да и сами художники не похожи на итальянских, которые горды и горячи, как сама Италия. Это петербургские живописцы – кроткие, застенчивые. Для Пискарёва нет волшебного света ночного Невского проспекта. Его путь освещает обманчивый свет одинокого уличного фонаря. Н.В.Гоголь характеризует комнату, куда попадает Пискарёв «отвратительным приютом, где основал своё жилище жалкий разврат, порождённый мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». В ней царит «неприятный беспорядок, … голые стены и окна» затянуты серой паутиной. Обитатели же этого жилища поражают «изношенностью» своих лиц.

· Сам город превращается в его переживаниях в мистические видения, что подтверждает абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль. «Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу…» Город становится как будто живым. Он словно бы вбирает в себя постепенно художника, теряющего связь с реальной, размеренной, лишённой мечты жизнью.

Невский проспект - не просто место, где разворачивается действие, это герой, меняющий свой облик в разное время суток. Он - лицо Петербурга, его сердце и его душа. Невский проспект, блистающий огнями и манящий причудливыми вывесками, живой, "непостижимый" и "всемогущий", Невский проспект - "все обман, все мечта, все не то, чем кажется!".

· Сопоставление начальной и финальной частей повести «Невский проспект» заставляет задуматься вот над чем: если «улица-красавица» столицы, которая «составляет всё» для Петербурга, «лжёт во всякое время», что же тогда весь город? Особую роль в петербургских произведениях писателя играет время сумерек. Именно в неверном и заманчивом свете ламп всё как-то искажается или, наоборот, приобретает истинные качества. Определяя город Гоголя прилагательными, чаще всего употребляются именно те, которые связаны с его миражностью: таинственный, неустойчивый, переменный, меняющийся, двоящийся, зыбкий, обманчивый и так далее. Этот демонический образ олицетворяет дух Петербурга Н.В.Гоголя.

Петербург в повестях Н.В.Гоголя «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Записки сумасшедшего»

· Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах петербургских повестей. Герой «Носа», майор Ковалёв, - это преуспевший на службе, чрезвычайно заботящийся о своей одежде и наружности, пошловатый и самодовольный коллежский асессор – один из представителей той толпы провинциальных искателей денег и чинов, которые в гоголевском Петербурге каждый день фланировали по тротуарам Невского проспекта. Воображая себя майором, Ковалёв постоянно «задирает» свой нос перед окружающими и становится жертвой «чиномании». В лживом мире вместо человека начинают действовать его фикции. Его значимость определяется не внутренними достоинствами, а предметами модного туалета или его положением в чиновничьей иерархии. В повседневной жизни Петербурга Н.В.Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а душах горожан – соединение уродливого, трогательного и смешного.

· В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарёв, потрясённый лживостью внешней красоты, отказывается от жизни: прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений». Он уходит в мир опиумных грёз, а затем перерезает себе горло. В «Портрете», напротив, заветная мечта героя-художника как будто сбывается. Внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством и не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества. Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант. Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища - таланта, он, движимый злобой и завистью, тратит своё огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумной горячке умирает.

· Н.В.Гоголь не идеализирует столицу – это не только парадные улицы и дворцы, много в нём и дворов-колодцев, безликих домов, подъездов с грязными и тёмными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, ведущие жалкое существование. Город многолик во всём. В нём живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки. Обездоленная часть Петербурга – это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и буднична, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги («Невский проспект»).

· В гоголевских петербургских повестях в значительной мере сказались глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Автору удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в его секреты, постичь скрытую от глаз простого обывателя фантастику Петербурга. Н.В.Гоголя занимает не детальное описание отдельных характеров, а изображение общего склада жизни столицы, её наиболее глубоких и острых социальных и нравственных противоречий, трагической судьбы простого человека, живущего и гибнущего среди всеобщего равнодушия. Для писателя этот прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный город существует в двух мирах: реальном и нереальном. Все повести о Петербурге связаны общей проблематикой: власть чинов и денег; единством основного героя – «маленького человека». Петербургские повети правдиво воссоздают обобщённую картину Петербурга 30-х годов XIX века, отражавшую социальные противоречия, свойственные всей стране.

 

Практическое занятие № 5


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!