Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

Г. (вторник)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 74

Урок № 40

Тема: «Иосиф Александрович Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве»

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

Цели урока:

- знать основные биографические данные поэта, особенности его лирики; выявить широту проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского;

- продолжить развитие навыка анализа поэтического текста;

- воспитывать на примере лирики поэта общечеловеческие ценности, чувство любви к поэтическому слову.

 

 Материалы урока:

Жизненный и творческий путь Иосифа Александровича Бродского (1940–1996).

«Я родился и вырос в балтийских болотах…»

Так начал Бродский исповедальное стихотворение, в котором сравнил прибалтийский пейзаж, – ровный, монотонный и словно безразличный к прохожему – с собственной поэтической речью.

Бродский родился в Ленинграде в семье фотографа и домохозяйки. Он даже не окончил среднюю школу, откуда ушел в одночасье, не забирая документов: просто заскучал, собрал вещи и хлопнул дверью.

Сменил много профессий – от фрезеровщика на заводе «Арсенал» до рабочего в геологических экспедициях в Якутии и Средней Азии. Молодой человек «без определенных занятий» сразу обратил на себя внимание властей и сверстников. За ним пристально следил КГБ, но до поры до времени Бродского не трогали.

Сверстников привлекала его внутренняя свобода в сочетании с абсолютной одержимостью поэзией.

В 1959 г. известный молодой литератор Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой. Поэтесса сразу посоветовала «собирать его черновики»: стихи привлекли её глубиной, темпераментом, дерзостью. Бродский быстро стал первым среди равных: начав писать в 17 лет, к 19 стал виртуозом. Уже в ранних стихах видна установка поэта на трезвость, рассудочность, здравый смысл:

Да. Лучше поклоняться данности

с убогими её мерилами,

которые потом,

до крайности,

послужат для тебя перилами

(хотя и не особо чистыми),

удерживающими в равновесии

твои хромающие истины

на этой выщербленной лестнице.

«Одиночество», 1959

Уже ранние стихи (1959–1962) Бродского поражают напряженностью и напором. Первый признак поэтической энергии – желание читателя произносить стихи вслух. Тогда же Бродский осваивает ещё один любимый свой прием – повтор. Повтор у него представлен самыми разными вариантами – рефрены, анафоры (повторение одинаковых или похожих звуков, слов, групп слов или ритмических построений в начале рядом стоящих строчек или строф), нанизывание одинаковых синтаксических конструкций.

Повсюду ночь: в углах, в глазах, в белье,

Среди бумаг, в столе, в готовой речи,

В её словах, в дровах, в щипцах, в угле

Остывшего камина, в каждой вещи.

В камзоле, в башмаках, в чулках,

в тенях

За зеркалом, в кровати, в спинке стула,

Опять в тазу, в распятьи,

в простынях,

В метле у входа, в туфлях. Все уснуло.

Перечисление как одна из форм организации стихотворения будет встречаться и в более поздних произведениях.

В 60-е годы, когда страна переживает массовое увлечение поэзией, Бродского не печатают. В его стихах нет и тени «оттепельного» энтузиазма, зато налицо стойкое отвращение к любым коллективам, сообществам и пафосу великих строек.

В 1964 году в России началась кампания против «тунеядцев», и под неё попал Бродский, не имевший постоянной работы и живший переводами. «Какую биографию делают нашему рыжему» – так ядовито, но и восхищенно отозвалась Анна Ахматова на арест Бродского.

На суде молодой поэт вел себя с исключительным достоинством и на вопрос: кто дал ему право называться поэтом, – ответил с исчерпывающей точностью: «Я думаю, что это от Бога… А кто причислил меня к роду человеческому?» Стенограмма процесса, выполненная журналисткой и писательницей Вигдоровой, широко ходила в «самиздате» и попала в зарубежную печать. Так Бродский получил международную известность, немало забавлявшую его самого.

Поэт отбывал ссылку в деревне Норенской Архангельской области – а в Америке тем временем выходил его первый сборник «Стихотворения и поэмы» (1965 г.), составленный и переправленный за границу его друзьями.

Условия жизни Бродского в ссылке оказались весьма тяжелыми, но, по свидетельствам друзей поэта, утешением ему служили слава опального поэта, растущее уважение к его таланту и дружелюбное отношение местных жителей. Последнее обстоятельство вряд ли можно считать случайностью – Бродский никогда не испытывал высокомерного презрения к тем, кто жил хуже и знал меньше, чем он. Из ссылки поэт вернулся через полтора года, благодаря заступничеству А. Ахматовой, К. Чуковского и др.

Бродский никогда не был политическим поэтом, стихотворные агитки заслуженно презирал, но его также не устраивала поза небожителя, безразличного к современности. Политические выкладки в стихотворении «Речь о пролитом молоке» (1967) довольно поверхностны: «желтая» опасность, обреченность белой расы, мечты о «брачных узах» Труда и Капитала. Однако заслуживает уважения сама энергия неравнодушия, с которой он призывает соотечественников проснуться от душевной спячки:

Я люблю родные поля, лощины,

Реки, озера, холмов морщины.

Все хорошо. Но дерьмо мужчины:

В теле, а духом слабы.

Это я верный закон накнокал.

Все утирается ясный сокол.

Господа, разбейте хоть пару стекол!

Как только терпят бабы?

Никогда не стремясь к ссоре с режимом и соответственно к славе опального поэта (до самого отъезда он не терял надежды напечататься в СССР), Бродский тем не менее вынужден был – как честный очевидец – говорить о впадении родины в сон, безразличие:

Все вообще теперь идет со скрипом.

Империя похожа на трирему

в канале, для триремы слишком узком.

Гребцы колотят веслами по суше,

и камни сильно обдирают борт.

Нет, не сказать, чтоб мы

совсем застряли!

Движенье есть, движенье происходит.

Мы все-таки плывем. И нас никто

не обгоняет. Но, увы, как мало

похоже это на былую скорость!

«После нашей эры», 1970

Говоря «мы», Бродский тем самым показывает, что не отделяет себя от страны. Он тоже один из жителей империи – чуть более ироничный и здравый, чем остальные. Он пытается найти выход:

Сегодня ночью я смотрю в окно

и думаю о том, куда зашли мы?

И от чего мы больше далеки:

от православья или эллинизма?

К чему близки мы? Что там впереди?

Не ждет ли нас теперь другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны мы принести ей

в жертву?

«Остановка в пустыне», 1966

В 1972 г. Бродского вынудили уехать из страны. Он был поставлен перед выбором: либо отъезд – либо арест. Он выбрал США, где его ждали восторженные почитатели – специалисты по славянской культуре, студенты-слависты и эмигранты.

В Америке Бродский, утратив родную почву, трудно привыкал к новой среде. Его стихи после эмиграции – страшно опустевший мир. Пейзаж окончательно вырождается в натюрморт, привязанностей нет, общение утомительно, главное состояние лирического героя – неврастения.

Вокруг – чужая языковая среда, а следовательно, и поэзия, основанная на других законах, других ритмах. И Бродский постепенно отказывается от классических размеров. Строки стихов непомерно удлиняются, резко возрастает количество переносов фразы (и даже слова) со строки на строку. Ритм словно размывается, расшатывается.

По воспоминаниям поэта Кушнера, Бродский сетовал на страшное одиночество, которое мучило его с самого отъезда из России. И никакая литературная слава не могла его скрасить.

Эк куда меня занесло!

Он чувствует смешанную с тревогой

гордость. Перевернувшись на

крыло, он падает вниз. Но упругий слой

воздуха его возвращает на небо,

в бесцветную ледяную гладь.

В желтом зрачке возникает злой

блеск. То есть помесь гнева

с ужасом. Он опять

низвергается…

«Осенний крик ястреба», 1975

Низвергающаяся, «скованная морозом» птица – символ гибели поэта. А эта гибель, в свою очередь, лишь начало великого оледенения, к которому все отчетливей стремится мир.

Наиболее отчетливо это состояние одиночества и крайней усталости выразилось в «Части речи» (1975–1976) – цикле стихотворений, состоящих из трех строф и как бы пересматривающих всю предыдущую поэзию Бродского. Темы любви, смерти, изгнания, всеобщей бессмыслицы звучат здесь с небывалой силой.

В 1987 году Иосиф Александрович Бродский был удостоен Нобелевской премии (став самым молодым «нобелиатом» по литературе). Это самая престижная международная премия (с 1901 г.). При её получении лауреат произносит речь, в которой высказывает свои самые важные мысли.

Бродский в речи подчеркивал, что поэт – «средство существования языка… тот, кем язык жив». В 1991 году – избран в США поэтом-лауреатом (в США это поэт, получающий государственную субсидию и участвующий в формировании государственной литературной политики). Он смог наконец оставить преподавательскую деятельность, много ездил, переводил, писал эссе на английском языке. Но не собирался в Россию, даже с недолгим визитом, предпочитая принимать друзей в США.

О позднем Бродском вспоминают по-разному: обычно замкнутый и высокомерный, в кругу старых друзей он становился оживленным, веселым и доброжелательным. Вместе с тем он мало верил, что возможна гармония между ним и любой государственной системой, между поэтом – и самым терпимым обществом.

Анализ стихотворений

    “Осенний крик ястреба” – стихотворение, написанное в 1975 году и считающееся одним из наиболее известных и загадочных произведений Бродского. Его важнейшая особенность – четкий сюжет. В лирике Иосифа Александровича он встречается довольно редко (например, в “Новом Жюль Верне”, “Посвящается Ялте”, “Post аеtatem nostram”).

Описать происходящие события можно посредством пары-тройки предложений. Ястреб парит в небе над долиной реки Коннектикут в конце октября. Против своей воли птица поднимается все выше и выше – ее уносит

сильный ветер. В итоге она погибает из-за недостатка кислорода.

Пух и перья, сыплющиеся с неба, американские дети принимают за снег и начинают радостно приветствовать приход зимы.

В той или иной степени “Осенний крик ястреба” соотносится сразу с несколькими литературными произведениями. Начнем со стихотворения Баратынского “Осень”. В обоих текстах совпадает ряд пейзажных элементов, а также временной вектор “осень-зима”. Крик ястреба можно сравнить с криком отчаяния, подавляемым лирическим героем Баратынского.

Также есть отсылка к другому стихотворению русского поэта девятнадцатого    столетия – “Недоносок”. У Бродского ястреб оказывается слишком высоко, хотя и не желает этого, и не может вернуться на землю. У Баратынского перед читателями предстает полет “ничтожного духа”.

Есть версия, что Иосиф Александрович ориентировался не на какие-то конкретные стихотворения великого коллеги. По мнению некоторых исследователей, гений двадцатого века опирался на весь сборник “Сумерки”, изданный в 1842 году.

Сюжет “Осеннего крика ястреба” явно коррелирует со знаменитой историей об Икаре. Бродский создает новейший миф, при этом его послание остается не до конца ясным. Стихотворение наполнено реалистичными деталями, не свойственными архаике, – упоминаются особенности климата, подробности из мира географии и биологии. Кроме того, порой мелькает наукообразная лексика.

Поэт будто старается убедить читателей в протокольной точности описания произошедших с ястребом событий. Впрочем, реалистичность Иосифа Александровича вполне условна. Он допускает ошибки и по отношению к географии, и касательно поведения птицы.

Получается, что при помощи якобы точных примет Бродский создает картину символическую.

Особое внимание стоит обратить на то, как поэт рассказывает непосредственно про крик ястреба, залетевшего слишком высоко. Получившийся звук – неповторим и оригинален. Ни одно живое существо на земле не способно издать нечто подобное:

…Пронзительный, резкий крик
Страшней, кошмарнее ре-диеза
Алмаза, режущего стекло…

     Предсмертный вопль птицы описывается Иосифом Александровичем посредством сравнения – “так отливаться не могут слезы никому”. Бродский перефразирует популярную русскую поговорку “Отольются кошке мышкины слезки”. По его мнению, страданий, испытанных птицей на пороге смерти, не заслуживает никто на свете – даже самый закоренелый и злостный преступник.

Широкое распространение получила точка зрение, согласно которой “Осенний крик ястреба” – стихотворение о поэте. Птица символизирует alter ego Иосифа Александровича. Фактически перед нами – романтический герой, похожий на тех, что фигурируют в стихотворениях Лермонтова, Цветаевой.

В чем ключевое отличие произведения Бродского? Поэт романтического героя рисует не демоном, жрецом или пророком, а рефлексирующим интеллектуалом-отщепенцем. Если рассматривать “Осенний крик ястреба” в первую очередь как трагическую историю творца, становится понятно, почему именно это стихотворение особенно высоко оценивали многие коллеги Иосифа Александровича по цеху.

Анализ стихотворения «На смерть Жукова»

    Находясь в эмиграции, Иосиф Бродский продолжал внимательно следить за всеми событиями, которые происходят в СССР. Когда в 1974 году умер Георгий Жуков, который еще при жизни получил негласный титул маршала Победы, опальный поэт посвятил этому выдающемуся человеку стихотворение. По структуре оно выдержано в духе старинных од, которые были приурочены к знаковым событиям – гибели, рождению или же бракосочетании.

Царственных особ. Однако по содержанию стихотворение “На смерть Жукова” вряд ли может претендовать на панегирик, так как в своей оценке деятельности этого полководца Иосиф Бродский постарался быть максимально объективным.

Автор признается, что он находится слишком далеко от Москвы, поэтому не может судить о том, как простые люди восприняли уход из жизни одной из ключевых фигур Второй мировой войны. В такой ситуации он лишь может констатировать: “Вижу в регалиях убранный труп: в смерть уезжает пламенный Жуков”.

Бродский не отвергает заслуг этого прославленного генерала, который, фактически, выиграл войну и был настолько популярен среди народа, что впал в немилость к Сталину, не терпящему конкуренции во власти. Однако поэт видит и обратную сторону медали того, что произошло, отмечая: “Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую!”. Автору интересно, вспомнил ли полководец об этих людях пере смертью, успел ли покаяться в том, что вел на верную гибель тысячи людей, считая их обыкновенным “пушечным мясом”.

Действительно, Жуков разделял мнение Сталина о том, что гибель одного человека – это трагедия, а смерть сотен тысяч русских солдат – это уже статистика. И его можно понять, потому что в тот момент была поставлена конкретная задача – добиться победы любой ценой. Однако Иосиф Бродский убежден, что плата оказалась непомерно высока, потому что вернуть к жизни тех, кто был убит на этой кровавой войне по вине великого полководца, уже невозможно.

Поэтому поэт предрекает, что за гибель других Жукову придется расплатиться полной мерой. Отчасти он уже начал отдавать долги при жизни, когда оказался в опале и понял, что судьба далеко не всегда будет к нему благосклонна. Возможно, он просто выполнил свою миссию и выиграл войну, после чего должен был уйти со сцены.

У Жукова, как считает Бродский, было достаточно времени на то, чтобы осознать масштабы трагедии 1041-45 годов и хотя бы мысленно попросить прощения не только у погибших, но и у их семей. Однако если судить по мемуарам полководца, этого не произошло, поэтому поэту интересно, что он ответит своим подчиненным, оставшимся в братских могилах, когда встретится ” в адской области с ними”.

Поэт уверен, что Жуков непременно попадет в ад, так как на его совести – тысячи загубленных и ни в чем не повинных душ. Даже тот факт, что погибшие в бою воины очищаются перед Богом от всех грехов только за то, что вынуждены были взять в руки оружие для защиты своих семей, не может умалить вины маршала. С другой стороны, Бродский прекрасно понимает, что Советский Союз никогда бы не выиграл эту войну без Жукова, который заложил свою душу темным силам ради того, чтобы остановить “коричневую чуму”.

Этот парадокс не дает покоя поэту, который не понимает, почему ради достижения благих целей люди должны действовать столь жестокими и кровавыми методами. И у автора, по-видимому, нет ответа на этот вопрос. Свои стихи, посвященные Жукову, Бродский считает “жалкой лептой”, но признается, что посвящает их человеку, “спасшему родину”.

Хотя в том, что имя маршала будет увековечено, поэт сомневается, предрекая, что подвиги этого полководца очень скоро канут в Лету.

 

Домашнее задание:

1. Законспектировать материалы урока.

2. Сделать анализ стихотворения «Сонет».

3. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

 

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!