Прослушивание музыкальных фрагментов:



Элементы двухголосия.Романс.

Цели и задачи:

- рассказать детям об эпохе романса, охарактеризовать направления развития русской музыкальной культуры;

- продолжить «интонационное исследование» городской лирики, познакомиться поближе с жанром городского романса (обрисовать связанную с ним проблематику, привести музыкальные примеры), уметь анализировать черты жанра;

- обсудить интонационное взаимодействие сельского и городского бытового музицирования, выявить новые черты, появившиеся в крестьянском романсе в 19 веке;

- совершенствовать вокальные способности обучающихся при исполнении лирических песен и романсов: учить передавать задушевные, искренние интонации в пении.

 

Музыкальный материал:

Романс М. Яковлева на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет».

Романс «Утро туманное». Музыка Виктора Абазы, стихи И. Тургенева.

Романс «Нет, не любил он...». Муз. А. Гуэрчиа, сл. Е. Дельпрейте, рус. перевод М. Медведева.

«Из-за острова на стрежень», русская народная песня, сл. Дм. Садовникова.

«Среди долины ровныя». Муз. О. Козловского, сл. А. Мерзлякова.

 

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!..

Ритмическая игра

Проверка домашнего задания

Обучающиеся демонстрируют свои «сочинения» романсов.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент русской народной песни «Лучина» в исп. Ф. Шаляпина.

- Что за мелодия прозвучала? Назовите прозвучавший народный песенный жанр.

- Народная песня «Лучина», жанр лирической, протяжной песни.

- Охарактеризуйте музыку.

- Задушевная, лирическая мелодия. Настроение грусти и печали. Темп очень медленный, лад минорный, динамика тихая, звуковедение протяжное, широкое, распевное, плавное.

- Что значит «лирическая» песня? Что такое лирика?

- Стихи, песни, размышления о любви, жизни, выражающие душевные переживания человека. По характеру – задумчивые. Иногда хочется плакать.

- Совершенно верно, ребята, лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».

Лирика род музыки и литературы, выражающий личные переживания человека. Как жанр лирика (от греч. лира — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) зародилась именно в песне, выражающей настроение певца. Это - обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека.

- Какой вокальный жанр академической музыки лучше всего может передать чувства человека, его душевные переживания?

- Романс.

- Что такое романс?

- Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Исполнение романса «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ст. А.С. Пушкина.

- А как возник этот жанр, как он зародился?

- Произошло смешение протяжных народных песен с городской лирикой.

- Сравните «Лучину» и «Буря мглою небо кроет» - откуда и куда проникли эти песни, как распространились?

- Народная песня «Лучина» - из деревни в город: певец Ф. Шаляпин услышал ее, находясь в деревне, от мельника.

Музыка романса «Зимний вечер» была написана к стихам А. Пушкина, романс был привезен из города в деревню, полюбился народу и прижился: его запели в народе.

- Что значит «переосмысление» музыки?

- Ее «второе рождение»: музыка звучит немного иначе – так, как чувствует ее и понимает исполнитель.

- Рассмотрите картины на ст. 59 учебника. Соотнесите народную песню «Лучина» и романс «Зимний вечер» с картинами художников. Как звучат эти картины? Какую музыку к ним вы выберете? Почему?

Рассматривание картин: В. Панов. Иллюстрация к драме М. Лермонтова «Маскарад»; Е. Моисеенко. Портрет матери.

Рассуждения учащихся.

Постановка проблемы. Целеполагание

Сегодня мы продолжим музыкальные «романсовые» исследования. Прослушаем, сравним и проанализируем песни подлинного народного происхождения, но испытавшие сильное влияние городской лирики и старинные романсы, представляющие собой уже собственно городскую лирику. Разучим некоторые песни и романсы и поучимся передавать задушевные, искренние интонации в пении.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Жанр романса

- Жанр романса родился в 19 веке. Для характеристики эпохи, в которую происходило становление русского классического романса, я приведу несколько высказываний музыковеда Б. Асафьева.

Итак, Б.В. Асафьев: «...Здесь сплетаются сложные влияния: с одной стороны, великорусская и украинская песня соперничают друг с другом, с другой — через нарождающуюся оперу, особенно французскую комическую, всё сильнее и сильнее проникают иноземные мелодические течения, и происходит постепенное всасывание европейского мелоса и поглощение его российской песенной культурой».

«...Дело в том, что тогда живая деревенская песня звучала ещё в столице на каждом шагу. Поэтому, конечно, о её целости заботились меньше, чем о том, чтобы рационально культивировать её с помощью западноевропейских приёмов обработки. Песня с сопровождением была тогда любимым жанром в Германии. (…) Нередко было, что и сочинённая в городе песня шла в народ...».

«...Песня в городе, в обрамлении городского инструментализма есть новое образование, новый слой, новый жанр, подобно тому, как в папском Риме памятники, выстроенные из материала разрушенных античных памятников, суть новые художественные явления».

Вот так, по мнению учёного, начиная с первых десятилетий 19 века, образовывался новый романсный стиль, в котором прослеживаются два направления: одно из них создаёт бытовой романс с элегической, мечтательной или буйно-весёлой окраской мелодии (под влиянием бытовой цыганской песни) и другое направление - художественно выразительный романс более индивидуального характера, образующийся под иностранным воздействием и в котором народные песенные элементы поглощаются мелодией в западноевропейском стиле. Такой романс был почти неотличим от песен с сопровождением. Так был сделан решающий шаг в становлении русского классического романса: песенного романса или романсного характера песни с инструментальным сопровождением. Этот период связывают с именами русских композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова и др.

Один из таких классических песенных романсов «Утро туманное» Виктора Абазы мы сегодня разучим.

Романс был написан на стихи И.С. Тургенева «В дороге». Стихотворение посвящено воспоминаниям о былом, о прошедшем времени, идеализируемом лирическим героем, спокойным и умиротворённым, который находится в дороге. Герой-путешественник погружается в воспоминания о прошлой любви, переживает. Расставание, прощание с возлюбленной – такова тема романса. Но произведение вовсе не несёт в себе отпечаток безнадёжной тоски, т.к. музыка и последняя строка - «глядя задумчиво в небо широкое» - передают ощущение просветлённости и, видимо, размышлений о встрече с другой, будущей любовью.

Прослушайте романс, охарактеризуйте музыку.

1. Слушание романса «Утро туманное» (муз. В. Абазы, сл. И. Тургенева)

- Подберите музыкально-выразительные средства, характеризующие музыку романса.

- Минорный лад, темп неторопливый, звуковедение плавное, протяжное.

- Характер мелодии – спокойный, грустный, задумчивый, лирический, умиротворённый.

- Настроение – грустно-мечтательное.

- К городской лирике или к народной протяжной песне вы отнесете этот старинный романс?

- Старинный романс «Утро туманное» представляет собой городскую лирику.

Разучивание романса.

 

2. Большой разговор о лирической музыке

Наш семейный музыкальный быт

- Ребята, скажите, а поют ли у вас дома народные песни, старинные романсы? Попробуйте назвать произведения, которые исполняются в вашей семье.

Ответы учащихся (учащиеся обычно называют всё что угодно, и лишь очень редко нужные произведения).

- Да, к сожалению, приходится констатировать факт, что «песни бабушек и дедушек» постепенно уступили в быту место развлекательным жанрам отечественной и зарубежной массовой культуры. А если иногда и поются «песни прошлого», то, как правило, лишь за столом в праздники. Другими словами – «иные времена — иные песни».

И, не смотря на то, что и романс, и народная песня – явления самоценные, их вытеснила другая массовая культура, подчас не самого высокого уровня.

Я прочту вам сейчас слова советского историка и музыковеда Ю.В. Келдыша. Как вы их понимаете:

«Это отражается на судьбе специфических видов „бытовой“ музыки. Стиль бытового романса испытывает очевидный процесс деградации. (...) …в дальнейшем „бытовой“ романс всё более теряет те черты неподдельной душевной теплоты и правдивости выражения, которые определяли его жизненную ценность, и приобретает налёт салонной наигранности, деланности чувства или лёгкой щекочущей развлекательности...».

Размышления учащихся.

Я специально остановилась на этих словах Ю.В. Келдыша. Такие жанры бытового музицирования, как «жестокий романс» («Он говорил мне...») или «разбойничья песня» (куда попал и «Стенька Разин»), — всё это продукты мещанского (обывательского, неутонченного) музыкального сознания. Хотя они и нравятся многим, но это — всё же дурной вкус! Прослушайте фрагменты этих песенных романсов и попытайтесь ответить: почему?

Прослушивание музыкальных фрагментов:


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!