Художественные особенности романа



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»

2. Композиция и жанр романа

3. Сюжетные линии в романе.

Тезаурус

Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств.

Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов.

Буффонада – (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры. Основана на резком преувеличении (гротеск).

Фантасмагория – (от греч. phantasma – видение, призрак и agoreuo – говорю) причудливое видение, фантастический образ, призрак, галлюцинация, нечто нереальное.

 

Роман «Мастер и Маргарита» — пожалуй, одна из самых загадочных книг XX века. Кто-то сразу же влюбляется в это произведение, кто-то не понимает его, кто-то и вовсе относится отрицательно. Но нет человека, кого бы этот булгаковский текст оставил равнодушным. Почему «Мастер и Маргарита» и спустя много десятилетий вызывает такие противоречивые мнения и споры? Что хотел донести до читателя автор? Над чем мы должны задуматься, читая роман? Какова его история?

Работу над произведением Булгаков начинает в 1929 году. Но рукопись первой редакции он уничтожает в марте 1930 года. Об этом писатель сообщает в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Вновь «Мастеру и Маргарите» Булгаков возвращается спустя три года. В письме литератору Викентию Версаеву он пишет: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатёнках, я стал мазать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю?».

В 1934 году черновик романа готов, но надежд на его публикацию нет. В 1937-ом Булгаков вновь возвращается к произведению, чтобы уже не расставаться с ним до последнего вздоха. Чистовой вариант закончен в 1938 году, но и после этого Булгаков многое дополняет в текст. На протяжении работы над романом меняется и название произведения. Среди вариантов: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Князь тьмы». И только в 1937 году появляется «Мастер и Маргарита».

Эпилог написан 14 мая 1939 года и остаётся неизменным. Писатель так и не заканчивает произведение при жизни. Фабульно он завершён, но Булгаков не успевает отточить последние главы: в них остаются несоответствия, которые может заметить внимательный читатель.

Впервые «Мастер и Маргарита» печатают в 1966–1967 годах в двух номерах журнала «Москва». При публикации романа не обходится без вмешательства цензуры: в тексте сделано множество правок. Только в 1973 году издательство «Художественная литература» выпускает три романа Булгакова — «Белая гвардия», «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» — под одной обложкой. С текстом книги может познакомиться любой желающий.

Всё, что переживает писатель на своём веку – и счастливого, и тяжёлого, – все свои самые главные мысли и талант отдаёт Булгаков своему главному произведению.

Мы видим, что произведение затрагивает практически все стороны человеческой жизни.

У него многомерная структура. Действие развивается в трёх измерениях: земном, потустороннем (мистическом) и художественном.

Мы следим за тремя сюжетными линиями: приключениями Воланда и его свиты в Москве, событиями в древнем Ершалаиме и историей любви главных героев.

Список персонажей романа велик. Ряд героев действуют во всех сюжетных линиях, ряд присутствует только в одной из них. Все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» уникален. Он неисчерпаем на всевозможные подтексты и аналогии, и каждый читатель открывает в нём собственный смысл.

В центре повествования герой-правдоискатель, мудрец, который ищет истину. Благодаря этому герою у автора появляется возможность связать современную жизнь с веками истории цивилизации. «Мастер и Маргарита» – это роман в романе. Он многомерен и соединяет в себе философский, фантастический, сатирический и бытовой аспекты.

Художественные особенности романа

Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную композицию. В нём присутствуют три мира. Персонажи этих миров живут своей жизнью. «Евангельские» главы отличаются по стилю от московских глав. Их характеризует скупость изображения, высокий стиль трагедии. Московские главы написаны в разной стилевой манере: это и гротесковые, и лирико-драматические, и фантасмагорические сцены. Автор использует различную лексику: от грубой разговорной до поэтической, изобилующей повторами и метафорами.

Сцены столкновения Воланда с жителями Москвы одноплановы: встреча, испытание, разоблачение и наказание.

Описание событий дано с точки зрения персонажей, которые в них участвуют.

Незримо в романе присутствует автор. Его замечания служат средством создания эффекта документальности.

 

Практическое занятие № 57

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита»

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

ВЫВОДЫ:

Проблемы, раскрытые в «Мастере и Маргарите»:

– проблемы противоречивости человеческих поступков, человеческого благородства и низости;

– проблемы сохранения чести и человеческого достоинства;

– проблемы одиночества человека в обществе;

– проблемы взаимоотношений человека и искусства;

– проблемы взаимоотношений человека и власти;

– общечеловеческие философские проблемы.

Особенность композиции состоит в том, что это «роман в романе». В романе изображены три мира:

1) современный автору московский мир 1930-х годов;

2) древний Ершалаимский мир;

3) потусторонний мир.

Жанр: философский, фантастический и сатирический роман.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!